См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 6 июля 2018 г. N 07-4075
В соответствии с пунктом 4 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс РФ) дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - федеральный банк данных о детях), в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Семейного кодекса РФ.
Согласно пункту 3 статьи 122 Семейного кодекса РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце 3 пункта 1 статьи 122 Семейного кодекса РФ, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце 3 пункта 1 статьи 122 Семейного кодекса РФ, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 122 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный банк данных о детях), организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон).
Датой постановки на федеральный учет является дата постановки сведений о несовершеннолетних в федеральном банке данных о детях.
В соответствии с пунктом 12 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. N 101 (далее - Порядок), в случае вынесения судебного решения об отмене усыновления ребенка, а также в случае прекращения опеки (попечительства) анкета ребенка повторно не заполняется в случае нахождения ребенка по месту первичного учета ребенка, оставшегося без попечения родителей, в органе опеки и попечительства.
Органом опеки и попечительства направляются в региональный банк данных о детях дополнительная информация о ребенке, в том числе содержащая реквизиты документа о передаче ребенка на воспитание в семью и об отмене решения о передаче ребенка на воспитание в семью, а также актуализированная информация в соответствии с требованиями данного Порядка.
Региональный оператор при возврате анкеты ребенка из архива регионального банка данных о детях в поле "Дополнительная информация" указывает реквизиты документа о передаче ребенка на воспитание в семью и об отмене решения о передаче ребенка на воспитание в семью. При этом в анкете ребенка дата первичного учета, дата постановки на региональный и федеральный учет, сохраняются.
Департамент обращает внимание на неоднократные в 2018 г. случаи вынесения частных определений судами Российской Федерации о необоснованности принятия решения по передаче несовершеннолетних в семьи иностранных граждан на воспитание по причине того, что дети, оставшиеся без попечения родителей, сведения о которых состоят на учете в государственном банке данных о детях, находились под опекой, и после возврата сведений о них из архива государственного банка данных о детях, были предложены на усыновление иностранным гражданам, при этом судом рассматривался срок нахождения сведений в государственном банке данных о детях без учета времени нахождения детей под опекой.
Департамент обращает внимание, что в случае если граждане, состоящие на учете у федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - федеральный оператор), были ознакомлены со сведениями о ребенке, и выражали желание познакомиться с ним, региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный оператор), необходимо учитывать это при дальнейшем устройстве ребенка в семью граждан на воспитание.
В случае если на момент запроса федерального оператора об уточнении медицинских диагнозов и юридического статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, региональным оператором было выдано направление на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в результате которого после знакомства граждан с ребенком последовал отказ от принятия несовершеннолетнего в свою семью, перед тем, как предлагать сведения о ребенке иностранным гражданам, региональный оператор обязан выяснить у федерального оператора мнение российских граждан по вопросу получения направления на посещение понравившегося им ребенка.
В связи с изложенным Департамент полагает, что при принятии решения о передаче несовершеннолетних в семьи иностранных граждан на воспитание следует учитывать меры, принятые по устройству детей в семьи граждан Российской Федерации на муниципальном, региональном и федеральном уровнях: органом опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, после возврата сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, из архива государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в случае вынесения судебного решения об отмене усыновления ребенка, а также в случае прекращения опеки (попечительства).
Заместитель директора Департамента
И.И.РОМАНОВА