См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 ноября 2022 г. N 12-47/44640

ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение по вопросу проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ (далее - инвентаризация) для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее - объекты ЦСВПиГО) и сообщает.

Согласно пункту 11 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых сбросов (далее - НДС) для объектов ЦСВПиГО в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВПиГО при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 891 в соответствии с пунктом 11 статьи 22 Закона N 7-ФЗ утверждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - Правила).

Отмечаем, что первоначально Правила были включены в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 (далее - Постановление N 2467).

При этом Минприроды России не является разработчиком постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2022 N 926, в соответствии с которым были внесены изменения в Постановление N 2467.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) указанный Федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).

Согласно пункту 13 статьи 2 Закона N 247-ФЗ разъяснения по вопросам применения Закона N 247-ФЗ даются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере установления и оценки применения обязательных требований, которым в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, является Минэкономразвития России.

Дополнительно отмечаем, что Правила были подготовлены Минстроем России в целях реализации положений Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 Правил инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов ЦСВПиГО.

Согласно пункту 3 Правил инвентаризация проводится объектами ЦСВПиГО на основе результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект объектами централизованных систем водоотведения, за период, составляющий 12 календарных месяцев подряд. Отбор последней из проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации, должен быть осуществлен не ранее чем за 6 месяцев, предшествующих дате подачи организацией заявки на получение комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) либо декларации о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация).

Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утверждена Методика разработки НДС загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).

В соответствии с абзацем третьим пункта 11 Методики в качестве фактического сброса для объектов ЦСВПиГО применяется максимальное значение концентраций, определенное в результате инвентаризации, проводимой в соответствии с Правилами.

Согласно абзацу четвертому пункта 17 Методики перечень нормируемых веществ организаций, эксплуатирующих объекты ЦСВПиГО, для целей подачи заявки на получение КЭР либо представления Декларации определяется на основании результатов инвентаризации, проводимой в соответствии с Правилами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать в том числе нормативы допустимых выбросов, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.

Согласно пункту 9.1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ основанием для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения является в том числе отсутствие в составе заявки на получение КЭР информации и документов, указанных в пункте 3 статьи 31.1, несоответствие этой информации и документов установленным требованиям.

Отмечаем, что основания для отказа в приеме Декларации законодательно не установлены.

Также сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 установлен Порядок утверждения НДС и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Вместе с тем расчет НДС проводится в соответствии с Методикой.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
Р.А.МАЛЬЦЕВ