См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03

ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Министерство образования и науки Российской Федерации направляет Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации).

Данные Рекомендации описывают общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

В дальнейшем в субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной деятельности в части нецифровой техники.

Заместитель министра
М.В.ДУЛИНОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЧЕБНЫМ
И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
МОДЕЛИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и назначение Рекомендаций

Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) <1>, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации), является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники, обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на конструктивный компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644.

Рекомендации могут быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, социокультурным условиям.

Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования <1>, в соответствии с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.

--------------------------------

<1> ФГОС ООО, раздел IV "Требования к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования".

Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;

- овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;

- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;

- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

- проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;

- проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;

- создания обучающимися материальных и информационных объектов.

Рекомендации охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность, предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления моделирования и технического творчества обучающихся.

1.2. Нормативные основания

Предлагаемые Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об образовании" <1>, ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений <2>, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях <3>, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников <4>, ГОСТ Р52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения", ГОСТ Р53626-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения", СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в действующей редакции).

<2> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19682).

<3> СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993).

<4> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный N 19676).

1.3. Область применения Рекомендаций

Предлагаемые Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями, реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных) заданий, проектировании программ развития образования различных уровней, разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и производителями продукции для сферы образования и др. Рекомендации могут быть также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.

2. Комплектно-модульное построение оснащения
общеобразовательного учреждения

Оснащение образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие.

Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей.

Уровень и особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями населенного пункта, муниципального образования и т.д.

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

1) общешкольное оснащение;

2) оснащение предметных кабинетов;

3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Каждый из комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.

Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе.

Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.

Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования.

3. Оснащение общеобразовательного учреждения,
реализующего основную образовательную программу основного
общего образования

3.1. Оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:

- соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования;

- учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся;

- необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе - части, формируемой участниками образовательного процесса;

- универсальность - возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;

- комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса;

- обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса;

- согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.);

- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.

3.2. Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:

- функционирования соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды образовательного учреждения;

- реализации в полном объеме основных образовательных программ основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;

- использования современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;

- активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);

- безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов;

- в электронной форме:

- управлять образовательным процессом;

- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

- формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

- создавать, обрабатывать и редактировать звук;

- создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;

- индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

- визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы);

- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

- проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

- осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

Среда деятельности учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:

- строить динамические компьютерные модели объектов и процессов;

- проводить виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;

- анализировать зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и граничных условий;

- выдвигать гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;

- сравнивать виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими моделями процессов.

3.3. На поставляемые комплекты оснащения или отдельные его элементы (далее - оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечивать обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе.

4. Общешкольное оснащение

К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т.д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).

ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.

5. Общие рекомендации по оснащению учебных кабинетов
для основной ступени общего образования

Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.

Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.

Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей определяет организационную модификацию данного комплекта: организация стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект общешкольного оснащения.

Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.

Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.

Рекомендуемое оснащение учебных кабинетов для основной
ступени общего образования

┌────┬───────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────────┐
│ N  │   Наименование    │      Состав и       │  Количественный состав   │
│п/п │      модуля       │   предназначение    │   автоматизированного    │
│    │                   │    оборудования,    │      рабочего места      │
│    │                   │ входящего в модуль  ├────────────┬─────────────┤
│    │                   │                     │  педагога  │ обучающихся │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ 1  │         2         │          3          │     4      │      5      │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│ 1. │Модуль: технические средства обучения                               │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│1.1.│Специализированный │СПАК         является│   1 ед.    │      x      │
│    │программно-        │составной      частью│            │             │
│    │аппаратный         │информационно-       │            │             │
│    │комплекс   педагога│образовательной среды│            │             │
│    │(СПАК)             │образовательного     │            │             │
│    │                   │учреждения,          │            │             │
│    │                   │обеспечивает  решение│            │             │
│    │                   │профессиональных     │            │             │
│    │                   │задач   педагога    с│            │             │
│    │                   │применением          │            │             │
│    │                   │информационно-       │            │             │
│    │                   │коммуникационных     │            │             │
│    │                   │технологий     (ИКТ).│            │             │
│    │                   │СПАК           должен│            │             │
│    │                   │обеспечивать  сетевое│            │             │
│    │                   │взаимодействие   всех│            │             │
│    │                   │участников           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса.         Все│            │             │
│    │                   │технические  средства│            │             │
│    │                   │СПАК   должны    быть│            │             │
│    │                   │скоммутированы  между│            │             │
│    │                   │собой                │            │             │
│    │                   ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │СПАК включает:       │            │             │
│    │                   ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │1.  Персональный  или│   1 ед.    │      x      │
│    │                   │мобильный   компьютер│            │             │
│    │                   │(ноутбук)           с│            │             │
│    │                   │предустановленным    │            │             │
│    │                   │программным          │            │             │
│    │                   │обеспечением         │            │             │
│    │                   ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │2.      Интерактивное│   1 ед.    │      x      │
│    │                   │оборудование         │            │             │
│    │                   ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │2.1.    Интерактивная│            │             │
│    │                   │доска                │            │             │
│    │                   ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │2.2.         Проектор│            │             │
│    │                   │мультимедийный       │            │             │
│    │                   ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │2.3.     Визуализатор│            │             │
│    │                   │цифровой             │            │             │
│    │                   │3.  Оборудование  для│   1 ед.    │      x      │
│    │                   │тестирования качества│            │             │
│    │                   │знаний обучающихся   │            │             │
│    │                   │4.      Копировально-│   1 ед.    │      x      │
│    │                   │множительная техника │            │             │
│    │                   │4.1.        Печатное,│   1 ед.    │      x      │
│    │                   │копировальное,       │            │             │
│    │                   │сканирующие          │            │             │
│    │                   │устройства (отдельные│            │             │
│    │                   │элементы или  в  виде│            │             │
│    │                   │многофункционального │            │             │
│    │                   │устройства,         в│            │             │
│    │                   │соответствии с целями│            │             │
│    │                   │и            задачами│            │             │
│    │                   │использования        │            │             │
│    │                   │оборудования        в│            │             │
│    │                   │образовательном      │            │             │
│    │                   │процессе)            │            │             │
│    │                   │5.             Прочее│            │             │
│    │                   │оборудование         │            │             │
│    │                   │Аппаратное          и│  1 компл.  │      x      │
│    │                   │программное          │            │             │
│    │                   │обеспечение          │            │             │
│    │                   │компьютера     должно│            │             │
│    │                   │обеспечивать:        │            │             │
│    │                   │управление    учебным│            │             │
│    │                   │процессом; создание и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │электронных   таблиц,│            │             │
│    │                   │текстов             и│            │             │
│    │                   │презентаций;         │            │             │
│    │                   │создание, обработку и│            │             │
│    │                   │редактирование звука;│            │             │
│    │                   │создание, обработку и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │растровых,  векторных│            │             │
│    │                   │и   видеоизображений;│            │             │
│    │                   │создание            и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │интерактивных учебных│            │             │
│    │                   │материалов,          │            │             │
│    │                   │образовательных      │            │             │
│    │                   │ресурсов,  творческих│            │             │
│    │                   │работ со статическими│            │             │
│    │                   │и       динамическими│            │             │
│    │                   │графическими        и│            │             │
│    │                   │текстовыми объектами;│            │             │
│    │                   │работу              с│            │             │
│    │                   │геоинформационными   │            │             │
│    │                   │системами,           │            │             │
│    │                   │картографической     │            │             │
│    │                   │информацией,  планами│            │             │
│    │                   │объектов и местности;│            │             │
│    │                   │визуализирование     │            │             │
│    │                   │исторических   данных│            │             │
│    │                   │(создание       ленты│            │             │
│    │                   │времени    и    др.);│            │             │
│    │                   │возможность          │            │             │
│    │                   │размещения,          │            │             │
│    │                   │систематизирования  и│            │             │
│    │                   │хранения             │            │             │
│    │                   │(накапливания)       │            │             │
│    │                   │материалов           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса;  проведение│            │             │
│    │                   │мониторинга         и│            │             │
│    │                   │фиксацию         хода│            │             │
│    │                   │учебного  процесса  и│            │             │
│    │                   │результатов  освоения│            │             │
│    │                   │основной             │            │             │
│    │                   │образовательной      │            │             │
│    │                   │программы      общего│            │             │
│    │                   │образования;         │            │             │
│    │                   │проведение  различных│            │             │
│    │                   │видов и форм контроля│            │             │
│    │                   │знаний,   умений    и│            │             │
│    │                   │навыков,             │            │             │
│    │                   │осуществление        │            │             │
│    │                   │адаптивной           │            │             │
│    │                   │(дифференцированной) │            │             │
│    │                   │подготовки          к│            │             │
│    │                   │государственной      │            │             │
│    │                   │(итоговой)           │            │             │
│    │                   │аттестации;          │            │             │
│    │                   │осуществление        │            │             │
│    │                   │взаимодействия  между│            │             │
│    │                   │участниками  учебного│            │             │
│    │                   │процесса, в том числе│            │             │
│    │                   │дистанционное        │            │             │
│    │                   │(посредством         │            │             │
│    │                   │локальных           и│            │             │
│    │                   │глобальных    сетей),│            │             │
│    │                   │использование данных,│            │             │
│    │                   │формируемых  в   ходе│            │             │
│    │                   │учебного процесса для│            │             │
│    │                   │решения         задач│            │             │
│    │                   │управления           │            │             │
│    │                   │образовательной      │            │             │
│    │                   │деятельностью;       │            │             │
│    │                   │возможность          │            │             │
│    │                   │безопасного доступа к│            │             │
│    │                   │печатным            и│            │             │
│    │                   │электронным          │            │             │
│    │                   │образовательным      │            │             │
│    │                   │ресурсам    и     пр.│            │             │
│    │                   │Программное          │            │             │
│    │                   │обеспечение          │            │             │
│    │                   │компьютеров  педагога│            │             │
│    │                   │и обучающихся  должно│            │             │
│    │                   │иметь      одинаковый│            │             │
│    │                   │интерфейс.           │            │             │
│    │                   │Интерактивное        │            │             │
│    │                   │оборудование         │            │             │
│    │                   │предназначено     для│            │             │
│    │                   │визуализации учебного│            │             │
│    │                   │материала,           │            │             │
│    │                   │полученного         с│            │             │
│    │                   │цифровых и нецифровых│            │             │
│    │                   │носителей,         на│            │             │
│    │                   │интерактивном экране,│            │             │
│    │                   │сохранения           │            │             │
│    │                   │результатов          │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса            и│            │             │
│    │                   │образовательных      │            │             │
│    │                   │достижений   (в   том│            │             │
│    │                   │числе    формирование│            │             │
│    │                   │портфолио)           │            │             │
│    │                   │обучающихся.         │            │             │
│    │                   │Копировально-        │            │             │
│    │                   │множительная  техника│            │             │
│    │                   │предназначена     для│            │             │
│    │                   │тиражирования        │            │             │
│    │                   │учебного   материала,│            │             │
│    │                   │сохранения в цифровом│            │             │
│    │                   │формате   результатов│            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса            и│            │             │
│    │                   │образовательных      │            │             │
│    │                   │достижений           │            │             │
│    │                   │(формирование        │            │             │
│    │                   │портфолио)           │            │             │
│    │                   │обучающихся.         │            │             │
│    │                   │Прочее   оборудование│            │             │
│    │                   │включает    фото-   и│            │             │
│    │                   │(или) видеотехнику,  │            │             │
│    │                   │гарнитуру, устройства│            │             │
│    │                   │для        коммутации│            │             │
│    │                   │оборудования         │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│1.2.│Специализированный │СПАК         является│     x      │    1 ед.    │
│    │программно-        │составной      частью│            │  на 1 чел.  │
│    │аппаратный         │информационно-       │            │             │
│    │комплекс           │образовательной среды│            │             │
│    │обучающихся (СПАК) │образовательного     │            │             │
│    │                   │учреждения,          │            │             │
│    │                   │обеспечивает  решение│            │             │
│    │                   │учебно-познавательных│            │             │
│    │                   │задач  обучающихся  с│            │             │
│    │                   │применением          │            │             │
│    │                   │информационно-       │            │             │
│    │                   │коммуникационных     │            │             │
│    │                   │технологий     (ИКТ).│            │             │
│    │                   │СПАК           должен│            │             │
│    │                   │обеспечивать  сетевое│            │             │
│    │                   │взаимодействие   всех│            │             │
│    │                   │участников           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса.         Все│            │             │
│    │                   │технические средства │            │             │
│    │                   │СПАК   должны    быть│            │             │
│    │                   │скоммутированы  между│            │             │
│    │                   │собой.               │            │             │
│    │                   │СПАК включает:       │     x      │  1 компл.   │
│    │                   │1.  Персональный  или│            │             │
│    │                   │мобильный   компьютер│            │             │
│    │                   │(ноутбук)           с│            │             │
│    │                   │предустановленным    │            │             │
│    │                   │программным          │            │             │
│    │                   │обеспечением.        │            │             │
│    │                   │2.             Прочее│            │             │
│    │                   │оборудование.        │            │             │
│    │                   │Аппаратное          и│            │             │
│    │                   │программное          │            │             │
│    │                   │обеспечение          │            │             │
│    │                   │компьютера     должно│            │             │
│    │                   │обеспечивать:        │            │             │
│    │                   │управление    учебным│            │             │
│    │                   │процессом; создание и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │электронных   таблиц,│            │             │
│    │                   │текстов             и│            │             │
│    │                   │презентаций;         │            │             │
│    │                   │создание, обработку и│            │             │
│    │                   │редактирование звука;│            │             │
│    │                   │создание, обработку и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │растровых,  векторных│            │             │
│    │                   │и   видеоизображений;│            │             │
│    │                   │создание            и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │интерактивных учебных│            │             │
│    │                   │материалов,          │            │             │
│    │                   │образовательных      │            │             │
│    │                   │ресурсов,  творческих│            │             │
│    │                   │работ со статическими│            │             │
│    │                   │и       динамическими│            │             │
│    │                   │графическими        и│            │             │
│    │                   │текстовыми объектами;│            │             │
│    │                   │работу              с│            │             │
│    │                   │геоинформационными   │            │             │
│    │                   │системами,           │            │             │
│    │                   │картографической     │            │             │
│    │                   │информацией,  планами│            │             │
│    │                   │объектов и местности;│            │             │
│    │                   │визуализирование     │            │             │
│    │                   │исторических   данных│            │             │
│    │                   │(создание       ленты│            │             │
│    │                   │времени    и    др.);│            │             │
│    │                   │возможность          │            │             │
│    │                   │размещения,          │            │             │
│    │                   │систематизирования  и│            │             │
│    │                   │хранения             │            │             │
│    │                   │(накапливания)       │            │             │
│    │                   │материалов           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса;  проведение│            │             │
│    │                   │мониторинга         и│            │             │
│    │                   │фиксацию         хода│            │             │
│    │                   │учебного  процесса  и│            │             │
│    │                   │результатов  освоения│            │             │
│    │                   │основной             │            │             │
│    │                   │образовательной      │            │             │
│    │                   │программы      общего│            │             │
│    │                   │образования;         │            │             │
│    │                   │проведение  различных│            │             │
│    │                   │видов и форм контроля│            │             │
│    │                   │знаний,   умений    и│            │             │
│    │                   │навыков,             │            │             │
│    │                   │осуществление        │            │             │
│    │                   │адаптивной           │            │             │
│    │                   │(дифференцированной) │            │             │
│    │                   │подготовки          к│            │             │
│    │                   │государственной      │            │             │
│    │                   │(итоговой)           │            │             │
│    │                   │аттестации;          │            │             │
│    │                   │осуществление        │            │             │
│    │                   │взаимодействия  между│            │             │
│    │                   │участниками  учебного│            │             │
│    │                   │процесса, в том числе│            │             │
│    │                   │дистанционное        │            │             │
│    │                   │(посредством         │            │             │
│    │                   │локальных           и│            │             │
│    │                   │глобальных     сетей)│            │             │
│    │                   │использование данных,│            │             │
│    │                   │формируемых  в   ходе│            │             │
│    │                   │учебного    процесса,│            │             │
│    │                   │для   решения   задач│            │             │
│    │                   │управления           │            │             │
│    │                   │образовательной      │            │             │
│    │                   │деятельностью;       │            │             │
│    │                   │возможность          │            │             │
│    │                   │безопасного доступа к│            │             │
│    │                   │печатным            и│            │             │
│    │                   │электронным          │            │             │
│    │                   │образовательным      │            │             │
│    │                   │ресурсам    и     пр.│            │             │
│    │                   │Программное          │            │             │
│    │                   │обеспечение          │            │             │
│    │                   │компьютеров  педагога│            │             │
│    │                   │и обучающихся  должно│            │             │
│    │                   │иметь      одинаковый│            │             │
│    │                   │интерфейс.           │            │             │
│    │                   │Прочее   оборудование│            │             │
│    │                   │включает    фото-   и│            │             │
│    │                   │(или) видеотехнику,  │            │             │
│    │                   │гарнитуры,       веб-│            │             │
│    │                   │камеры,   графические│            │             │
│    │                   │планшеты,  устройства│            │             │
│    │                   │для        коммутации│            │             │
│    │                   │оборудования,        │            │             │
│    │                   │устройства        для│            │             │
│    │                   │организации локальной│            │             │
│    │                   │беспроводной  сети  и│            │             │
│    │                   │пр.                  │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│1.3.│Универсальная      │Универсальная        │   1 ед.    │             │
│    │платформа       для│платформа            │            │             │
│    │перемещения,       │обеспечивает         │            │             │
│    │хранения          и│межпредметное        │            │             │
│    │подзарядки         │(межкабинетное)      │            │             │
│    │портативных        │использование        │            │             │
│    │компьютеров,       │оборудования         │            │             │
│    │прочего    учебного│                     │            │             │
│    │оборудования       │                     │            │             │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│ 2. │        Модуль: лабораторное и демонстрационное оборудование        │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│2.1.│Обучающая  цифровая│Может            быть│один        │по     одному│
│    │лабораторная       │представлена  в  виде│комплект    │комплекту    │
│    │учебная техника    │полнофункционального │демонстраци-│оборудования │
│    │                   │мобильного   и  (или)│онного обо- │на  4   -   6│
│    │                   │стационарного        │рудования   │чел.         │
│    │                   │лабораторного        │            │             │
│    │                   │комплекса            │            │             │
│    │                   │(комплексов),        │            │             │
│    │                   │предназначенного  для│            │             │
│    │                   │организации  учебной,│            │             │
│    │                   │учебно-              │            │             │
│    │                   │исследовательской   и│            │             │
│    │                   │проектной            │            │             │
│    │                   │деятельности,     для│            │             │
│    │                   │формирования        у│            │             │
│    │                   │обучающихся   навыков│            │             │
│    │                   │цифрового   измерения│            │             │
│    │                   │результатов          │            │             │
│    │                   │проведения   натурных│            │             │
│    │                   │экспериментов       в│            │             │
│    │                   │пределах     учебного│            │             │
│    │                   │помещения и вне его. │            │             │
│    │                   │Обучающая    цифровая│            │             │
│    │                   │лабораторная  учебная│            │             │
│    │                   │техника включает:    │            │             │
│    │                   │1. Комплект цифрового│            │             │
│    │                   │измерительного       │            │             │
│    │                   │оборудования      для│            │             │
│    │                   │проведения           │            │             │
│    │                   │естественнонаучных   │            │             │
│    │                   │экспериментов.       │            │             │
│    │                   │2.           Цифровой│            │             │
│    │                   │микроскоп.           │            │             │
│    │                   │3.           Комплект│            │             │
│    │                   │лабораторных приборов│            │             │
│    │                   │и       инструментов,│            │             │
│    │                   │микропрепаратов     и│            │             │
│    │                   │пр.,   обеспечивающих│            │             │
│    │                   │корректную постановку│            │             │
│    │                   │экспериментов,       │            │             │
│    │                   │наблюдений, опытов  с│            │             │
│    │                   │использованием       │            │             │
│    │                   │цифровой лабораторной│            │             │
│    │                   │учебной техники      │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│2.2.│Обучающая          │Может            быть│один        │по     одному│
│    │традиционная       │представлена наборами│комплект    │комплекту    │
│    │лабораторная       │традиционных         │демонстра-  │оборудования │
│    │учебная техника    │лабораторных         │ционного    │на  4   -   6│
│    │                   │приборов,            │оборудования│чел.         │
│    │                   │используемых         │            │             │
│    │                   │обучающимися      при│            │             │
│    │                   │постановке           │            │             │
│    │                   │экспериментов,       │            │             │
│    │                   │наблюдений, опытов по│            │             │
│    │                   │программам    учебных│            │             │
│    │                   │предметов           и│            │             │
│    │                   │внеурочной           │            │             │
│    │                   │деятельности         │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│2.3.│Учебная     техника│Может            быть│     X      │по     одному│
│    │для       отработки│представлена наборами│            │комплекту    │
│    │практических       │конструкторов,       │            │оборудования │
│    │действий          и│робототехники,       │            │на  4   -   6│
│    │навыков,           │тренажерами  и   пр.,│            │чел.         │
│    │проектирования и   │предназначенными  для│            │             │
│    │конструирования    │моделирования,       │            │             │
│    │                   │технического         │            │             │
│    │                   │творчества          и│            │             │
│    │                   │проектной            │            │             │
│    │                   │деятельности,        │            │             │
│    │                   │отработки            │            │             │
│    │                   │практических  навыков│            │             │
│    │                   │в             области│            │             │
│    │                   │безопасности         │            │             │
│    │                   │жизнедеятельности,   │            │             │
│    │                   │трудовых  навыков   и│            │             │
│    │                   │пр.                  │            │             │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│ 3. │               Модуль: наглядные пособия по предметам               │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│3.1.│Наглядные   пособия│Могут            быть│один        │по     одному│
│    │по предметам       │представлены  учебной│комплект    │комплекту    │
│    │                   │техникой,            │демонстраци-│оборудования │
│    │                   │обеспечивающей       │онного      │на     одного│
│    │                   │визуально-звуковое   │оборудования│или    группу│
│    │                   │представление объекта│            │обучающихся  │
│    │                   │изучения.            │            │             │
│    │                   │Наглядные пособия  по│            │             │
│    │                   │предметам включают:  │            │             │
│    │                   │электронные          │            │             │
│    │                   │образовательные      │            │             │
│    │                   │ресурсы   (ЭОР),    а│            │             │
│    │                   │также   традиционные:│            │             │
│    │                   │объемные  пособия   -│            │             │
│    │                   │макеты,       модели,│            │             │
│    │                   │слепки,       муляжи,│            │             │
│    │                   │глобусы    и    т.д.;│            │             │
│    │                   │плоскостные пособия -│            │             │
│    │                   │таблицы,     картины,│            │             │
│    │                   │фотографии,    карты,│            │             │
│    │                   │схемы, чертежи и т.п.│            │             │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│ 4. │            Модуль: информационно-методическая поддержка            │
│    │                      педагогического работника                     │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│4.1.│Методические       │Материалы      должны│            │             │
│    │материалы       для│содержать руководство│            │             │
│    │педагогического    │пользователя       по│            │             │
│    │работника        по│подключению,  наладке│            │             │
│    │использованию      │комплекта         или│            │             │
│    │комплекта          │отдельных     модулей│            │             │
│    │или       отдельных│комплекта,   описание│            │             │
│    │компонентов        │конструктивных       │            │             │
│    │комплекта         в│особенностей        и│            │             │
│    │образовательном    │технологии работы    │            │             │
│    │процессе           │с      оборудованием,│            │             │
│    │                   │примеры  практической│            │             │
│    │                   │работы              с│            │             │
│    │                   │оборудованием,       │            │             │
│    │                   │описание      порядка│            │             │
│    │                   │постановки           │            │             │
│    │                   │экспериментов       с│            │             │
│    │                   │использованием       │            │             │
│    │                   │оборудования и пр.   │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│4.2.│Программы  (модули,│Разработанные        │            │             │
│    │курсы)    повышения│программы    (модули,│            │             │
│    │квалификации       │курсы) могут являться│            │             │
│    │педагогических     │частью       программ│            │             │
│    │работников       по│повышения            │            │             │
│    │использованию      │квалификации,        │            │             │
│    │комплекта       или│обеспечивающих      в│            │             │
│    │отдельных          │соответствии        с│            │             │
│    │компонентов        │требованиями ФГОС ООО│            │             │
│    │комплекта         в│непрерывность        │            │             │
│    │образовательном    │профессионального    │            │             │
│    │процессе           │развития             │            │             │
│    │                   │педагогических       │            │             │
│    │                   │работников           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │учреждения, в  объеме│            │             │
│    │                   │не менее 108 часов  и│            │             │
│    │                   │не реже одного раза в│            │             │
│    │                   │пять лет             │            │             │
└────┴───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┘

6. Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной
деятельности обучающихся, в том числе моделирование,
техническое творчество и проектную деятельность

Внеурочная деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.

Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.

При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.

Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.