См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 9 июля 2018 г. N 05-7709

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации по вопросу организации в образовательных организациях высшего образования обучения по индивидуальным учебным планам обучающихся, имеющих высокий уровень подготовки к освоению соответствующей образовательной программы, в том числе выпускников специализированных учебно-научных центров, направляет для учета и использования в работе Рекомендации по организации в образовательных организациях высшего образования обучения по индивидуальным учебным планам обучающихся, имеющих высокий уровень подготовки к освоению образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры.

Заместитель директора Департамента
С.А.ПИЛИПЕНКО

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ
ПЛАНАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
И ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

Настоящие рекомендации разработаны в целях обеспечения обучения по индивидуальным учебным планам по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры лиц, которые имеют высокий уровень подготовленности к освоению соответствующих образовательных программ.

Организация и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры по индивидуальным учебным планам осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301 (зарегистрирован Минюстом России 14 июля 2017 г., регистрационный N 47415) (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Согласно пункту 37 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при освоении образовательной программы обучающимся, который имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом (далее - выдающиеся способности), по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.

Согласно пункту 38 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при ускоренном обучении сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе реализуется путем зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии), и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программы.

Повышение темпа освоения образовательной программы осуществляется для лиц, имеющих соответствующие способности и (или) уровень развития.

Под повышением темпа освоения образовательной программы понимается ускоренное обучение, реализуемое посредством повышения интенсивности (скорости) освоения учебного материала.

Соответственно для принятия решения о повышении темпа освоения образовательной программы необходимо установить, что обучающийся имеет выдающиеся способности.

Установление наличия выдающихся способностей может осуществляться:

1) по результатам промежуточной аттестации обучающихся;

2) по результатам всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

3) по результатам олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - конкурсы), направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений и проводимых в соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона об образовании;

4) по результатам ЕГЭ и иным результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования.

Если наличие выдающихся способностей устанавливается в соответствии с пунктом 1, то это позволяет осуществить повышение темпа освоения образовательной программы не ранее первой промежуточной аттестации обучающихся.

Если наличие выдающихся способностей устанавливается в соответствии с пунктами 2 - 4, то это позволяет осуществить повышение темпа освоения образовательной программы на любом этапе ее освоения, в том числе до проведения первой промежуточной аттестации обучающихся.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее - организация), может устанавливать наличие выдающихся способностей по результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования. Для обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета в качестве таких результатов могут использоваться аттестат о среднем общем образовании с отличием, диплом о среднем профессиональном образовании с отличием, диплом о высшем образовании, для обучающихся по программам магистратуры - диплом бакалавра с отличием, диплом о высшем образовании других уровней.

При установлении наличия выдающихся способностей по результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования для обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета целесообразно также учитывать особенности получения обучающимися среднего общего образования.

Согласно части 5 статьи 77 Федерального закона об образовании в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее - нетиповые образовательные организации).

В настоящее время в ряде образовательных организаций высшего образования действуют специализированные структурные подразделения, реализующие образовательные программы среднего общего образования, например специализированные учебно-научные центры (далее - специализированные подразделения вузов).

Выпускники специализированных подразделений вузов, как правило, имеют высокий уровень подготовки к освоению программ бакалавриата и программ специалитета, который может быть учтен при установлении наличия выдающихся способностей для принятия решения о повышении темпа освоения образовательной программы.