См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 февраля 2016 г. N 09-313

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ,
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СО СТУДЕНТАМИ

По итогам проведенного мониторинга эффективности расходования средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, в связи с поступающими в адрес Минобрнауки России письмами по вопросу расходования указанных средств, а также в целях необходимости недопущения нарушения прав обучающихся Минобрнауки России обращает внимание руководителей образовательных организаций высшего образования на следующие аспекты.

Частью 15 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) закреплено выделение профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами в размере месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам высшего образования (далее - средства).

Организация культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы - это комплекс мероприятий, непосредственно направленный на эстетическое и нравственное развитие личности и улучшение физического состояния студентов.

Бюджетные и автономные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, выполняющие государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание), получают соответствующие субсидии на финансовое обеспечение его выполнения в соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом нормативных затрат на его выполнение.

Расчет нормативных затрат для вышеуказанных образовательных организаций ведется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30 октября 2015 г. N 1272 "О методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки)" (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 8 Методики в состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды входят в том числе затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами. Таким образом, средства на культурно-массовую, физкультурную и спортивную, оздоровительную работу со студентами являются частью субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В целях реализации автономии образовательная организация согласно пункту 10 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1321, самостоятельно осуществляет расходование средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденным в установленном порядке руководителем соответствующей организации.

Средства субсидии на выполнение государственного задания выделяются образовательным организациям на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Средства федерального бюджета на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, включенные в состав субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, могут расходоваться для организации и проведения соответствующих мероприятий, а также на приобретение необходимых для реализации указанных мероприятий материальных запасов, включая расходные материалы и мягкий инвентарь, но не могут быть направлены на расходы, связанные с оплатой труда и проведением ремонтных работ.

Кроме того, финансовое обеспечение расходов на выполнение оздоровительной работы также может быть направлено на финансирование деятельности студенческих санаториев-профилакториев (письмо Минобрнауки России от 25 марта 2015 г. N АП-385/18).

Минобрнауки России обращает внимание руководителей образовательных организаций на то, что проведение культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы должно распространяться в равной степени на всех студентов, обучающихся по очной форме обучения, вне зависимости от источников финансирования их обучения.

В этой связи образовательным организациям при установлении цены за обучение по реализуемым образовательным программам следует ориентироваться на экономическую обоснованность затрат на реализацию указанных программ, в том числе в целях организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг исходя из федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и (или) укрупненным группам направлений подготовки (специальностей).

В связи с этим финансовое обеспечение расходов на культурно-массовую, физкультурную и спортивную, оздоровительную работу со студентами в образовательной организации осуществляется за счет средств субсидии на государственное задание, средств от приносящей доход деятельности при условии включения соответствующих расходов в план финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" (далее - Правила) образовательная организация размещает информацию о расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года (абзац 43 подпункта а) пункта 3 Правил). Учитывая изложенное, образовательной организации необходимо по итогам финансового года размещать на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию, в том числе о расходовании средств на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами с указанием проведенной работы и мероприятий как на средства, выделяемые из федерального бюджета, так и из внебюджетных источников, связанных с оказанием образовательной услуги по реализации образовательных программ высшего образования по очной форме обучения.

В соответствии частью 3 статьи 30 Закона об образовании локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся, принимаются с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей и представительных органов обучающихся. В этой связи образовательная организация обязана в рамках расходования рассматриваемых средств учитывать мнение представителей обучающихся, привлекать вышеуказанные организации к обсуждению направлений культурной-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами в образовательной организации, в том числе по их желанию, путем включения в комиссии по осуществлению закупок при проведении соответствующих закупочных процедур представителей данных организаций.

Исходя из вышеперечисленного Минобрнауки России отмечает важность и необходимость неукоснительного соблюдения Закона об образовании и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение культурной-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами.

Для контроля за проведением культурной-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами Минобрнауки России проводит ежегодные мониторинги, включая сбор и анализ информации, размещенной на сайтах образовательных организаций.

Директор Департамента
государственной политики
в сфере воспитания
детей и молодежи
А.Э.СТРАДЗЕ

Директор Департамента финансов,
организации бюджетного процесса,
методологии и экономики
образования и науки
М.Ю.АЛАШКЕВИЧ