См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО
от 7 ноября 2012 г. N 07-624

О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

С целью урегулирования на межгосударственном уровне вопросов защиты прав детей - граждан Российской Федерации, передаваемых на усыновление (удочерение) (далее - усыновление) иностранным гражданам, Минобрнауки России осуществляется работа по подписанию двусторонних договоров о сотрудничестве в области усыновления детей.

13 июля 2011 г. подписано Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (далее - Соглашение).

Соглашение согласно пункту 1 его статьи 17 вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.

Соглашение ратифицировано Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 150-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей".

Соглашение вступило в силу 1 ноября 2012 года.

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 4 Соглашения усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, гражданами США может осуществляться только при содействии представительства уполномоченной организации, то есть организации США, имеющей разрешение Минобрнауки России на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Данное требование не распространяется на случаи усыновления ребенка его родственниками (признаваемыми таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации). В этом случае усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, гражданами США может осуществляться без содействия представительства такой организации.

Таким образом, с 1 ноября 2012 г. прием документов от граждан США, осуществляющих процедуру усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, без содействия представительств организаций США, имеющих соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации, операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не осуществляется.

Кандидаты в усыновители - граждане США, состоявшие на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляют процедуру усыновления без содействия представительств организаций США, имеющих соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации, не завершившие процесс усыновления в установленном порядке на дату вступления Соглашения в силу, согласно пункту 4 статьи 17 Соглашения имеют право на завершение процедуры усыновления в порядке, действовавшем до вступления в силу Соглашения (то есть без содействия уполномоченной организации).

Статьями 4, 5 и 10 Соглашения также предусмотрена возможность установления государством происхождения дополнительных требований к уполномоченным организациям и кандидатам в усыновители.

В настоящее время Минобрнауки России осуществляется подготовка проекта нормативного правового акта, устанавливающего указанные дополнительные требования (далее - Дополнительные требования). Предполагается, что Дополнительные требования вступят в силу не ранее 1 марта 2013 года. О дате вступления в силу Дополнительных требований Минобрнауки России проинформирует органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), в установленном порядке.

Предполагается, что в соответствии с Дополнительными требованиями осуществлять деятельность по усыновлению детей на территории Российской Федерации через свои представительства смогут только государственные органы и организации и некоммерческие неправительственные организаций США (далее - организации США):

наделенные компетентными органами США полномочиями по осуществлению деятельности в области международного усыновления в соответствии с Конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г. (пункт 3 статьи 4 Соглашения);

представившие в Министерство образования и науки Российской Федерации комплект документов, предусмотренных Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 654, а также Дополнительными требованиями. Перечень документов, которые предполагается установить Дополнительными требованиями, содержится в пункте 1 статьи 5 Соглашения.

После вступления в силу Дополнительных требований:

представительства организаций США, осуществляющие деятельность по усыновлению детей на территории Российской Федерации, которые не наделены компетентными органами США полномочиями по осуществлению деятельности в области международного усыновления в соответствии с Конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г., должны будут прекратить свою деятельность на территории Российской Федерации в установленном порядке;

представительства организаций США, осуществляющие деятельность по усыновлению детей на территории Российской Федерации, наделенные компетентными органами США полномочиями по осуществлению деятельности в области международного усыновления в соответствии с Конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г., должны будут в течение 60 дней с даты вступления в силу Дополнительных требований представить в Минобрнауки России документы, предусмотренные Дополнительными требованиями. Минобрнауки России не позднее 30 дней с даты предоставления соответствующих документов будет принято решение о возможности (невозможности) продолжения осуществления представительствами указанных организаций США деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. До принятия такого решения представительства указанных организаций США вправе осуществлять свою деятельность в установленном в настоящее время порядке (пункт 2 статьи 17 Соглашения).

Информация о представительствах организаций США, действие разрешения которых на осуществление деятельности по усыновлению на территории Российской Федерации после вступления в силу Дополнительных требований будет прекращено, будет доведена до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Также на основании пункта 3 статьи 10 Соглашения Дополнительными требованиями будет установлен перечень документов, которые должны будут представлять в суд кандидаты в усыновители - граждане США помимо документов, представляемых кандидатами в усыновители - иностранными гражданами в суд в настоящее время (подпункты "б" и "в" пункта 1 статьи 10 Соглашения).

18 ноября 2011 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (далее - Договор).

Договор согласно пункту 1 его статьи 20 вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о том, что каждая из Договаривающихся Сторон выполнила внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.

Договор ратифицирован Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 148-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей". Французская сторона до настоящего времени не завершила соответствующие внутригосударственные процедуры.

Информация о вступлении Договора в силу будет доведена до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Минобрнауки России обращает внимание, что предъявление к иностранным гражданам, желающим усыновить (удочерить) детей, граждан Российской Федерации, а также к представительствам иностранных органов и организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей на территории Российской Федерации, требований, предусмотренных международными договорами о сотрудничестве в области усыновления детей, до их вступления в силу неправомерно.

Заместитель директора Департамента
С.В.ВИТЕЛИС

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области