См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 ноября 2022 г. N 12-47/44180

О ТРЕБОВАНИЯХ
К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо о разъяснении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - ПЭК) и сообщает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

Согласно пункту 5 статьи 67 Закона N 7-ФЗ при осуществлении ПЭК измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте НВОС (маркерные вещества).

Требования к содержанию ПЭК, а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее - Требования N 109, Отчет), утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109. Форма Отчета утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261.

Согласно подпункту 9.1.1 Требований N 109 в план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов (предельно допустимые выбросы), временно разрешенные выбросы (лимиты на выбросы) с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Согласно подпункту 9.1.2 Требований N 109 в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе земельного участка объекта.

По мнению Минприроды России, в рамках выполнения пункта 9.1.2 Требований N 109 определение концентраций загрязняющих веществ на границе предприятия и их соотнесение с величиной 0,1 ПДКмр осуществляется в отношении каждого стационарного источника выбросов и каждого выбрасываемого из данного источника загрязняющего вещества с учетом групп суммации и без учета фона.

Отмечаем, что в Требованиях N 109 указаны загрязняющие вещества, обязательные для включения в План-график контроля. При этом Требованиями N 109 не установлены ограничения для включения в указанный План-график контроля иных загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах стационарных источников.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 16.2 Закона N 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

С учетом изложенного, при составлении программы ПЭК целесообразно учитывать необходимость указания в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК данных о выбросах загрязняющих веществ, необходимых для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По вопросам разработки программы ПЭК для определенного объекта НВОС целесообразно с конкретной информацией обращаться в соответствующий орган государственного экологического контроля (надзора) по подведомственности.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
О.Б.ЛАТОНОВА