См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 ноября 2020 г. N 25-50/14287-ОГ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минприроды России в соответствии с письмом Росприроднадзора от 19.10.2020 N АА-10-01-28/35490 рассмотрело обращения и по вопросам, изложенном в нем, в рамках установленных полномочий, сообщает.

По вопросам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 24, 29, 36 Минприроды России сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок N 721).

В соответствии с положениями Порядка N 721, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, не предусмотрено указание физического лица как источника поступления отходов при осуществлении учета в соответствии с Порядком N 721.

По вопросу 12 Минприроды России сообщает следующее.

В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).

Пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), уточняется, что нормативы накопления ТКО устанавливаются уполномоченными органами или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Правилами N 269 устанавливается порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Согласно пункту 4 Правил N 269 нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно, в том числе в отношении категорий объектов, на которых образуются ТКО.

Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются ТКО, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов накопления ТКО производится отдельно по каждой категории объектов, на которых образуются ТКО.

Норматив накопления ТКО определяется исходя из данных о массе и объеме ТКО и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов, на которых образуются ТКО, уполномоченным органом (пункты 13 и 14 Правил N 269).

Таким образом, субъекты Российской Федерации устанавливают нормативы накопления ТКО, с учетом особенностей развития городских и сельских территорий, а также регулируют вопросы платы за услугу по обращению с ТКО.

По вопросам 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 34, 48 Минприроды России сообщает следующее.

Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

В соответствии с пунктом 1, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы I - V класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также составить паспорта отходов I - IV класса опасности в соответствии с требованиями Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 (далее - Правила N 712).

На отходы, включенные в ФККО индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 Правил N 712.

Согласно пункту 5.5(11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, в полномочия Росприроднадзора входит ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, федеральный классификационный каталог отходов, а также проведение работ по паспортизации отходов I - IV классов опасности.

На основе информации о классификационных признаках и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой хозяйствующими субъектами в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения видов отходов к конкретному классу опасности, формируется ФККО и банк данных об отходах.

Отходы при демонтаже, ремонте железнодорожного путевого хозяйства включены в ФККО и относятся к отходам III - V классов опасности и являются умеренно, мало и практически неопасными отходами.

Отходы при демонтаже являются отходами производства и потребления, и деятельность с ними подлежит регулированию Законом N 89-ФЗ.

На основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Вместе с тем, требования к соискателям и лицензиатам установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.

По вопросам 25, 26, 27, 32, 43, 44, 45, 49 Минприроды России сообщает следующее.

Согласно статье 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории. Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029.

Пунктом 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 6 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ, декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), утверждена приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509.

При этом, согласно пункту 9 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, предусмотренные приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (далее - Указания).

Согласно пункту 2 Указаний форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" (далее - форма) предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

По вопросам 30, 38 Минприроды России сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР).

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Закона N 89-ФЗ, которые вступили в законную силу 01.01.2019.

НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Все предприятия, относящиеся к объектам I категории, являются предприятиями федерального надзора.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Переходные положения, установленные подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 496-ФЗ), согласно которым субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 2 Закона N 496-ФЗ разрешений и документов.

Порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и с 01.01.2019 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования в сфере
обращения с отходами
производства и потребления -
начальник отдела
отраслевого взаимодействия
А.И.ПАНКРАТОВ