См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 мая 2021 г. N МН-5/1023

О ПРОВЕДЕНИИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО КОНКУРСА

Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в связи с многочисленными вопросами по организации приема на целевое обучение в пределах квоты при проведении конкурса по нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки в пределах укрупненной группы специальностей или направлений подготовки (далее - многопрофильный конкурс) разъясняет.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусмотрен прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ. (часть 5 статьи 71.1).

В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076 (далее - Порядок приема), организация устанавливает количество мест для приема на целевое обучение (далее - целевая квота) в соответствии с квотой приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, или количеством мест для приема на целевое обучение, установленным учредителем (пункт 91 Порядка приема).

Порядком приема установлена возможность проведения многопрофильного конкурса (подпункт "б" подпункта 3 пункта 7 Порядка приема). Если организация 1 ноября 2020 г. разместила на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) информацию о проведении многопрофильного конкурса, при организации приема на целевое обучение по направлениям подготовки (специальностям), входящим в указанный многопрофильный конкурс, организация может выбрать один из следующих вариантов.

1. Проведение многопрофильного конкурса на места в пределах целевой квоты.

При проведении многопрофильного конкурса на места в пределах целевой квоты организация устанавливает целевую квоту в соответствии с максимальной квотой приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, по направлениям подготовки (специальностям), включенным в конкурс. В случае, если учредитель установил количество мест для приема на целевое обучение по одному или нескольким направлениям подготовки (специальностям), включенным в многопрофильный конкурс, целевая квота устанавливается по согласованию с учредителем (пункт 92 Порядка приема).

В случае, если организация принимает решение о проведении многопрофильного конкурса на места в пределах целевой квоты, необходимо иметь в виду, что при приеме поступающего на целевое обучение организация берет на себя обязательство создать данному лицу академические условия для освоения образовательной программы в соответствии с условиями договора о целевом обучении, в том числе с учетом направления подготовки (специальности), указанного в договоре.

В связи с этим распределение контрольных цифр приема по направлениям подготовки (специальностям), включенным в многопрофильный конкурс, необходимо осуществлять с учетом фактического числа лиц, принятых на целевое обучение, чтобы указанным лицам была обеспечена возможность освоения образовательной программы по тому направлению подготовки (специальности), которое указано в договоре о целевом обучении.

С учетом изложенного, Департамент считает допустимым проведение многопрофильного конкурса на места в рамках целевой квоты в том случае, если квота приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, по направлениям подготовки (специальностям), включенным в конкурс, одинакова или отличается незначительно (на 5 - 10%). Это позволит в дальнейшем обеспечить сбалансированное распределение обучающихся, заключивших договоры о целевом обучении, по направлениям подготовки (специальностям).

2. Проведение однопрофильного конкурса на места в пределах целевой квоты.

Согласно пункту 10 Порядка приема организация может использовать различные способы проведения однопрофильного и (или) многопрофильного конкурса по различным условиям поступления. Эта норма применима, в том числе, к приему на места в пределах целевой квоты и на основные конкурсные места, поскольку такой прием является приемом по различным условиям поступления (подпункт 5 пункта 7 Порядка приема). Таким образом, организация может проводить конкурс различными способами на основные конкурсные места и на места в пределах целевой квоты, в частности, проводить многопрофильный конкурс на основные конкурсные места и однопрофильный на места в пределах целевой квоты по тем же направлениям подготовки (специальностям).

При этом Департамент отмечает, что размещенная организацией 1 ноября 2020 г. на своем официальном сайте информация о проведении многопрофильного конкурса была размещена без указания целевой квоты (подпункт "б" подпункта 1 пункта 41 Порядка приема). Таким образом, конкурс на места в пределах целевой квоты не был объявлен.

Информация о целевой квоте на 2021 г. должна быть размещена на официальном сайте не позднее 1 июня 2021 г. (подпункт "а" подпункта 2 пункта 41 Порядка приема). При размещении этой информации организация может по своему решению объявить, что на места в пределах целевой квоты проводится однопрофильный или многопрофильный конкурс.

Вместе с тем, Департамент рекомендует в дальнейшем при размещении 1 ноября условий приема на очередной учебный год указывать в том числе способ проведения конкурса на места в пределах целевой квоты.

В целом, проведение однопрофильного конкурса на места в пределах целевой квоты представляется целесообразным, поскольку позволит исключить риск, связанный с непропорциональным числом лиц, зачисленных на целевое обучение, по отдельным направлениям подготовки (специальностям).

Директор Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
Т.В.РЯБКО