См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 2024 г. N 12-53/27483
О ПЕРИОДИЧНОСТИ НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ПЭК
Минприроды России рассмотрело письмо ООО "ЭКО ЦЕНТР" от 10.06.2024 N МСК-0624-1318, поступившие напрямую в Минприроды России, и письмо ООО "ЭКО ЦЕНТР" от 10.06.2024 N МСК-0624-1316, поступившее письмом Росприроднадзора от 14.06.2024 N ВЧ-09-03-28/21970, о периодичности проведения наблюдений в рамках осуществления производственного экологического контроля (далее - ПЭК) и сообщает.
Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Согласно пунктам 4 и 5 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 477 (далее - Положение N 477), наблюдения за состоянием окружающей среды в зоне влияния предприятия в рамках ПЭК (локальный мониторинг) являются составной частью государственной системы наблюдений, наряду с наблюдениями, выполняемыми Росгидрометом и иными федеральными органами исполнительной власти (государственная наблюдательная сеть), а также исполнительными органами субъектов Российской Федерации (территориальные системы наблюдения).
Таким образом, локальный мониторинг проводится хозяйствующими субъектами в составе ПЭК в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (с учетом воздействия предприятия), осуществляемого в рамках общей государственной системы наблюдений.
В связи с этим, по мнению Минприроды России, в ходе осуществления ПЭК при формировании программы наблюдений (плана-графика) за загрязнением атмосферного воздуха целесообразно использовать подходы, содержащиеся в Требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 524 (далее - Требования N 524).
В соответствии с пунктом 120 Требований N 524 проведение наблюдений за загрязнением окружающей среды включает в себя получение информации о химических процессах, происходящих в окружающей среде, а также определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям.
Регулярные наблюдения на стационарных постах проводятся по полной, неполной и сокращенной программе наблюдений. Достаточность объема работ по утвержденной программе определяется сопоставлением с нормативным объемом работ (пункт 167 Требований N 524).
Согласно пункту 168 Требований N 524 при составлении программ наблюдений частота отбора проб и измерений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к данным, представляемым для статистического анализа.
Также пунктом 174 Требований N 524 предусмотрено, что режим измерения (дискретный или непрерывный) на пункте наблюдений выбирается в зависимости от решаемых задач по оценке загрязнения воздуха и прогноза уровня загрязнения в периоды неблагоприятных метеорологических условий с учетом специфики изменчивости состояния атмосферы и режимов работы источников выбросов в районе выполнения наблюдений.
Объем наблюдений за каждым загрязняющим веществом в каждом пункте наблюдений для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха за год должен составлять не менее чем 300 значений концентраций, измеренных дискретным методом (и не менее 75% от годового объема измерений непрерывным методом), для оценки качества воздуха по показателям - не менее 500 значений концентраций, измеренных дискретным методом (и не менее 75% от годового объема измерений непрерывным методом) (пункт 178 Требований N 524).
Также пунктом 5 Положения N 477 определено, что Росгидромет с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает, в том числе организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды.
Таким образом, по конкретным вопросам проведения наблюдений в рамках ПЭК на определенном объекте хозяйственной деятельности необходимо обращаться в Росприроднадзор, а также Росгидромет.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
В Росприроднадзор сообщается для сведения.
Заместитель директора
Департамента государственной политики
и регулирования в сфере охраны окружающей
среды и экологической безопасности
П.Н.МАЛЬЧИКОВ