См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2013 г. N ИР-485/08
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗЪЯСНЕНИЯХ
ПО ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Во исполнение пункта 1 "а" Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" <1> (далее - Указ N 597) в 2013 году необходимо обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а также средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе (далее - педагогические работники).
--------------------------------
<1> См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С. 4 - 8. - Ред.
В соответствии с поручением Правительства РФ от 04.10.2012 N ОГ-П8-69пр, приказом Росстата от 30.10.2012 N 574 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала" (далее - Указания, Форма). Мониторинг Росстатом осуществляется ежеквартально.
В связи с поступающими от субъектов РФ вопросами Минобрнауки России разъясняет.
Итоги расчета фактического уровня средней заработной платы педагогических работников формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 г.) (п. 1 приложения 5 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р <1> (далее - Программа).
--------------------------------
<1> См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 6. - С. 49 - 72. - Ред.
Средняя заработная плата педагогических работников за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте РФ за тот же период (абз. 2 п. 5 приложения 5 к Программе).
Кроме того, при заполнении Формы предоставляются сведения по следующим типам образовательных учреждений (абз. 5 п. 6 Указаний):
1. Дошкольные образовательные учреждения:
- дошкольные образовательные учреждения;
- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в части, касающейся дошкольного образования.
2. Общеобразовательные учреждения:
- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в части, касающейся начального общего образования;
- общеобразовательные учреждения и школы-интернаты;
- кадетские учреждения;
- общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой;
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Показатель средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включаются оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением (абз. 2 п. 3 приложения 5 к Программе).
По вопросу установления оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта РФ на одном уровне Минобрнауки России сообщает, что установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 86 БК РФ, подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации определение размера оплаты труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных учреждений, расположенных на территории субъектов РФ, отнесено к полномочиям соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.
При этом необходимо учитывать, что на лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные главой 50 ТК РФ и Законом РФ от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 317 ТК РФ).
Кроме того, по результатам обработки поступившей информации от субъектов РФ установлено, что дифференциация средней заработной платы педагогических работников в разных муниципальных образованиях обусловлена и другими объективными причинами: наличие муниципалитетов, добившихся снижения неэффективных расходов на образование, принявших в предыдущие годы необходимые оптимизационные меры и способных направлять на оплату труда педагогических работников высвобождающиеся в ходе этих мер средства; наличие различий в квалификационном составе педагогических работников муниципального образования.
С учетом изложенного различия в размере заработной платы педагогических работников в различных муниципальных образованиях в пределах одного субъекта РФ обусловлены особенностями действующего трудового законодательства, учитывающими региональную специфику в подходах к оплате труда, и решениями органов местного самоуправления. В этой связи при исполнении Указа N 597 установление оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта РФ на одном уровне не представляется возможным.
Заместитель министра
И.РЕМОРЕНКО