См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2023 г. N МН-5/203212
О НАПРАВЛЕНИИ [МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ]
Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России информирует, что Минпросвещения России в соответствии с пунктами 1 и 3 Плана мероприятий по реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (на 2022 - 2024 годы), утвержденного заместителем Председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой 28.12.2022 N 16029п-П8, подготовило обновленную редакцию методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования") - методические рекомендации по подготовке педагогических кадров на основе единых подходов к их структуре и содержанию образовательных программ высшего образования (уровень бакалавриата и (или) базового высшего образования) ("Ядро высшего педагогического образования") (далее - обновленная редакция методических рекомендаций), а также рекомендации по обновлению образовательных программ подготовки педагогических кадров высшего образования, включенные в обновленную редакцию методических рекомендаций (далее вместе - Методические рекомендации).
Прилагаемые Методические рекомендации одобрены на заседании коллегии Минпросвещения России 29 сентября 2023 года.
Минобрнауки России направляет указанные Методические рекомендации для применения при разработке и реализации соответствующих образовательных программ высшего образования.
Врио Директора Департамента
А.Н.ЛЕВЧЕНКО
Одобрено
коллегией Министерства просвещения
Российской Федерации
29 сентября 2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ
ПОДХОДОВ К ИХ СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА
И (ИЛИ) БАЗОВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) ("ЯДРО ВЫСШЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ")
1. Общие положения
Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования") (далее - рекомендации, Ядро) определяют ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ педагогических направлений подготовки (уровень бакалавриата и (или) базового высшего образования) (далее - образовательные программы) по профилям, соответствующим предметам (предметным областям) федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Рекомендации могут использоваться:
- при проектировании образовательных программ, реализуемых вузами, подведомственными Министерству просвещения Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, Правительству РФ, частными вузами;
- при обновлении содержания основных профессиональных образовательных программ высшего и дополнительного образования в области педагогического образования;
- при интеграции с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования.
Рекомендации разработаны на основе принципов и концептуальных положений, обусловливающих формирование единого образовательного и воспитательного пространства подготовки педагогов:
- компетентностный подход к разработке образовательных программ, гарантирующий достижение результатов подготовки педагога, планируемых в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и профессиональных стандартах;
- преемственность содержания Ядра с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и рабочими программами общего образования по предметным областям;
- сочетание теории и практики, обеспечивающий фундаментальность подготовки педагога: сопряжение качественной предметной, психолого-педагогической и методической подготовки;
- формирование готовности педагога к решению многообразных задач обучения, воспитания и развития;
- анализ опыта подготовит педагога в Российской Федерации, дающий возможность сохранить традиции отечественного педагогического образования, развивать лучшие практики подготовит учителя, определять направления научного и практического поиска в этой сфере;
- ориентация на формирование проектного мышления и проектных компетенций будущего педагога, обусловливающая его готовность к выполнению профессиональных задач в меняющихся условиях, в ситуациях, требующих инновационных подходов, при работе с учащимися, имеющими разные образовательные потребности и т.д.
Ключевые положения Ядра:
1. Единая структура программ подготовит.
Каждая программа включает набор 7 модулей (4 модуля общепрофессиональной подготовит и 3 модуля профессиональной подготовки).
72% объема образовательной программы с учетом практической подготовки приходится на профессиональный блок, куда входят психолого-педагогический модуль, модуль воспитательной деятельности и предметно-методические модули в соответствии с направленностью (профилем) программы (предметной областью общего образования).
Общепрофессиональный блок составляет 28% от общего объема содержательной части программы. В него входят социально-гуманитарный модуль, коммуникативно-цифровой модуль, здоровьесберегающий модуль, модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Для каждого модуля определен оптимальный объем и перечень дисциплины, практикумов и практик, которые необходимо реализовать при подготовке педагога.
2. Сохранение академических свобод образовательных организаций высшего образования.
Ядро составляет 76% объема образовательной программы.
Образовательными организациями самостоятельно разрабатывается 24% образовательной программы с учетом специфики регионального компонента и потребностей образовательной организации. Такое соотношение представляется оптимальным для реализации единого подхода и сохранения академических свобод вузов.
3. Единство содержания программ подготовки педагога, определение обязательного, базового содержания.
Ядро педагогического образования обеспечивает формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Содержание предметно-методических модулей сопряжено с рабочими программами общего образования по предметным областям.
Рекомендации сформированы с учетом результатов экспертного обсуждения, организованного Ассоциацией развития педагогического образования, Академией Минпросвещения России, а также в рамках деятельности рабочих групп на базе Академии Минпросвещения России.
2. Структура образовательных программ подготовки педагога
В структуре образовательной программы подготовки педагога (далее - ОПОП) целесообразно предусмотреть модули (блоки) следующей содержательной направленности: социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий, психолого-педагогический, воспитательный, учебно-исследовательский, предметно-методический.
Объем обязательной части без учета практики и государственной итоговой аттестации составляет от 121 до 163 з.е. <*> На практику рекомендуется отводить в обязательной части от 51 з.е., в части, формируемой участниками образовательных отношений, - от 9 з.е.
--------------------------------
<*> Приведен расчет для 44.03.01 Педагогическое образование.
Структура и объем ОПОП
Обязательная часть ОПОП (з.е.)
|
|
Дисциплины (модули)
|
121
|
Практики
|
51
|
ГИА
|
9
|
Формируемая участниками образовательных отношений часть ОПОП (з.е.)
|
|
Дисциплины (модули)
|
50
|
Практики
|
9
|
Общий объем ОПОП
|
240
|
При увеличении объема обязательной части ОПОП пропорционально уменьшается объем части, формируемой участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, проектируется образовательной организацией и может включать дисциплины и модули, отвечающие запросам профессиональной сферы труда с учетом региональной специфики задач развития образования, особенностей научно-методических школ и традиций вузов.
Особенности проектирования ОПОП с двумя профилями подготовки.
В учебных планах направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) трудоемкость предметно-методических модулей обязательной части по каждому из профилей, как правило, равнозначна по объему (Русский язык и Литература, Математика и Информатика, Физика и Иностранный язык, Иностранный язык и Иностранный язык и др.).
В случае очевидной неравнозначности профилей, обусловленной местом предмета в школьном учебном плане (Иностранный язык и Экономика, Биология и Экология, Начальное образование и Дополнительное образование и др.), трудоемкость по предметно-методическим дисциплинам распределяется в пропорции 60/40.
Варианты <*> совмещения профилей по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): География и Иностранный язык, География и Экология, География и Биология, Биология и Химия, Биология и Экология, Биология и Иностранный язык, Химия и Экология, Начальное образование и Информатика, Начальное образование и Иностранный язык, Начальное образование и Социальная педагогика, Начальное образование и Дошкольное образование, Музыка и Дополнительное образование, Изобразительное искусство и Дополнительное образование, Изобразительное искусство и Иностранный язык, Обществознание и Право, Обществознание и Основы религиозных культур и светской этики, Физика и Информатика, Технология и Физика, Технология и Информатика, Физическая культура и Дополнительное образование, Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности, Иностранный язык и Иностранный язык, Русский язык и Литература, Русский язык и Иностранный язык, Литература и Мировая художественная культура, Литература и История, Русский язык и Инклюзивное образование, История и Обществознание, История и Право, История и Иностранный язык, Математика и Информатика, Математика и Экономика, Математика и Физика, Русский язык и Родной язык и литература.
--------------------------------
<*> Образовательные организации вправе дополнить варианты совмещения профилей.
При разработке образовательной программы по двум профилям во избежание дублирования допускается объединение дисциплин предметно-методических модулей совмещаемых профилей, например, Психолого-педагогические основы обучения математике и Психолого-педагогические основы обучения информатике допускается заменить одной дисциплиной Психолого-педагогические основы обучения математике и информатике, а также изменение объема дисциплин при дублировании части их содержания.
3. Структурно-содержательное наполнение модулей Ядра
Каждый модуль состоит из нескольких дисциплин, практик, включаемых как в обязательную часть ОПОП, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений. По решению образовательной организации модуль может реализовываться в рамках только обязательной части.
Несколько модулей может осваиваться параллельно (приложение 2 <*>) с учетом принципов преемственности и дополнения.
--------------------------------
<*> См. https://www.edu-press.ru/publications/odvo/_10_876. - Ред.
Объем и наполнение модулей образовательных программ рекомендуется разрабатывать в соответствии с приложением 1 <*> и приложением 2 <*>.
При реализации дисциплин (модулей) следует предусмотреть практическую подготовку путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью педагога.
В качестве компонента модуля может входить учебная и производственная практики.
Наполнение модулей формируется следующим образом:
Социально-гуманитарный модуль
Базовые дисциплины модуля: История России, Основы российской государственности, Философия, Финансово-экономический практикум, Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности.
Модуль обеспечивает знакомство обучающихся со спецификой, основными понятиями, проблемами и концепциями философии и истории, направлен на формирование необходимых условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе общепринятых ценностей, принадлежности к российскому обществу, а также через формирование у обучающихся развитого чувства гражданственности и патриотизма. Дисциплинами модуля формируются компетенции в области социально-гуманитарного знания и финансовой грамотности, готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, способности принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности, нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению.
Модуль способствует подготовке педагога, обладающего высокой культурой, правосознанием, научным мировоззрением, умением работать в поликультурной среде, имеющего активную гражданскую позицию, понимающего закономерности развития общества и государства.
Коммуникативно-цифровой модуль
Базовые дисциплины/практики модуля: Иностранный язык, Речевые практики/Русский язык и культура речи/Педагогическая риторика <*>, Технологии цифрового образования.
--------------------------------
<*> Дисциплина определяется организацией.
Практика, направленная на формирование информационно-коммуникативных компетенций, цифровой грамотности профессиональной сферы педагога.
Модуль направлен на формирование у обучающихся коммуникативных и цифровых компетенций, готовности к осуществлению социального взаимодействия и деловой коммуникации на русском и иностранном(ых) языках, включая использование информационных (цифровых) технологий, готовности к профессиональной деятельности в цифровом пространстве, в том числе в условиях использования технологий искусственного интеллекта.
Здоровьесберегающий модуль
Базовые дисциплины модуля: Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья, Основы медицинских знаний, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура и спорт, Элективные курсы по физической культуре и спорту.
Актуальность модуля связана с возрастающими новыми угрозами и чрезвычайными ситуациями.
Модуль направлен на формирование у обучающихся компетенций в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности (умения создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов), формирование готовности к выполнению воинского долга и обязанности по защите Родины, а также формирование физической культуры личности (умений и способностей направленного использования разнообразных средств здоровьесбережения, физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности).
Психолого-педагогический модуль
Базовые дисциплины модуля/практики: Психология, Педагогика <*>, Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями.
--------------------------------
<*> Дисциплины Педагогика и Психология могут разбиваться на несколько дисциплин по решению образовательной организации.
Педагогическая практика, включая классное руководство.
Модуль направлен на формирование у обучающихся готовности к осуществлению профессиональной деятельности на основе знаний закономерностей развития личности, в том числе целостных представлений о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности; современных теорий обучения и воспитания, системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями, владения умениями реализации инклюзивной модели образования, изучение способов психолого-педагогической диагностики выявления девиантного поведения, владения технологиями психолого-педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения личности, восприятия межкультурного разнообразия общества; организации и интерпретации психолого-педагогических исследований.
Модуль воспитательной деятельности
Базовые дисциплины модуля/практики: Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений <*>, Психология воспитательных практик, Технология и организация воспитательных практик (классное руководство), Основы вожатской деятельности.
--------------------------------
<*> Дисциплина может быть включена в образовательную программу по решению образовательной организации.
Педагогическая практика, включая классное руководство, вожатскую практику.
Актуальность модуля обусловлена государственными задачами в области воспитания подрастающего поколения.
Модуль направлен на формирование у обучающихся готовности к осуществлению целенаправленной воспитательной деятельности, к использованию методов и форм организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности
Базовые дисциплины модуля/практики: Методы исследовательской/проектной деятельности, Методы количественного и качественного анализа данных.
Учебная и производственная практика - научно-исследовательская работа (проектная работа).
Модуль направлен на формирование исследовательских умений для выполнения работ аналитического и прикладного характера, в том числе курсовых, проектных, выпускных квалификационных и других, осуществления и организации проектно-исследовательской деятельности.
Предметно-методический модуль
Модуль направлен на формирование профессиональных компетенций и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области преподавания конкретного предмета.
Содержательное наполнение модуля формируется в соответствии с направленностью (профилем) подготовки.
4. Рекомендации по включению практик
Одной из форм практической подготовки является практика, которая включается в модуль в соответствии с его содержанием, задачами и результатами освоения формируемых модулем компетенций.
Целенаправленность, непрерывность, преемственность, систематичность практической подготовки студентов обусловливают комплексный характер практики как единства блоков ее содержания (интеграция психологических, общепедагогических, теоретических, методических, специальных, предметных знаний) и основных видов педагогической деятельности.
В соответствии с ФГОС выделяются учебная и производственная практики.
Типы учебной практики:
|
Типы производственной практики:
|
ознакомительная
|
педагогическая практика
|
технологическая
(проектно-технологическая)
|
технологическая
(проектно-технологическая) практика
|
научно-исследовательская работа
(получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
|
научно-исследовательская работа
|
По решению организации перечень типов практик может быть дополнен.
Рекомендуемые типы производственной практики: педагогическая вожатская практика, психолого-педагогическая практика, тьюторская, практика по классному руководству, педагогическая по организации деятельности и взаимодействия обучающихся, воспитательная работа в образовательных организациях и дошкольных организациях, организационно-методическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская работа по психологической диагностике развития школьника, комплексная педагогическая.
При проектировании содержания учебных и производственных практик предусматриваются следующие виды учебно-профессиональной деятельности: решение профессиональных кейсов, разборы ситуационных задач, участие в разработке и реализации проектов общероссийского, регионального, университетского уровней. В рамках участия в проектной деятельности обучающимся предоставляется возможность познакомиться с новыми практиками (цифровыми ресурсами, образовательными платформами и пр.), особенностями педагогической профессии.
По решению образовательной организации практика может проводиться непрерывно, путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП, и (или) дискретно:
- по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;
- по периодам проведения практик - путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
При реализации ОПОП с двумя профилями подготовки предусматривается практика по обоим профилям.
Педагогическая практика строится на принципах поэтапности, системности в организации со второго по выпускной курс и обеспечивается за счет метамодульного подхода, направленного на всестороннее и последовательное овладение основными видами профессионально-педагогической деятельности, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими практических навыков профессиональной деятельности.
Педагогическая практика включает в себя несколько этапов, направленных на постепенное усложнение содержания практической подготовки с целью обеспечения овладения обучающимися трудовыми функциями педагога.
Педагогическую вожатскую практику и практику по организации классного руководства целесообразно планировать по итогам завершения модуля воспитательной деятельности. В рамках вожатской практики обучающиеся могут работать вожатыми в детских оздоровительных и городских лагерях, организовывать работу кружков и секций в подростковых клубах и школах, участвовать в организации и проведении мероприятий детских общественных объединений, принимать участие в организации и проведении городских фестивалей и других событий, адресованных детям и молодежи.
Минимальный объем практик по модулям
Наименование модуля
|
Минимальная трудоемкость, з.е.
|
Социально-гуманитарный модуль
|
0
|
Коммуникативно-цифровой модуль
|
6
|
Здоровьесберегающий модуль
|
0
|
Психолого-педагогический модуль
|
12
|
Модуль воспитательной деятельности
|
9
|
Учебно-исследовательский
|
9
|
Предметно-методический модуль
|
15
|
ИТОГО:
|
51 <*>
|
--------------------------------
<*> Остальные зачетные единицы, предусмотренные на практику ФГОС ВО, распределяются образовательной организацией между модулями самостоятельно.
Образовательная организация вправе самостоятельно распределить объем зачетных единиц, отводимых на практику по психолого-педагогическому и предметно-методическому модулям, а также предусмотреть волонтерскую, комплексную педагогическую практику.
Образовательная организация самостоятельно включает в модули образовательной программы дисциплины/разделы/практики (Без срока давности, История религии России, Основы военной подготовки и пр.), рекомендованные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Компетентностная модель образовательных программ
подготовки педагога
Компетентностная модель образовательных программ включает в себя блоки универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, а также профессиональные компетенции, установленные образовательной организацией.
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуется применять следующие индикаторы универсальных компетенций:
Категория универсальных компетенций
|
Код и наименование универсальной компетенции
|
Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции
|
1
|
2
|
3
|
Системное и критическое мышление
|
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
|
УК-1.1. Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
|
УК-1.2. Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
|
||
УК-1.3. Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
|
||
Разработка и реализация проектов
|
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
|
УК-2.1. Определяет совокупность взаимосвязанных задач и ресурсное обеспечение, условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм
|
УК-2.2. Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач
|
||
УК-2.3. Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
|
||
Командная работа и лидерство
|
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
|
УК-3.1. Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
|
УК-3.2. Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
|
||
УК-3.3 Знает основные принципы и механизмы социального взаимодействия и условия эффективной работы в команде
|
||
Коммуникация
|
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
|
УК-4.1. Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации
|
УК-4.2. Использует языковые средства для достижения профессиональных целей на русском и иностранном(ых) языке(ах) в рамках межличностного и межкультурного общения
|
||
УК-4.3. Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
|
||
Межкультурное взаимодействие
|
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
|
УК-5.1. Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
|
УК-5.2. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества
|
||
УК-5.3. Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
|
||
УК-5.4. Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
|
||
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
|
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
|
УК-6.1. Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни.
|
УК-6.2. Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития
|
||
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
|
УК-7.1 Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности
|
|
УК-7.2. Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья
|
||
Безопасность жизнедеятельности
|
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
|
УК-8.1. Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности
|
УК-8.2. Знает и может применять методы защиты в чрезвычайных ситуациях и в условиях военных конфликтов, формирует культуру безопасного и ответственного поведения
|
||
Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность
|
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
|
УК-9.1. Понимает базовые принципы экономического развития и функционирования экономики, цели и формы участия государства в экономике
|
УК-9.2. Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
|
||
Гражданская позиция
|
УК-10. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
|
УК-10.1. Знает и понимает социально-экономические причины коррупции, принципы, цели и формы борьбы с проявлениями коррупционного поведения; идентифицирует и оценивает коррупционные риски в профессиональной деятельности, демонстрирует способность противодействовать коррупционному поведению в профессиональной деятельности
|
УК-10.2. Знает и понимает основные принципы государственной политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и экстремизма и борьбы с ними, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и специфику профилактики экстремизма в сфере профессиональной деятельности
|
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуются следующие индикаторы достижения общепрофессиональных компетенций:
Категория общепрофессиональных компетенций
|
Код и наименование общепрофессиональной компетенции
|
Код и наименование индикатора достижения общепрофессиональной компетенции
|
1
|
2
|
3
|
Правовые и этические основы профессиональной деятельности
|
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
|
ОПК-1.1. Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
|
ОПК-1.2. Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
|
||
Разработка основных и дополнительных образовательных программ
|
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
|
ОПК-2.1. Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
|
ОПК-2.2. Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
|
||
ОПК-2.3. Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
|
||
Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся
|
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
|
ОПК-3.1. Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
|
ОПК-3.2. Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
|
||
ОПК-3.3 Знает основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями
|
||
ОПК-3.4. Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
|
||
Построение воспитывающей образовательной среды
|
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
|
ОПК-4.1. Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
|
ОПК-4.2. Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
|
||
Контроль и оценка формирования результатов образования
|
ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
|
ОПК-5.1. Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
|
ОПК-5.2. Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
|
||
ОПК-5.3. Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
|
||
Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности
|
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
|
ОПК-6.1. Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
|
ОПК-6.2. Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
|
||
ОПК-6.3. Знает психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания
|
||
Взаимодействие с участниками образовательных отношений
|
ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
|
ОПК-7.1. Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
|
ОПК-7.2. Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
|
||
ОПК-7.3. Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
|
||
Научные основы педагогической деятельности
|
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
|
ОПК-8.1. Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
|
ОПК-8.2. Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
|
||
Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности
|
ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
|
ОПК-9.1. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
|
ОПК-9.2. Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
|
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ в зависимости от выбора задач профессиональной деятельности рекомендуется применять следующие профессиональные компетенции и индикаторы их достижения. Данные профессиональные компетенции в рамках подготовки педагога являются сквозными вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы.
Профессиональные компетенции сформулированы на основе профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - ПС 01.001).
ОТФ
|
ТФ
|
Код и наименование профессиональной компетенции
|
Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический <*>
|
|||
ОТФ A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
ТФ A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение
|
ПК-1. Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
|
ПК-1.1. Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
|
ПК-1.2. Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
|
|||
ПК-1.3. Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
|
|||
ОТФ A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
ТФ A/02.6 Воспитательная деятельность
|
ПК-2. Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
|
ПК-2.1. Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
|
ПК-2.2. Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
|
|||
ПК-2.3. Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
|
|||
ОТФ A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
ТФ A/03.6 Развивающая деятельность
|
ПК-3. Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
|
ПК-3.1. Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
|
ПК-3.2. Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
|
|||
ПК-3.3 Знает психолого-педагогические условия создания развивающей образовательной среды для достижения личностных и метапредметных результатов обучения
|
|||
Тип задач профессиональной деятельности: культурно-просветительский
|
|||
ПС 01.001
ОТФ A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
ТФ A/03.6 Развивающая деятельность
|
ПК-4. Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в соответствии с потребностями различных социальных групп
|
ПК-4.1. Организует культурно-образовательное пространство, используя содержание учебных предметов (по профилю), и применяет различные технологии и методики культурно-просветительской деятельности
|
ПК-4.2. Использует приемы организации культурно-просветительской деятельности с учетом запросов различных возрастных, гендерных, социокультурных, этнических групп, опираясь на содержательные ресурсы предметных областей (по профилю)
|
|||
ПК-4.3. Участвует в популяризации знаний (в области предмета по профилю) среди субъектов образовательного процесса
|
|||
Тип задач профессиональной деятельности: проектный
|
|||
ПС 01.001
ОТФ B
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
|
ПС 01.001 ТФ B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
|
ПК-5. Способен организовывать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной области
|
ПК-5.1. Демонстрирует знание принципов проектирования, владения проектными технологиями
|
ПК-5.2 Разрабатывает и реализует индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной области
|
|||
ПК-5.3. Использует передовые педагогические технологии в процессе реализации учебно-проектной деятельности обучающихся в соответствующей предметной области
|
|||
Тип задач профессиональной деятельности: сопровождения
|
|||
ОТФ A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
ТФ A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение
|
ПК-6. Способен использовать современные методы и технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
ПК-6.1. Знает специальные методики и современные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
ПК-6.2. Выбирает способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся с особыми образовательными потребностями по вопросам воспитания и обучения детей
|
|||
ОТФ A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
ТФ A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение
|
ПК-7. Способен к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
|
ПК-7.1. Применяет меры профилактики детского травматизма и использует здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
|
ПК-7.2. Оказывает первую доврачебную помощь обучающимся
|
|||
Тип задач профессиональной деятельности: методический
|
|||
ОТФ A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
ТФ A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение
|
ПК-8. Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных
|
ПК-8.1. Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
|
ПК-8.2. Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
|
|||
ПК-8.3. Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий
|
|||
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий
|
|||
ОТФ A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
ТФ A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение
|
ПК-9. Способен планировать, организовывать, контролировать и координировать образовательный процесс
|
ПК-9.1. Осуществляет анализ образовательной среды, определяет цель деятельности субъектов образовательного процесса и способы ее достижения
|
ПК-9.2. Планирует деятельность субъектов образовательного процесса на основе нормативно-правовых документов
|
|||
ПК-9.3. Управляет коллективом учащихся, формирует учебно-познавательную мотивацию обучающихся к изучаемому предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности, использует способы организации совместной деятельности
|
--------------------------------
<*> Рекомендуемые профессиональные компетенции для следующих типов задач профессиональной деятельности: культурно-просветительского, сопровождения, методического, организационно-управленческого - представлены в приложении 3 (см. https://www.edu-press.ru/publications/odvo/_10_876. - Ред.)
Проверка результатов освоения образовательной программы осуществляется в период промежуточной и государственной итоговой аттестации. Наряду с традиционными формами контроля образовательным организациям предоставляется возможность проведения аттестации по дисциплинам (модулям), практике и (или) государственной итоговой аттестации в форме профессионального (демонстрационного) экзамена.