См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 6 декабря 2017 г. N 08-2595

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минобрнауки России от граждан и организаций по вопросам о реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания, обучения и возможности изучения государственных языков республик, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также в целях устранения неоднозначного толкования законодательства, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации и варианты учебных планов.

Кроме того, просим рассмотреть вопрос об организации разработки примерных основных образовательных программ по изучению государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации (далее - ПООП). Разработанные ПООП просим направить в Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию в срок до 1 января 2018 года.

Директор департамента
А.Е.ПЕТРОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПО ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИК, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

Целью настоящих методических рекомендаций является сохранение баланса при реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания, обучения и возможности изучения государственных языков республик, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также устранения неоднозначного толкования законодательства.

Российская Федерация - многонациональная страна, и изучение языка является основополагающим фактором для сохранения народа. При этом деятельность образовательных организаций должна быть реализована в рамках нормативного правового поля с учетом принципа единства образовательного пространства на всей территории государства.

2. Нормативная правовая основа

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578).

3. Изучение государственных языков республик, находящихся
в составе Российской Федерации

В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В соответствии с частью 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона об образовании в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с нормами статей 12 и 28 Федерального закона об образовании к компетенции образовательной организации относятся разработка и утверждение образовательных программ, которые, в свою очередь, разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примеренных основных образовательных программ.

На основании пункта 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373, пункта 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897, а также пункта 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413, учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество часов, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации обеспечивается на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).

В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация с учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся может усилить (углубить, расширить) преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение, ввести новые учебные предметы, в том числе и государственные языки республик.

Таким образом, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может содержать учебные предметы, курсы (модули), обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе национальные и этнокультурные.

Государственные языки республик могут изучаться добровольно в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в объеме, не превышающим 2-х часов в неделю, на основе заявления родителей (законных представителей) (варианты учебных планов представлены в приложении).

Для обучающихся, не выбравших для изучения государственный язык республик Российской Федерации, могут быть предложены для изучения предметы из основной части образовательной программы. Также могут быть предложены предметы краеведческой направленности, учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные интересы обучающихся, обучение по которым может осуществляться на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик Российской Федерации или родном языке по выбору родителей (законных представителей).

Подтверждением мнения обучающихся является письменное заявление их родителей (законных представителей).

Образовательная организация должна обеспечить обучающимся и их родителям (законным представителям) реализацию права выбора изучения предметов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, путем организации образовательного процесса, включая материально-техническое обеспечение и оборудование необходимых помещений.

При реализации образовательных программ могут использоваться:

учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Проект примерного учебного плана начального
общего образования

Предметные области
Учебные предметы
Классы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Русский язык
4
5
5
4
18
Литературное чтение
2
2
2
3
9
Родной язык и литературное чтение на родном языке
Родной язык
1
2
2
1
6
Литературное чтение на родном языке
-
1
1
1
3
Иностранный язык
Иностранный язык
-
2
2
2
6
Математика и информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики
-
-
-
1
1
Искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4
Технологии
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
3
3
3
3
12
Итого:
19
24
24
24
91
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
2
2
2
8
Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
21
26
26
26
99

1. При реализации общеобразовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов.

При составлении учебного плана для обучающихся, для которых родным языком является русский язык, часы, отведенные на родной язык и литературное чтение на родном языке могут передаваться на изучение русского языка и (или) литературного чтения.

2. В соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность, время, отводимое на часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, может быть использовано на:

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

изучение государственного языка субъекта Российской Федерации (для образовательных организаций республик Российской Федерации, в которых законодательно установлен наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык субъекта Российской Федерации на основании заявления родителей (законных представителей)).

Проект примерного учебного плана основного
общего образования

Предметные области
Учебные предметы
Классы
Количество часов в неделю
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
Русский язык и литература
Русский язык
5
4
4
4
5
22
Литература
3
3
2
2
3
13
Родной язык и родная литература
Родной язык
2
2
1
1
1
7
Родная литература
1
1
1
1
-
4
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
2
2
13
Второй иностранный язык
-
1
1
1
1
4
Математика и информатика
Математика
5
5
-
-
-
10
Алгебра
-
-
3
3
3
9
Геометрия
-
-
2
2
2
6
Информатика
-
-
1
1
1
3
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Общественно-научные предметы
История
2
2
2
2
2
10
Обществознание
-
1
1
1
1
4
География
1
1
2
2
2
8
Естественнонаучные предметы
Физика
-
-
2
2
3
7
Химия
-
-
-
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Искусство
Музыка
1
1
1
1
-
4
Изобразительное искусство
1
1
1
-
-
3
Технология
Технология
2
2
2
1
-
7
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
-
-
-
1
1
2
Физическая культура
3
3
3
3
3
15
Итого:
30
31
33
34
34
162
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
2
2
2
2
10
Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
32
33
35
36
36
172

1. При реализации общеобразовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов.

При составлении учебного плана для обучающихся, для которых родным языком является русский язык, часы, отведенные на родной язык и родную литературу, могут передаваться на изучение русского языка и (или) литературы.

2. В соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность, время, отводимое на часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, может быть использовано на:

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: введение учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, включая урочные занятия по "Основам духовно-нравственной культуры народов России";

изучение государственного языка субъекта Российской Федерации (для образовательных организаций республик Российской Федерации, в которых законодательно установлен наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык субъекта Российской Федерации на основании заявления родителей (законных представителей)).