См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 апреля 2017 г. N ВК-1232/09

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В рамках исполнения контрольной точки 2.7 Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для российских детей", утвержденного 30 ноября 2016 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, разработанные Институтом образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".

Заместитель министра
В.Ш.КАГАНОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Настоящие Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного образования детей (далее - Методические рекомендации) подготовлены в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного 30 ноября 2016 г. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

Основания для разработки Методических рекомендаций:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

- приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";

- приказ Минфина России от 22 июля 2015 г. N 116н "О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее размещения";

- Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленные Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02.

Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного образования детей адресованы руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководителям и педагогическим работникам организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; сотрудникам организаций, осуществляющих деятельность в сфере оценки качества образования; представителям общественных советов при региональных и муниципальных органах управления образованием.

Методические рекомендации раскрывают цели, задачи, направления и механизмы организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, способы представления и использования их результатов.

I. Общие сведения

Определение.

Независимая оценка качества образования (далее - НОК ДОД) - оценочная процедура, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Закона об образовании направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

НОК ДОД включает в себя следующие процедуры:

- независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (подпункт 1 пункта 2 статьи 95 Закона об образовании);

- независимую оценку качества дополнительных общеобразовательных программ, осуществляемую в форме общественной экспертизы (статья 22 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").

Цели и задачи.

НОК ДОД осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг дополнительного образования детей, а также в целях повышения качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

НОК ДОД согласно "Концепции развития дополнительного образования детей" является одним из механизмов развития дополнительного образования детей.

В приоритетном проекте "Доступное дополнительное образование для детей" независимая оценка качества рассматривается как источник информации для общедоступного федерального информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по вопросам дополнительного образования детей (далее - "Навигатор"), который позволяет семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивает возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка, а также выступает как механизм оценки и учета достижений обучающихся.

Развитие системы независимой оценки качества дополнительного образования способствует индивидуализации образования, созданию инструментов общественного участия в управлении системой дополнительного образования, принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней, повышению удовлетворенности граждан качеством дополнительных общеобразовательных программ.

Субъектами НОК ДОД выступают:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления;

- общественные советы по НОК ДОД при соответствующих органах власти;

- организации, реализующие процедуры НОК ДОД;

- эксперты, привлекаемые для проведения оценки;

- организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы.

В целях обеспечения проведения НОК ДОД органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления реализуют следующие функции:

- создают условия для развития организаций, реализующих процедуры НОК ДОД, в том числе обеспечивают механизмы стимулирования и поддержки некоммерческих социально ориентированных организаций, осуществляющих деятельность по проведению НОК ДОД в форме грантов (субсидий);

- создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ДОД на соответствующем уровне;

- координируют работу субъектов НОК ДОД на соответствующем уровне;

- формируют реестры экспертов и экспертных организаций, которые могут привлекаться к проведению НОК ДОД;

- организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ДОД на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;

- организуют разработку методических рекомендаций по разработке программ развития и модернизации образовательных программ на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

С целью учета особенностей системы дополнительного образования детей и реализации задач приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендуется обеспечивать формирование и функционирование общественного совета по проведению НОК ДОД или комиссии по проведению НОК ДОД в составе действующего общественного совета, реализующего функции независимой оценки качества образования.

В качестве организаций, реализующих процедуры НОКДОД (далее - организация-оператор), могут привлекаться:

- организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете);

- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

- коммерческие организации, имеющие опыт проведения процедур НОК ДОД;

- иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении НОК ДОД привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется заказчиком.

В рамках реализации работ (услуг) по проведению НОК ДОД организации-операторы осуществляют:

- разработку методики и инструментария проведения НОК ДОД;

- проведение апробации разработанного инструментария;

- разработку инструктивных и методических материалов;

- сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДОД, формирование баз данных;

- разработку программного обеспечения для сбора и (или) анализа указанных данных;

- обработку и анализ информации, получаемой в ходе НОК ДОД;

- подготовку отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители [законные представители] и другие заинтересованные группы пользователей);

- иные виды работ (услуг), обеспечивающие проведение НОК ДОД и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Организация-оператор обеспечивает прозрачность всех процедур НОК ДОД, открытость и доступность результатов проведенных оценок, предоставляет каналы обратной связи для выражения мнения по поводу проведения НОК ДОД для всех заинтересованных субъектов.

Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы:

- обеспечивают открытость и доступ к информации об условиях и результатах осуществления образовательной деятельности по реализуемым дополнительным общеобразовательным программам;

- осуществляют контроль качества реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программ на основе полученных результатов НОК ДОД;

- по результатам участия в процедурах НОК ДОД разрабатывают план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;

- используют результаты НОК ДОД для решения задач развития системы дополнительного образования детей.

II. Независимая оценка качества подготовки обучающихся
по дополнительным общеобразовательным программам

Независимая оценка качества подготовки обучающихся в соответствии с положениями Закона об образовании (статья 95.1) проводится по инициативе участников отношений в сфере образования.

Участниками отношений в сфере дополнительного образования детей могут выступать:

- обучающиеся;

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

- педагогические работники и их представители;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам проводится в целях получения информации об уровне освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ или их частей, развития навыков, способностей, формирования знаний и ценностей в соответствующих областях, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:

- определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых дополнительных общеобразовательных программ;

- выявление уровня образовательных достижений обучающихся, оценку динамики его изменения (прогресса);

- получение информации о качестве подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программ для использования в рамках информационного портала - "Навигатора";

- обеспечение принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации) в сфере образования, направленных на повышение качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.

Результаты НОК ДОД могут использоваться в процедурах приема в организации профессионального и высшего образования в установленных законодательством формах.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется в форме оценивания результатов:

- выполнения обучающимися проектной работы, контрольных заданий (тестов, выступлений), исследований, сдачи нормативов и др.;

- конкурсных состязаний (соревнования, олимпиады, фестивали, смотры и др.), в том числе конкурсов проектов, исследовательских работ (индивидуальных и групповых).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

- формируют перечни (реестры) конкурсных мероприятий, результаты участия в которых признаются в рамках независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, а также реестры организаций, осуществляющих независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам путем проведения конкурсов (состязаний) или в виде контрольных заданий (тестов, сдачи нормативов), определяя порядок их ведения;

- обеспечивают поддержку развития системы многоэтапных и разноуровневых конкурсных мероприятий;

- обеспечивают поддержку деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку качества подготовки обучающихся;

- обеспечивают информирование участников образовательных отношений о возможностях проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.

Независимая оценка качества деятельности организаций по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в отношении каждой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в организации.

Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам путем проведения конкурсов (состязаний) или в виде контрольных заданий (тестов, сдачи нормативов), устанавливают группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся, формы фиксации (сертификации) достижений.

Организационные механизмы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам реализуются в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленными Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02.

На основании результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, качества дополнительных общеобразовательных программ соответствующие органы власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления обеспечивают подготовку рекомендаций для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители [законные представители] и другие заинтересованные группы пользователей).

III. Независимая оценка качества дополнительных
общеобразовательных программ (общественная экспертиза)

Образовательная программа является ключевым документом, определяющим содержание дополнительных общеобразовательных программ. Образовательная программа разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Качество образовательной программы является обязательным условием качества образовательной деятельности, условием достижения высоких образовательных результатов.

Механизмом оценки качества дополнительных общеобразовательных программ является общественная экспертиза.

Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей с целью определения соответствия содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

Общественная экспертиза дополнительных предпрофессиональных программ проводится с учетом федеральных государственных требований.

Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится организацией-оператором на основании добровольной заявки авторов программы или организации, реализующей данную программу.

В целях обеспечения проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования:

- формируют реестр организаций, осуществляющих функции по проведению общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;

- создают условия для их работы;

- обеспечивают информирование организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, о возможности проведения общественной экспертизы.

Организации-операторы, осуществляющие функции по проведению общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ:

- разрабатывают критерии и методики проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;

- проводят отбор экспертов, которые могут привлекаться для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, с учетом требований приказа Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. N 556 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы";

- проводят подготовку экспертов (при необходимости);

- обеспечивают информирование организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, о критериях, методике, процедуре и результатах проведения общественной экспертизы.

Проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организуется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Это обеспечивается за счет:

- независимости привлекаемых экспертов, которая определяется как отсутствие взаимозависимых связей между экспертом и организацией (представителями организации), подавшей программу на общественную экспертизу;

- анонимностью сторон - экспертов и организации (представителей организации), подавшей программу на экспертизу.

Отбор экспертов для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ может осуществляться с использованием государственного (регионального) реестра экспертов и экспертных организаций.

Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, обеспечивают открытость и доступность для экспертов текстов образовательных программ в соответствии с требованиями Закона об образовании (статья 29) и приказа Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".

Процедура подачи заявки на проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, регламент проведения экспертизы и представления ее результатов формируются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с учетом настоящих Методических рекомендаций.

IV. Представление (открытость) процедур и результатов
НОК ДОД

В соответствии с основными целями и задачами НОК ДОД прозрачность проведения оценочных процедур и открытость результатов независимой оценки являются основными условиями ее эффективности. Прозрачность и открытость НОК ДОД обеспечивается за счет:

- прозрачности процедуры формирования общественных советов и открытости их деятельности;

- прозрачности процедур конкурсного отбора организаций-операторов;

- прозрачности процедур проведения НОК ДОД;

- открытости и доступности результатов НОК ДОД.

В соответствии с требованиями Закона об образовании (статья 95) открытость НОК ДОД обеспечивают:

- организации-операторы, осуществляющие независимую оценку качества образования, путем представления информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет";

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, путем представления информации на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" (bus.gov.ru);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления путем представления информации на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" (bus.gov.ru).

Размещение результатов НОК ДОД на сайте bus.gov.ru осуществляется согласно приказу Минфина России от 22 июля 2015 г. N 116н "О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее размещения".

Прозрачность процедуры формирования общественного совета по проведению НОК ДОД обеспечивают: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, при которых создаются общественные советы.

Прозрачность процедуры формирования общественного совета обеспечивает возможность для заинтересованных представителей общественности и общественных организаций осуществить следующие действия:

- выдвинуть кандидатуры своих представителей для включения в общественный совет по НОК ДОД;

- принять участие в отборе кандидатов для их включения в общественный совет по НОК ДОД;

- высказать свое мнение по составу общественного совета по НОК ДОД и по каждой из предложенных кандидатур.

Общественный совет по проведению НОК ДОД обеспечивает открытость информации о своей работе через оперативное опубликование в открытых источниках информации, в том числе на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти в сети "Интернет", о заседаниях общественного совета, обсуждаемых ими вопросах, принятых решениях.

Организация-оператор обеспечивает открытость процедуры проведения НОК ДОД, возможность уточнения и (или) проверки формируемых оценок.

Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ДОД размещается в открытом доступе, в том числе на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти в сети "Интернет", и содержит:

- описание методов, показателей и индикаторов, используемых при проведении НОК ДОД;

- регламенты процедур проведения НОК ДОД;

- результаты НОК ДОД, представленные в форме базы данных, на основании которых могут быть построены различные рейтинги-навигаторы;

- анализ и интерпретацию полученных результатов.

Результаты НОК ДОД должны быть опубликованы с учетом информационных интересов и возможностей основных категорий заинтересованных субъектов - обучающихся и их родителей, работников системы дополнительного образования, руководителей системы дополнительного образования.

Результаты НОК ДОД целесообразно размещать в сети "Интернет" на сайтах, востребованных указанными группами пользователей, а также в средствах массовой информации, имеющих широкую читательскую аудиторию.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленными Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02, для представления результатов независимой оценки могут быть использованы различные информационные форматы: базы данных полученных оценок по каждому показателю, рэнкинг-навигатор, рейтинг, таблица лиг, топ лучших, аналитические материалы.

Для обеспечения понятности и доступности информации о результатах НОК ДОД при их публикации используются различные визуальные решения: инфографика, интерактивные диаграммы, картограммы и др.

При выборе форматов и оформлении результатов НОК ДОД необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления услуг дополнительного образования детей (территориальное расположение, направленность и уровень дополнительных общеобразовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).

При проведении НОК ДОД допускается сопоставление оценок только между программами одинаковых направленности и уровня.

Размещение информации о результатах НОК ДОД необходимо сопровождать активной разъяснительной работой и широким общественным обсуждением с участием профессиональной и родительской общественности, бизнес-сообщества, представителей органов власти, авторитетных деятелей в соответствующих областях науки, искусства, спорта.

Публикации результатов НОК ДОД в открытых источниках должны быть оборудованы механизмами обратной связи, посредством которых отдельные пользователи или организации могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, руководители организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, обеспечивают открытость информации об использовании результатов НОК ДОД в управлении развитием системы дополнительного образования детей на соответствующем уровне.

Такая информация включает:

- рекомендации по развитию системы дополнительного образования детей, разработанные специалистами на основании результатов НОК ДОД;

- сведения об управленческих решениях (в виде нормативных правовых документов), принятых на основании результатов НОК ДОД;

- информацию о реализации управленческих решений, принятых на основании результатов НОК ДОД.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование коммуникативных площадок для обсуждения вопросов, связанных с проведением НОК ДОД, ее результатами, выявленными в ходе проведения оценки проблемами и способами их решения. Коммуникативные площадки могут быть открытыми и общедоступными или ориентированными на определенные категории пользователей: экспертное сообщество, потребителей образовательных услуг, руководителей системы образования и образовательных организаций, других.

Результаты НОК ДОД представляются на общедоступном федеральном "Навигаторе", который позволяет семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивая возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области