См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 марта 2023 г. N МН-6/406-КМ

О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации во исполнение пункта 5 раздела II протокола заочного голосования членов Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 марта 2022 г. N 32 направляет для использования в работе разработанные Минобрнауки России при участии МВД России следующие материалы:

порядок организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями высшего образования и органами, учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

рекомендации по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся, в том числе в отношении студентов, демонстрирующих признаки антиобщественного и (или) деструктивного поведения, а также совершивших административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность.

К.И.МОГИЛЕВСКИЙ

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБМЕНА
ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНАМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

I. Общие положения

1.1. Порядок организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями высшего образования и органами, учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - проект Порядка) разработан в соответствии с пунктом 7 раздела I Межведомственного комплекса дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020 - 2021 годы, утвержденного протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 июня 2020 г. N 25.

Порядок адресован органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органам местного самоуправления, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), образовательным организациям высшего образования, органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики).

1.2. Порядок направлен на совершенствование межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями высшего образования, органами и учреждениями системы профилактики (далее - субъекты системы профилактики).

Порядок может быть использован для разработки локальных нормативных актов образовательными организациями высшего образования по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе организации обмена информацией между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики.

II. Организация межведомственного взаимодействия
между образовательными организациями высшего образования
и субъектами системы профилактики

2.1. Организация межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (далее - Положение о КДНиЗП), Примерным порядком межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (письмо Минобрнауки России от 27 августа 2018 г. N 07-5310) и иными рекомендациями федеральных органов исполнительной власти.

2.2. К субъектам системы профилактики относятся:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП, комиссии);

органы управления социальной защитой населения;

органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов;

органы опеки и попечительства;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики и их учреждения;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере здравоохранения и медицинские организации;

органы службы занятости;

органы внутренних дел;

учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2.3. Среди субъектов системы профилактики особая роль принадлежит КДНиЗП, которые координируют деятельность всех субъектов системы профилактики (п. 1 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ).

КДНиЗП:

принимают постановления по отнесенным к их компетенции вопросам, обязательные для исполнения субъектами системы профилактики. Субъекты системы профилактики обязаны сообщить КДНиЗП о принятых мерах по исполнению постановления в срок, указанный в постановлении (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ);

утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа требует использования ресурсов нескольких субъектов системы профилактики, и контролируют их исполнение (пп. "в" п. 7 Положения о КДНиЗП);

могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности субъектов системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних (пп. "а" п. 7 Положения о КДНиЗП).

2.4. Образовательные организации высшего образования в отношении несовершеннолетних обучающихся являются субъектами системы профилактики.

Как субъекты системы профилактики образовательные организации высшего образования:

оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, отклонениями в поведении либо несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья;

выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;

обеспечивают организацию в образовательных организациях высшего образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Руководители и педагогические работники (в соответствии с должностными регламентами) образовательных организаций высшего образования вправе:

в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.

2.5. Межведомственное взаимодействие между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики строится на принципах:

законности;

системности и стратегической целостности;

индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Деятельность субъектов системы профилактики не дублируется, а дополняет друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на несовершеннолетних обучающихся.

2.6. Основными формами межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики являются:

совместное планирование деятельности, утверждение межведомственных планов (программ, порядков взаимодействия), в том числе межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей;

участие представителей образовательных организаций высшего образования в заседании КДНиЗП, членство в комиссиях;

формирование межведомственных рабочих групп;

проведение межведомственных мероприятий (конференций, совещаний, семинаров и др.) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

проведение межведомственных мероприятий по предупреждению склонения несовершеннолетних к деструктивной, экстремистской или протестной деятельности.

2.7. Участие в межведомственном взаимодействии могут принимать уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, другие органы, учреждения и организации в пределах их компетенции в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

2.8. Типовые схемы взаимодействия образовательных организаций высшего образования с субъектами системы профилактики по отдельным направлениям деятельности системы профилактики представлены в приложении к проекту Порядка.

III. Организация обмена информацией между образовательными
организациями высшего образования и субъектами
системы профилактики

3.1. Образовательные организации высшего образования незамедлительно информируют:

органы прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

КДНиЗП - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

органы управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, другие противоправные и (или) антиобщественные действия либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;

уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

органы, осуществляющий управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

органы службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании помощи в трудоустройстве.

Образовательные организации высшего образования вправе информировать Уполномоченного по правам ребенка субъекта Российской Федерации о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних.

3.2. Обмен информацией осуществляется в письменной форме, в форме электронного документооборота через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в том числе с использованием локальных межведомственных сетей, баз данных, государственных (региональных) информационных систем (при наличии).

3.3. Перечисленная в п. 3.1. проекта Порядка информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

Образовательные организации высшего образования обеспечивают защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа.

4. Схема взаимодействия образовательных организаций высшего
образования с субъектами системы профилактики по вопросам
занятости несовершеннолетних

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ И МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ОТНОШЕНИИ
СТУДЕНТОВ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИХ ПРИЗНАКИ АНТИОБЩЕСТВЕННОГО
И (ИЛИ) ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, А ТАКЖЕ СОВЕРШИВШИХ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ,
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК
И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Введение

Настоящие рекомендации по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся, в том числе в отношении студентов, демонстрирующих признаки антиобщественного и (или) деструктивного поведения, а также совершивших административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность (далее - Методические рекомендации) в целях их внедрения в практику работы образовательных организаций высшего образования подготовлены на основе законодательства Российской Федерации и призваны способствовать повышению эффективности профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Методические рекомендации направлены на обеспечение единых подходов при разработке программ и методик по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних и адресованы образовательным организациям высшего образования.

Методические рекомендации могут служить основой для разработки и совершенствования программ и методик, определяющих порядок формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях высшего образования с целью развития гармоничной и законопослушной личности.

Данные Методические рекомендации включают общие положения системы формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, примерную структуру и содержание программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования, а также содержат примерную программу (Приложение).

I. Общие положения

Сегодня одной из приоритетных государственных задач является формирование законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся.

Законопослушное поведение - это устойчивое поведение человека, при котором он следует наиболее важным социальным нормам, стремится поддержать общественный порядок и равновесие, сохраняя при этом индивидуальность.

Система образования является главным институтом социализации несовершеннолетних, где происходит развитие личности и формирование ценностей, жизненных установок, правил поведения, правовой компетентности, которые соответствуют общепринятым нормам морали и нравственности, условиям социального развития. В связи с этим образовательные организации высшего образования обеспечивают формирование законопослушного поведения несовершеннолетних от стадии подражания нормативному поведению до стадии формирования законопослушной личности.

Для решения данной задачи необходима разработка и реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования. Данного рода программы и методики должны иметь комплексный и системный характер, обеспечивать реализацию психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности несовершеннолетних, правового самосознания.

Разработка и реализация программ и методик по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования обеспечит развитие ценностных ориентиров, личностных смыслов, духовно-нравственных ценностей, основанных на нормах морали и нравственности.

Проблема воспитания правосознания, формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в настоящее время достаточно актуальна, поскольку неблагоприятные условия жизни, снижение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, тяжелое материальное положение - все это препятствует развитию здоровой личности, а отсутствие контроля со стороны взрослых может привести к деструктивному поведению несовершеннолетних.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь правовую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе обучения несовершеннолетние должны приобрести специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

II. Глоссарий

В Методических рекомендациях используются следующие ключевые понятия:

Правовое воспитание - систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения и активной правовой деятельности.

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Законопослушное поведение - это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания.

Социализация - процесс и результат усвоения несовершеннолетним социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.

III. Нормативно-правовые основы внедрения в практику работы
образовательных организаций Методических рекомендаций
по разработке программ и методик, направленных
на формирование законопослушного
поведения несовершеннолетних

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации высшего образования.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) органы, осуществляющие управление в сфере образования, разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Вместе с тем основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими внедрение в практику работы образовательных организаций высшего образования Методических рекомендаций, являются:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.)//Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993 г.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021 г.) "Об образовании в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"//Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"//Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 48.

7. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 2016. N 26 (Часть I). Ст. 3851.

IV. Цель и задачи Методических рекомендаций

Цель Методических рекомендаций - выработать системный подход в образовательных организациях высшего образования по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся.

Цель и задачи позволяют выделить наиболее целесообразные направления работы для решения актуальных проблем по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся на период действия программы и подразумевают только потенциально достижимые результаты, что в совокупности позволяет распределить сферы ответственности исполнителей и механизм их взаимодействия.

В рамках реализации данной цели предусмотрено решение следующих задач:

1. Определение основных направлений деятельности образовательных организаций высшего образования по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся;

2. Обеспечение эффективного взаимодействия субъектов, участвующих в процессе формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся;

3. Создание условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращения к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях;

4. Создание условий для повышения квалификации представителей образовательных организаций высшего образования по вопросам формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся и оказания помощи несовершеннолетним "группы риска";

5. Организация вовлечения несовершеннолетних во внеучебную деятельность, направленную на их всестороннее развитие и раскрытие потенциала, а также в социально-позитивную активность;

6. Разработка плана мероприятий, направленного на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

V. Основные направления реализации программ и методик,
направленных на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних в образовательных организациях
высшего образования

1. Правовое воспитание несовершеннолетних обучающихся направлено на:

формирование системы правовых знаний, уважения к законам Российской Федерации, правовой культуры несовершеннолетних обучающихся;

формирование правосознания личности несовершеннолетнего обучающегося, знания и необходимости соблюдения прав и обязанностей;

формирование личностного нравственно-правового самоконтроля.

Правовое воспитание должно быть ориентировано на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям правовых норм. Важно, чтобы несовершеннолетние обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности, правопорядка и правомерного поведения. Особое внимание уделяется вопросам морали, морального облика, кодекса чести, формированию духовно-нравственных ценностей.

2. Работа с несовершеннолетними обучающимися, пропускающими занятия без уважительной причины, направлена на своевременное реагирование на пропуски учебных занятий с целью обеспечения успешной профилактики правонарушений. Профессорско-преподавательский состав совместно с сотрудниками образовательной организации высшего образования должны вести ежедневный контроль посещаемости занятий.

3. Организация досуга несовершеннолетних обучающихся. Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в спортивные секции и кружки, творческие и научные коллективы в социально значимую, общественную деятельность - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы несовершеннолетнего, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Кураторами учебных групп, руководителями кружков, секций, студенческих общественных объединений, деканатами должна проводиться работа по вовлечению несовершеннолетних обучающихся в указанную деятельность. Организация учебных, культурно-творческих и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним несовершеннолетних не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность несовершеннолетних обучающихся в общении, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной и табачной продукции. Эффективным способом борьбы с зависимостями является профилактика, целью которой является повышение качества жизни, включая медицинские аспекты здоровья, изменение социально-психологического статуса личности и обеспечение условий для закрепления позитивных изменений.

Профилактика способствует:

изменению ценностного отношения несовершеннолетних, формированию у них личной ответственности за свое поведение;

формированию антинаркотических, антиалкогольных установок в рамках профилактической работы в образовательных организациях высшего образования;

внедрению в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема наркотиков, алкоголя, табачной продукции;

оказанию квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

Профилактическая деятельность по предупреждению зависимостей предполагает системность. Результатом разработки системы учебных и воспитательных мероприятий у несовершеннолетних должны сформировать внутренние установки на сознательный отказ от употребления наркотических и психоактивных веществ, алкогольной и табачной продукции социально-позитивным путем.

5. Профилактика экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних обучающихся. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения несовершеннолетних обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки, акцентировать внимание на формировании у несовершеннолетних толерантного сознания, веротерпимости и обучении культурному диалогу; активизировать работу среди несовершеннолетних по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект, запрещенных законодательством Российской Федерации.

6. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической работы является индивидуальная работа с обучающимися, которые имеют трудности в адаптации к обучению, в учебе, конфликтные ситуации со сверстниками, родителями или преподавателями, проблемы в личной жизни.

В индивидуальной профилактической работе уделяется внимание следующим формам, методам и приемам:

изучению физического и психического здоровья несовершеннолетнего обучающегося;

изучению перегрузок несовершеннолетнего обучающегося в учебной и иной деятельности и их влияния на здоровье;

тренингам по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности;

работе в микрогруппах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

VI. Меры по реализации программ и методик, направленных
на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних в образовательных организациях

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования, происходит через:

1. Организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.), по соблюдению норм административного и уголовного права у несовершеннолетних обучающихся, а также по выявлению несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению или являющихся приверженцами криминальных субкультур;

2. Использование в образовательных организациях высшего образования современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;

3. Организацию участия несовершеннолетних обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

4. Привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, здравоохранения для проведения совместных проектов по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;

5. Использование информационных материалов, публикаций, организация выставок, мероприятий по правовой культуре по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся;

6. Проведение опросов, анкетирования несовершеннолетних обучающихся по основам правовых знаний и законопослушного поведения, уровню правовой культуры, социально-психологического тестирования, направленного на установление тревожности и суицидального поведения, выявление наркозависимых лиц, обнаружения фактов буллинга среди несовершеннолетних обучающихся, в том числе проживающих в общежитиях.

Составление плана мероприятий по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся включает в себя целенаправленную социально-педагогическую деятельность образовательных организаций высшего образования, государственных и общественных учреждений, направленную на предупредительное устранение риска возникновения асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся посредством получения правовых знаний, а также формирования у них социально полезных навыков и интересов.

Концепция формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся обладает четырьмя признаками:

проведение профилактических мероприятий должно осуществляться заблаговременно до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно опасного поведения;

объектами являются все несовершеннолетние обучающиеся, а не только те из них, которые находятся в социально опасном положении;

элементы профилактики (ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов) дополняются элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у несовершеннолетних обучающихся правосознания, социально полезных навыков и интересов, созданием условий для формирования устойчивого законопослушного поведения;

активными субъектами профилактических мероприятий являются образовательные организации высшего образования; в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

VII. Структура примерной Программы по формированию
законопослушного поведения

Программа должна включать следующие компоненты:

Компоненты
Содержание компонентов
1. Пояснительная записка
Пояснительная записка должна включать: целесообразность введения данной программы;
- место данной программы в системе других, действующих в образовательном учреждении; преемственность и согласованность;
- основные идеи (научные, общепедагогические, социальные и другие);
- характеристика целевой, возрастной группы, для которой предназначена программа; психолого-педагогическая целесообразность (обоснование форм, методов и средств воспитывающей деятельности).
2. Цели и задачи
Цель Программы должна отражать результат, который предполагается получить в случае ее успешной реализации
3. Сроки и этапы реализации программы
Сроки и этапы реализации программы устанавливаются в соответствии с учебным планом образовательной организации высшего образования
4. Основные принципы
При формулировании принципов необходимо учитывать комплексность (согласованное взаимодействие), дифференцированность, многоаспектность (социальный, психологический, образовательный), последовательность (этапность), аксиологичность (формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях: здоровом образе жизни, законопослушности)
5. Основные направления программы
Определяются в зависимости от специфики проблем, модели, сфер деятельности, целевой группы, ресурсов образовательной организации высшего образования
6. Обеспечение реализации программы, имеющиеся ресурсы
Нормативно-правовая база, взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, методическое и информационное обеспечение, взаимодействие с ведомствами и общественными организациями, материально-техническое обеспечение и т.д.
7. Ожидаемые результаты
Отражают конечный результат реализации Программы и согласуются с целью и задачами программы
8. Содержание программы
Перечень и описание программных мероприятий, функциональные модули, дидактические разделы, тематические планы, описание используемых методик и технологий, педагогического и психолого-педагогического инструментария с указанием источников и т.д, в зависимости от программы
9. Приложения
Материалы различного характера

Приложение

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Паспорт программы

Исполнители
Профессорско-преподавательский состав;
Структурные подразделения образовательной организации высшего образования по воспитательной работе, по внеучебной деятельности;
Кураторы учебных групп;
Ректора и кафедры;
Психологи.
Цель программы
Формирование у несовершеннолетних обучающихся законопослушного поведения и гражданской ответственности
Задачи программы
Воспитание несовершеннолетних обучающихся в духе уважения к закону и правопорядку;
Организация работы по профилактике правонарушений, преступлений и асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся;
Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних обучающихся;
Организация разъяснительной работы среди несовершеннолетних обучающихся и (или) родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций;
Обучение профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательной организации высшего образования основам воспитания законопослушного гражданина;
Формирование у несовершеннолетних обучающихся навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
Привлечение несовершеннолетних в работу творческих и научных коллективов, органов студенческого самоуправления и вовлечение несовершеннолетних обучающихся в их работу.
Приведенный перечень задач не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом особенностей образовательных организаций высшего образования
Срок реализации программы
Сроки и этапы реализации программы устанавливаются в соответствии с учебным планом образовательной организации высшего образования
Партнеры программы
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования и молодежной политики;
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере труда и социальной защиты;
Органы местного самоуправления;
Органы опеки и попечительства;
Главные управления МВД России субъектов Российской Федерации;
Центры занятости населения;
Общественные организации, деятельность которых связана с профилактикой асоциального и противоправного поведения;
Медицинские учреждения;
Центры профилактики наркомании;
Центры кризисной психологии.

Структура Программы

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи.

3. Сроки и этапы реализации.

4. Основные принципы.

5. Основные направления.

6. Обеспечение реализации.

7. Ожидаемые результаты.

8. Содержание (план мероприятий).

1. Пояснительная записка

Образование как социальный феномен ориентировано на реализацию важнейших общественных функций: развитие и социализацию подрастающего поколения. Это определяет стратегическую значимость образования как важнейшей сферы деятельности человеческого сообщества, обеспечивающей развитие, воспроизводство и продолжение самого общества.

Реализация социальных функций образования предполагает не только передачу новым поколениям знаний, но и формирование у них позитивного отношения к ценностям материальной и духовной культуры социума, стремления к их усвоению и творческому приумножению.

Особое место в этом отводится высшей ступени образования, реализующей программы подготовки специалистов высшего уровня квалификации.

Современное студенчество - часть общества, которую не обходят стороной такие негативные явления, как запугивание, травля (буллинг) несовершеннолетних со стороны сверстников, распространение ложной, порочащей подростков информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения. Имеют место случаи размещения в сети "Интернет" видеосюжетов со сценами насильственных действий в отношении несовершеннолетних, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки.

Неблагоприятные условия жизни, снижение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, тяжелое материальное положение - все это препятствует формированию здоровой личности, а отсутствие контроля со стороны взрослых может привести к деструктивному поведению несовершеннолетних.

Поэтому организация воспитательной работы в образовательной организации высшего образования должна строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, конкретных групп населения, и имеет социально-адаптационную (подготовка студентов к жизни в современном обществе) и профориентационную (открывающую возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной специализации) направленность. Ключевая роль при этом отводится правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения обучающихся, в том числе и несовершеннолетних.

Под законопослушным поведением понимается прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона. Федеральный закон N 120-ФЗ закрепляет необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных организаций программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Вышеупомянутый закон наделяет образовательные организации следующими полномочиями:

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях высшего образования;

обеспечение организации в образовательных организациях высшего образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

2. Цель и задачи Программы

Цель Программы - формирование у несовершеннолетних обучающихся законопослушного поведения и гражданской ответственности.

Задачи Программы:

воспитание несовершеннолетних обучающихся в духе уважения к закону, правопорядку;

организация работы по профилактике правонарушений, преступлений и асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся;

создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних обучающихся;

организация разъяснительной работы среди несовершеннолетних обучающихся и (или) родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций;

обучение профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательной организации высшего образования основам воспитания законопослушного гражданина;

формирование у несовершеннолетних обучающихся навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью;

привлечение несовершеннолетних в работу творческих и научных коллективов, органов студенческого самоуправления и вовлечение несовершеннолетних обучающихся в их работу.

3. Сроки и этапы реализации Программы

1 этап - Подготовительный:

Изучение нормативной базы;

Разработка, обсуждение и утверждение календарного плана мероприятий по формированию законопослушного поведения;

Анализ материально-технических и педагогических условий реализации Программы;

2 этап - Практический:

Подготовка содержания Программы, включая выявление наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия;

Вовлечение в систему формирования законопослушного поведения представителей всех субъектов образовательной деятельности;

Отслеживание результатов Программы;

Коррекция Программы.

3 этап - Аналитический:

Анализ и обобщение результатов;

Соотнесение результатов с поставленными целями;

Оформление и описание результатов;

Выработка методических рекомендаций.

4. Основные принципы Программы

Программа основана на следующих принципах:

1. Сочетание разнообразных воспитательных систем, стратегий и технологий, способствующих повышению эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности.

2. Принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к несовершеннолетним обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в процессе социализации.

3. Принцип личностной ценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность.

4. Принцип толерантности базируется на терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни, к нормам общенациональной и этнической культур и региональных традиций, признания наличия плюрализма мнений.

5. Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие несовершеннолетних обучающихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками.

6. Принцип интеграции, предполагающий объединение действий всех исполнителей Программы на основе создания единого информационного пространства, реализации задач Программы с учетом ресурсов всех субъектов системы и их взаимосвязи.

7. Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.

8. Принцип вариативности воспитательных систем, направленных на удовлетворение потребностей несовершеннолетних обучающихся в различных социально ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях.

9. Принцип эффективности, направленный на формирование навыков социальной адаптации, самореализации несовершеннолетних обучающихся.

10. Применение воспитывающего обучения в целях личностного развития несовершеннолетних обучающихся, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность.

11. Принцип "социального закаливания" как включения несовершеннолетних обучающихся в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости.

12. Принцип адресного подхода, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом пола, возраста, интересов и национальности несовершеннолетнего обучающегося.

13. Принцип активности, предусматривающий разумную инициативу в трансформации мировоззрения несовершеннолетних обучающихся и их ценностных установок, ориентированных на законопослушное поведение.

5. Основные направления Программы

Основными направлениями реализации Программы являются:

1. Правовое воспитание несовершеннолетних обучающихся;

2. Пропаганда здорового образа жизни, бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, физическое воспитание обучающихся;

3. Работа с несовершеннолетними обучающимися, пропускающими занятия без уважительной причины;

4. Организация досуга обучающихся;

5. Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной и табачной продукции;

6. Профилактика экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних.

7. Проведение индивидуальной профилактической работы.

6. Обеспечение реализации Программы

Образовательная организация высшего образования обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В целях упорядочения деятельности по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся, в том числе их персонифицированного учета, образовательная организация высшего образования вправе принять локальный нормативный акт, определяющий порядок ее осуществления. При разработке и принятии локального нормативного акта, определяющего порядок формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся, образовательная организация должна учитывать положения Федерального закона N 120-ФЗ.

В ходе организации мероприятий по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся образовательным организациям высшего образования рекомендуется взаимодействовать с иными органами и учреждениями системы профилактики, представителями общественных объединений, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительскую и иную работу с несовершеннолетними.

7. Ожидаемые результаты реализации Программы

Ожидаемые результаты соотносятся с общей целью и задачами Программы.

Полученными результатами могут являться:

формирование и развитие у несовершеннолетних обучающихся правовой культуры, законопослушного поведения, основ безопасности жизнедеятельности;

снижение количества несовершеннолетних обучающихся, совершивших дисциплинарные проступки, правонарушения и преступления;

расширение штата психологов в образовательной организации высшего образования;

увеличение доли профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательной организации высшего образования, прошедших обучение основам воспитания законопослушного гражданина;

овладение несовершеннолетними обучающимися знаниями о последствиях приема наркотических и психоактивных веществ, алкогольной и табачной продукции, их негативном влиянии на организм человека, а также формирование негативного отношения к террористической, экстремистской и иной деструктивной деятельности;

овладение несовершеннолетними обучающимися знаниями о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности, навыками оказания первой помощи;

овладение несовершеннолетними обучающимися приемами доброжелательного взаимодействия с людьми;

способность несовершеннолетних обучающихся адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их;

увеличение количества несовершеннолетних обучающихся, вовлеченных в социально значимую, общественную деятельность (волонтерство, поисковая, исследовательская деятельность и иное).

Реализация Программы должна способствовать формированию правовых знаний, убеждений, культуры и законопослушного поведения у несовершеннолетних обучающихся.

8. Содержание (план мероприятий) Программы

N
Наименование мероприятий
Сроки проведения
Ответственные за реализацию планов мероприятий
В учебном процессе
1
Включение в лекционные курсы, различные виды занятий и заданий разделов, раскрывающих проблемы, особенности развития современного общества, социальных, экономических, политических, конфессиональных, национальных проблем
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
2
Включение в лекционные курсы, различные виды занятий и заданий, раскрывающих принципы гуманистического мировоззрения, психологии общения и коммуникативной культуры, этики, культуры здоровья или постановка специальных занятий по этой тематике
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
3
Подготовка рефератов, выполнение курсовых работ, проведение семинаров-конференций, дискуссий, раскрывающих различные аспекты значимости гражданско-патриотических ценностей
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
4
Оптимизация содержания программ дисциплин с целью совершенствования системы правовых знаний и основ законопослушного поведения
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
5
Раскрытие содержания нравственных знаний и ценностей при изучении социально-гуманитарных, естественно-научных и специальных дисциплин
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
6
Организация и проведение циклов лекционных курсов по теоретическим проблемам эстетики и этики, специальных семинаров, конференций, дискуссий в рамках учебно-воспитательного процесса
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
7
Использование в содержании и технологиях обучения методологических, социологических и психологических основ педагогики
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
8
Использование в учебном процессе специальных программ по толерантности
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
9
Включение в лекционные курсы, различные виды занятий и заданий, раскрывающих основы прав и свобод личности
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
10
Выполнение курсовых работ, рефератов, освещающих историю развития и современного состояния гражданской ответственности
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
11
Включение в содержание обучения разделов или постановка дополнительных курсов по законодательству РФ, нравственно-правовому регулированию, формированию установок толерантного сознания
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
12
Включение разделов по правовым вопросам в задания на выполнение курсовых работ и рефератов
В соответствии с учебными планами
Ректорат, УМУ, кафедры
13
Проведение мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни (проведение лекций, бесед, консультаций)
Регулярно
Кафедра физической культуры и спорта, Медико-санитарная часть, Управление по социально-воспитательной работе, Спортклуб
Во внеучебное время
14
Организация и проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам, памятным датам в истории России
В соответствии с календарем знаменательных дат
Ректорат, Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кафедры, Студклуб
15
Организация круглых столов по актуальным вопросам нравственно-правового воспитания и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних
1 - 2 мероприятия в учебный год
Ректорат, Управление по социально-воспитательной работе, кафедры, Студклуб
16
Организация собеседований, локальных социологических исследований по изучению личностных качеств обучающихся, их нравственно-этических позиций, интересов с учетом индивидуальных особенностей.
1 - 2 мероприятия в учебный год
Управление по социально-воспитательный работе, заместитель директора по воспитательной работе
17
Проведение викторин, дискуссий по проблемам нравственности и правового поведения
1 - 2 мероприятия в учебный год
Ректорат, Управление по социально-воспитательной работе, кафедры
18
Организация постоянно действующих тематических выставок, конкурсов работ по проблемам нравственности и законопослушного поведения
В соответствии с годовыми планами воспитательной работы
Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кафедры
19
Проведение индивидуальных и групповых бесед, семинаров круглых столов по вопросам оценки обучающимися своих гражданских позиций и понятий национальных и общечеловеческих ценностей, идеалов демократии
По отдельным планам кафедр, институтов
Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кафедры
20
Организация факультативных занятий, кружков, клубов (по интересам), использование наглядной агитации для ознакомления обучающихся с содержанием правовых знаний по проблемам правового воспитания.
По отдельным планам кафедр, институтов
Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кафедры, кураторы
21
Организация диспутов, дискуссий по проблемам права и правосознания
По отдельным планам кафедр, институтов
Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кафедры, кураторы
22
Проведение циклов лекций, бесед, консультаций для студентов с разъяснением правовых вопросов "Конституционные права и обязанности гражданина России", "Правовой статус студента вуза" и др.
По отдельным планам кафедр, институтов
Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кафедры, кураторы
23
Ознакомление несовершеннолетних с работой судебных и правоохранительных органов, прокуратуры и адвокатуры, органов государственной власти
По отдельным планам кафедр, институтов
Ректорат, Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кафедры, кураторы
24
Взаимодействие с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в рамках проведения мероприятий (круглых столов, семинаров и др.)
В соответствии с годовыми планами воспитательной работы
Ректорат, Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кафедры, кураторы
25
Проведение социологических опросов для определения уровня их правовой культуры, интересов с целью повышения эффективности воспитательной работы.
В соответствии с годовыми планами воспитательной работы
Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, кураторы, Студклуб
26
Создание и реализация межкафедральных и межвузовских программ научно-исследовательской работы обучающихся
По отдельным планам кафедр, институтов
Ректорат, кафедры
27
Привлечение обучающихся к работе в юридической клинике
Регулярно
Руководитель юридической клиники, директора учебных структурных подразделений
28
Организация и обеспечение работы студенческих отрядов различного назначения (волонтерских, строительных, ремонтных, педагогических, по правопорядку и т.д.)
В соответствии с годовыми планами воспитательной работы
Проректора, курирующие соответствующие направления деятельности, объединенный совет обучающихся
29
Проведение мероприятий по антиалкогольному просвещению, профилактике наркомании, табакокурения, психоактивных веществ (лекции и беседы наркологов, психотерапевтов, представителей судебных и правоохранительных органов)
Регулярно
Управление по социально-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе
30
Проведение мониторинга физического здоровья и работоспособности обучающихся; разработка и реализация медико-биологических рекомендаций по оздоровлению обучающихся и их адаптации
Регулярно
Кафедра физической культуры и спорта, Спортклуб, медико-санитарная часть