См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2022 г. N МН-7/711
О СТИПЕНДИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ ЗА ОСОБЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на основании проведенных в 2021 году мониторингов стипендиальных выплат за особые достижения обучающихся в целях повышения эффективности и целевого характера расходования указанных средств, а также соблюдения прав обучающихся доводит информацию по вопросам, вызывающим затруднения у образовательных организаций.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, являются предметом регулирования Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Статья 30 Закона об образовании устанавливает, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Согласно части 3 статьи 36 Закона об образовании обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Указанный порядок утвержден приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N 1663 "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания, не реже двух раз в год. В период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого года обучения (курса), обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Данная норма распространяется на все образовательные программы высшего образования, по которым обучаются студенты.
В соответствии с пунктом 6 Порядка студентам, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры), может быть назначена повышенная государственная академическая стипендия за особые достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной).
Повышенная государственная академическая стипендия в соответствии с частью 2 статьи 36 Закона об образовании не составляет самостоятельного вида стипендий и выплачивается как государственная академическая стипендия в увеличенном размере в соответствии с правилами, установленными для данного вида стипендии. Достижения студентов для назначения им повышенной государственной академической стипендии должны соответствовать одному или нескольким критериям, установленным пунктами 7 - 11 Порядка (далее - Критерии).
1. О периодах, с которых возможно назначение повышенной государственной академической стипендии.
Порядок не содержит норм, по которым может отдаваться предпочтение при назначении повышенной государственной академической стипендии исключительно в зависимости от курса обучения студента, а оперирует достижениями, которые можно получить в пределах сроков, установленных Порядком.
Критерии включают в себя как достижения, непосредственно связанные с периодом обучения в образовательной организации, к примеру, получение студентом в течение не менее 2-х следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению повышенной государственной академической стипендии, только оценок "отлично", так и фиксирующие факт наличия такого достижения, к примеру, наличие у студента документа, удостоверяющего исключительное право студента на достигнутый им научный (научно-методологический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности (патент, свидетельство) в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии.
Образовательная организация в рамках своей автономии самостоятельно принимает решение о количественных показателях установленных Порядком критериев для назначения повышенной государственной академической стипендии и ее размерах в рамках, не противоречащих Порядку.
Перечень установленных Порядком критериев, по которым может проводиться назначение повышенной государственной академической стипендии, является исчерпывающим.
Студенты первого года, обучающиеся по образовательным программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, имеют право на участие в отборе на повышенную государственную академическую стипендию в соответствии с Порядком и локальными нормативными актами образовательной организации, регулирующими порядок назначения данной стипендии, по критериям, фиксирующим факт наличия достижения, не связанного с периодом обучения в образовательной организации. При этом образовательная организация должна обеспечить равные условия для студентов в части возможности получения стипендиальных выплат.
2. О периодичности выплат повышенной государственной академической стипендии.
Пунктом 18 Порядка установлено, что выплата государственной академической стипендии студентам, в том числе повышенной государственной академической стипендии, осуществляется образовательной организацией ежемесячно.
Ситуация, при которой выплата повышенной государственной академической стипендии и/или государственной академической стипендии происходит за несколько месяцев сразу с перерасчетом за какой-либо предыдущий период, не соответствует Порядку. Проведение назначения (в том числе авансовым порядком за несколько месяцев) и/или соответствующего перерасчета выплат повышенной академической стипендии за предыдущие месяцы (к примеру, за летние) недопустимо.
Учитывая требования, установленные пунктом 5 Порядка, сроки назначения государственной академической стипендии, включая повышенную государственную академическую стипендию, должны устанавливаться в соответствии со сроками окончания промежуточной аттестации или начала обучения (для первого периода первого года обучения), установленными в календарном учебном графике соответствующей образовательной программы. Из чего следует, что назначение повышенной государственной академической стипендии может происходить в несколько этапов в случае, если в образовательной организации разные образовательные программы имеют разные сроки в соответствии с календарным учебным графиком. Необходимо обратить внимание на назначение повышенной государственной академической стипендии студентам выпускных курсов по итогам завершающего семестра. Например, для студентов 4 курса бакалавриата, имеющих срок освоения основной образовательной программы 4 года, необходимо проведение назначения государственной академической стипендии и, соответственно, повышенной государственной академической стипендии по итогам последней промежуточной аттестации, предусмотренной календарным учебным графиком.
3. О приеме документов на повышенную государственную академическую стипендию.
Назначение повышенной государственной академической стипендии за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности носит заявительный характер и в части документального оформления должно соответствовать требованиям Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Допускается с учетом эпидемиологической ситуации использование средств электронно-образовательной среды образовательной организации для приема электронных образов документов (заявлений и документов, подтверждающих основание для выплаты) с обязательным последующим предоставлением оригиналов указанных документов.
Вопросы определения формы, порядка подачи заявлений для назначения повышенной государственной академической стипендии за особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности, определения правил хранения подтверждающих документов, необходимых для назначения повышенных государственных академических стипендий, не регламентируются законодательством об образовании и относятся к компетенции образовательной организации.
Образовательная организация обязана создать условия для беспрепятственной подачи соответствующих заявлений студентами, устанавливая в том числе разумные сроки приема документов от обучающихся.
4. О количестве студентов, имеющих право на назначение повышенной государственной академической стипендии.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что численность студентов, получающих повышенную государственную академическую стипендию, не может составлять более 10 процентов от общего числа студентов, получающих государственную академическую стипендию. Данная норма применяется к соответствующему назначению на дату назначения государственной академической стипендии и повышенной государственной академической стипендии за особые достижения.
Пунктом 9 статьи 2 Закона об образовании установлено, что образовательная программа является комплексом основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом об образовании случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Согласно пунктам 22 и 40 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301, и пунктам 19 и 34 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. N 245, образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам и (или) триместрам) (далее - периоды обучения в рамках курсов), и (или) периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе (далее - периоды освоения модулей).
Выделение периодов обучения в рамках курсов, а также периодов освоения модулей образовательная организация определяет самостоятельно.
Образовательный процесс может осуществляться одновременно по периодам обучения в рамках курсов и периодам освоения модулей.
Формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения устанавливаются локальными нормативными актами организации.
Приведенные нормы позволяют сформировать в образовательной организации индивидуальные образовательные траектории для реализации образовательных программ с различными сроками начала периодов обучения и проведения промежуточной аттестации, из чего следует, что в образовательной организации может быть несколько сроков назначения государственной академической стипендии и государственной повышенной академической стипендии в зависимости от календарных учебных графиков соответствующих учебных планов реализуемых образовательных программ.
Для соблюдения нормы по количеству обучающихся, имеющих право получать повышенную государственную академическую стипендию, необходимо осуществлять соответствующую проверку при каждом назначении повышенной государственной академической стипендии.
5. Об учете результатов мероприятий при назначении повышенной государственной академической стипендии.
Повышенные государственные академические стипендии согласно пункту 6 Порядка назначаются за особые достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной).
По результатам анализа сведений, предоставленных в рамках проведенных Минобрнауки России мониторингов, выявлены факты учета образовательными организациями высшего образования при рассмотрении вопросов о назначении повышенных государственных академических стипендий достижений, предоставляемых различными платными сервисами с фактическим отсутствием участия в них обучающегося. Это свидетельствует о несоответствии пункту 6 Порядка локальных нормативных актов таких образовательных организаций, регулирующих назначение повышенных государственных академических стипендий.
Достижения, предъявляемые обучающимися, должны проходить соответствующую верификацию. Минобрнауки России рекомендует рассматривать достижения обучающихся в мероприятиях, входящих в перечни, утверждаемые приказами федеральных и региональных органов исполнительной власти. Например, приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2021 г. N 826 "Об утверждении перечня мероприятий для предоставления грантов лицам, поступившим на обучение в образовательные организации высшего образования, научные организации по программам магистратуры, на 2022/23 учебный год"; приказ Минпросвещения России от 31 августа 2021 г. N 616 "Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2021/22 учебный год"; Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, на 2021/2022 годы, утвержденный Минпросвещения России, Минспортом России и Минобрнауки России, и другие.
При рассмотрении достижений в учебной деятельности Минобрнауки России рекомендует в первую очередь учитывать критерии, направленные на независимое выявление учебных достижений студентов, характеризующиеся победами в международных и всероссийских олимпиадах, конкурсах и соревнованиях (к примеру, Универсиада "Ломоносов", Международная олимпиада для студентов по математике (IMC), Международная студенческая олимпиада по программированию (ICPC), Всероссийский конкурс для ИТ-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики "Цифровой прорыв", Всероссийская олимпиада для студентов "Я - Профессионал" и другие).
При рассмотрении достижений за научно-исследовательскую деятельность по основанию наличия у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) издании рекомендуется проводить анализ предоставляемых документов на оригинальность. При этом особое внимание предлагается уделять публикациям, издаваемым в сборниках, не имеющих фактического рецензирования и не входящих в какие-либо реферативные базы.
Ряд критериев (подпункт в) пункта 7, подпункт б) пункта 8, подпункт а) пункта 10, подпункт а) пункта 11) для назначения повышенной государственной академической стипендии содержат требования к уровню мероприятий - международный, всероссийский, ведомственный или региональный. Учет иных уровней (городских, муниципальных и др.) при рассмотрении вопросов о назначении повышенной государственной академической стипендии по указанным критериям не допускается.
При применении в отборе на повышенную государственную академическую стипендию принципа масштабности мероприятий рекомендуется основываться на статусах мероприятий, перечисленных в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти или рекомендованных федеральными органами исполнительной власти в своих письмах к участию обучающихся.
При рассмотрении достижений студентов в общественной деятельности для назначения повышенной государственной академической стипендии по подпункту а) пункта 9 Порядка за систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) общественно значимой деятельности социального, культурного, правозащитного, общественно полезного характера, организуемой федеральной государственной образовательной организацией высшего образования или с ее участием, подтверждаемое документально, Минобрнауки России обращает внимание, что используемая в Порядке формулировка позволяет рассматривать участие студента в проведении (обеспечении проведения) общественно значимой деятельности социального, культурного, правозащитного, общественно полезного характера путем издания локального нормативного акта, связанного с участием обучающегося в мероприятиях, проводимых некоммерческой организацией. Участие образовательной организации в рассматриваемом процессе позволяет комплексно подходить к вопросу добровольческой деятельности обучающихся, урегулировать вопросы организации образовательной деятельности студента, принимающего участие в общественно значимой деятельности, в том числе путем предоставления при необходимости индивидуального учебного графика.
По аналогии организуется сопровождение участия студента в мероприятиях, проводимых государственными и муниципальными органами власти, при этом для расширения поддержки таких обучающихся, активно участвующих в общественной жизни региона, целесообразно инициировать соответствующие меры региональной поддержки.
Необходимо отметить, что общественные статусы обучающихся не могут самостоятельно учитываться при рассмотрении вопросов о назначении повышенной государственной академической стипендии за достижения без фактов документально подтвержденного систематического участия в проведении (обеспечении проведения) соответствующих мероприятий.
6. Об информационном обеспечении процедуры отбора и назначения повышенной государственной академической стипендии.
Частью 1 статьи 29 Закона об образовании установлено, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Одной из обязательных для размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" согласно пункту н) части 2 статьи 29 Закона об образовании является информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки. Правила размещения информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и форматам представления информации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802 и приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831 соответственно.
В соответствии с приведенными документами сведения (в том числе локальные нормативные акты) о порядке и критериях отбора на повышенную государственную академическую стипендию должны быть размещены в общем доступе в разделе "Стипендии и иные виды материальной поддержки" раздела "Сведения об образовательной организации" на официальном сайте образовательной организации.
Указанная информация должна содержать четкие и понятные критерии, в том числе о применяемых правилах определения получателей повышенной государственной академической стипендии, а в случаях применения рейтинговой системы - правила выставления рейтинга, порядка рассмотрения заявлений на повышенную государственную академическую стипендию, исчерпывающий перечень необходимых подтверждающих документов, порядок подачи апелляции студента на решение об удовлетворении заявления или вынесении отрицательного решения и иные процессуальные нормы, связанные с проведением отбора и назначения повышенной государственной академической стипендии.
7. Об организации отбора претендентов на назначение стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обучающимся по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
Стипендии Президента Российской Федерации обучающимся по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, а также аспирантам (адъюнктам), обучающимся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме обучения по научным специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики (далее - стипендии Президента Российской Федерации), установлены Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. N 1198.
С 2016 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 227 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 854 назначение стипендий Президента Российской Федерации производится образовательной организацией. Критерии отбора претендентов на назначение стипендий Президента Российской Федерации установлены пунктом 4 Положения о назначении и выплате стипендий Президента Российской Федерации обучающимся по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, а также аспирантам (адъюнктам), обучающимся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме обучения по научным специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 854.
Анализ используемых образовательными организациями критериев при назначении стипендии Президента Российской Федерации показал применение, как правило, более низких требований к получателям стипендий Президента Российской Федерации по сравнению с получателями повышенных государственных академических стипендий за учебные и научные достижения. Аналогичная ситуация складывается и со стипендиями Правительства Российской Федерации для студентов (курсантов, слушателей) и аспирантов (адъюнктов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, назначаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1192.
Критериальная оценка наивысших по своему статусу стипендий в стране должна отвечать своему статусу и требует более высоких запросов к своим претендентам. Учитывая статус стипендий Президента Российской Федерации, необходимо сформировать в образовательной организации систему стипендиального обеспечения, при которой требования к обучающимся для получения стипендии соответствовали бы ее уровню.
Минобрнауки России обращает внимание руководителей образовательных организаций на важный социальный эффект данного вида стипендиальных выплат и необходимость формирования прозрачного механизма отбора стипендиатов в образовательной организации с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при наличии). Система стипендиального обеспечения образовательной организации должна реализовывать адресный подход к обучающемуся и являться одним из инструментов для построения системной работы по его обучению и воспитанию.
Директор Департамента
координации деятельности
образовательных организаций
Минобрнауки России
Н.С.ТРУХАНОВСКАЯ