См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03
ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Министерство образования и науки Российской Федерации направляет Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации).
Данные Рекомендации описывают общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В дальнейшем в субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной деятельности в части нецифровой техники.
Заместитель министра
М.В.ДУЛИНОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЧЕБНЫМ
И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
МОДЕЛИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и назначение Рекомендаций
Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) <1>, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации), является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники, обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на конструктивный компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644.
Рекомендации могут быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, социокультурным условиям.
Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования <1>, в соответствии с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.
--------------------------------
<1> ФГОС ООО, раздел IV "Требования к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования".
Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;
- овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;
- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
- проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;
- проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;
- создания обучающимися материальных и информационных объектов.
Рекомендации охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность, предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления моделирования и технического творчества обучающихся.
1.2. Нормативные основания
Предлагаемые Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об образовании" <1>, ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений <2>, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях <3>, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников <4>, ГОСТ Р52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения", ГОСТ Р53626-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения", СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
--------------------------------
<1> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в действующей редакции).
<2> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19682).
<3> СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993).
<4> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный N 19676).
1.3. Область применения Рекомендаций
Предлагаемые Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями, реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных) заданий, проектировании программ развития образования различных уровней, разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и производителями продукции для сферы образования и др. Рекомендации могут быть также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.
2. Комплектно-модульное построение оснащения
общеобразовательного учреждения
Оснащение образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие.
Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей.
Уровень и особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями населенного пункта, муниципального образования и т.д.
Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
1) общешкольное оснащение;
2) оснащение предметных кабинетов;
3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Каждый из комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.
Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе.
Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.
Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования.
3. Оснащение общеобразовательного учреждения,
реализующего основную образовательную программу основного
общего образования
3.1. Оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:
- соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования;
- учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся;
- необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе - части, формируемой участниками образовательного процесса;
- универсальность - возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;
- комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса;
- обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса;
- согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.);
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
3.2. Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:
- функционирования соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды образовательного учреждения;
- реализации в полном объеме основных образовательных программ основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;
- использования современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
- активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);
- безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов;
- в электронной форме:
- управлять образовательным процессом;
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
- формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
- создавать, обрабатывать и редактировать звук;
- создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
- индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
- визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы);
- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
- проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
- осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
Среда деятельности учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:
- строить динамические компьютерные модели объектов и процессов;
- проводить виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;
- анализировать зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и граничных условий;
- выдвигать гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;
- сравнивать виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими моделями процессов.
3.3. На поставляемые комплекты оснащения или отдельные его элементы (далее - оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечивать обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе.
4. Общешкольное оснащение
К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т.д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).
ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.
5. Общие рекомендации по оснащению учебных кабинетов
для основной ступени общего образования
Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.
Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей определяет организационную модификацию данного комплекта: организация стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект общешкольного оснащения.
Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.
Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.
Рекомендуемое оснащение учебных кабинетов для основной
ступени общего образования
┌────┬───────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────────┐ │ N │ Наименование │ Состав и │ Количественный состав │ │п/п │ модуля │ предназначение │ автоматизированного │ │ │ │ оборудования, │ рабочего места │ │ │ │ входящего в модуль ├────────────┬─────────────┤ │ │ │ │ педагога │ обучающихся │ ├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤ │ 1. │Модуль: технические средства обучения │ ├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤ │1.1.│Специализированный │СПАК является│ 1 ед. │ x │ │ │программно- │составной частью│ │ │ │ │аппаратный │информационно- │ │ │ │ │комплекс педагога│образовательной среды│ │ │ │ │(СПАК) │образовательного │ │ │ │ │ │учреждения, │ │ │ │ │ │обеспечивает решение│ │ │ │ │ │профессиональных │ │ │ │ │ │задач педагога с│ │ │ │ │ │применением │ │ │ │ │ │информационно- │ │ │ │ │ │коммуникационных │ │ │ │ │ │технологий (ИКТ).│ │ │ │ │ │СПАК должен│ │ │ │ │ │обеспечивать сетевое│ │ │ │ │ │взаимодействие всех│ │ │ │ │ │участников │ │ │ │ │ │образовательного │ │ │ │ │ │процесса. Все│ │ │ │ │ │технические средства│ │ │ │ │ │СПАК должны быть│ │ │ │ │ │скоммутированы между│ │ │ │ │ │собой │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │ │ │СПАК включает: │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │ │ │1. Персональный или│ 1 ед. │ x │ │ │ │мобильный компьютер│ │ │ │ │ │(ноутбук) с│ │ │ │ │ │предустановленным │ │ │ │ │ │программным │ │ │ │ │ │обеспечением │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │ │ │2. Интерактивное│ 1 ед. │ x │ │ │ │оборудование │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │ │ │2.1. Интерактивная│ │ │ │ │ │доска │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │ │ │2.2. Проектор│ │ │ │ │ │мультимедийный │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │ │ │2.3. Визуализатор│ │ │ │ │ │цифровой │ │ │ │ │ │3. Оборудование для│ 1 ед. │ x │ │ │ │тестирования качества│ │ │ │ │ │знаний обучающихся │ │ │ │ │ │4. Копировально-│ 1 ед. │ x │ │ │ │множительная техника │ │ │ │ │ │4.1. Печатное,│ 1 ед. │ x │ │ │ │копировальное, │ │ │ │ │ │сканирующие │ │ │ │ │ │устройства (отдельные│ │ │ │ │ │элементы или в виде│ │ │ │ │ │многофункционального │ │ │ │ │ │устройства, в│ │ │ │ │ │соответствии с целями│ │ │ │ │ │и задачами│ │ │ │ │ │использования │ │ │ │ │ │оборудования в│ │ │ │ │ │образовательном │ │ │ │ │ │процессе) │ │ │ │ │ │5. Прочее│ │ │ │ │ │оборудование │ │ │ │ │ │Аппаратное и│ 1 компл. │ x │ │ │ │программное │ │ │ │ │ │обеспечение │ │ │ │ │ │компьютера должно│ │ │ │ │ │обеспечивать: │ │ │ │ │ │управление учебным│ │ │ │ │ │процессом; создание и│ │ │ │ │ │редактирование │ │ │ │ │ │электронных таблиц,│ │ │ │ │ │текстов и│ │ │ │ │ │презентаций; │ │ │ │ │ │создание, обработку и│ │ │ │ │ │редактирование звука;│ │ │ │ │ │создание, обработку и│ │ │ │ │ │редактирование │ │ │ │ │ │растровых, векторных│ │ │ │ │ │и видеоизображений;│ │ │ │ │ │создание и│ │ │ │ │ │редактирование │ │ │ │ │ │интерактивных учебных│ │ │ │ │ │материалов, │ │ │ │ │ │образовательных │ │ │ │ │ │ресурсов, творческих│ │ │ │ │ │работ со статическими│ │ │ │ │ │и динамическими│ │ │ │ │ │графическими и│ │ │ │ │ │текстовыми объектами;│ │ │ │ │ │работу с│ │ │ │ │ │геоинформационными │ │ │ │ │ │системами, │ │ │ │ │ │картографической │ │ │ │ │ │информацией, планами│ │ │ │ │ │объектов и местности;│ │ │ │ │ │визуализирование │ │ │ │ │ │исторических данных│ │ │ │ │ │(создание ленты│ │ │ │ │ │времени и др.);│ │ │ │ │ │возможность │ │ │ │ │ │размещения, │ │ │ │ │ │систематизирования и│ │ │ │ │ │хранения │ │ │ │ │ │(накапливания) │ │ │ │ │ │материалов │ │ │ │ │ │образовательного │ │ │ │ │ │процесса; проведение│ │ │ │ │ │мониторинга и│ │ │ │ │ │фиксацию хода│ │ │ │ │ │учебного процесса и│ │ │ │ │ │результатов освоения│ │ │ │ │ │основной │ │ │ │ │ │образовательной │ │ │ │ │ │программы общего│ │ │ │ │ │образования; │ │ │ │ │ │проведение различных│ │ │ │ │ │видов и форм контроля│ │ │ │ │ │знаний, умений и│ │ │ │ │ │навыков, │ │ │ │ │ │осуществление │ │ │ │ │ │адаптивной │ │ │ │ │ │(дифференцированной) │ │ │ │ │ │подготовки к│ │ │ │ │ │государственной │ │ │ │ │ │(итоговой) │ │ │ │ │ │аттестации; │ │ │ │ │ │осуществление │ │ │ │ │ │взаимодействия между│ │ │ │ │ │участниками учебного│ │ │ │ │ │процесса, в том числе│ │ │ │ │ │дистанционное │ │ │ │ │ │(посредством │ │ │ │ │ │локальных и│ │ │ │ │ │глобальных сетей),│ │ │ │ │ │использование данных,│ │ │ │ │ │формируемых в ходе│ │ │ │ │ │учебного процесса для│ │ │ │ │ │решения задач│ │ │ │ │ │управления │ │ │ │ │ │образовательной │ │ │ │ │ │деятельностью; │ │ │ │ │ │возможность │ │ │ │ │ │безопасного доступа к│ │ │ │ │ │печатным и│ │ │ │ │ │электронным │ │ │ │ │ │образовательным │ │ │ │ │ │ресурсам и пр.│ │ │ │ │ │Программное │ │ │ │ │ │обеспечение │ │ │ │ │ │компьютеров педагога│ │ │ │ │ │и обучающихся должно│ │ │ │ │ │иметь одинаковый│ │ │ │ │ │интерфейс. │ │ │ │ │ │Интерактивное │ │ │ │ │ │оборудование │ │ │ │ │ │предназначено для│ │ │ │ │ │визуализации учебного│ │ │ │ │ │материала, │ │ │ │ │ │полученного с│ │ │ │ │ │цифровых и нецифровых│ │ │ │ │ │носителей, на│ │ │ │ │ │интерактивном экране,│ │ │ │ │ │сохранения │ │ │ │ │ │результатов │ │ │ │ │ │образовательного │ │ │ │ │ │процесса и│ │ │ │ │ │образовательных │ │ │ │ │ │достижений (в том│ │ │ │ │ │числе формирование│ │ │ │ │ │портфолио) │ │ │ │ │ │обучающихся. │ │ │ │ │ │Копировально- │ │ │ │ │ │множительная техника│ │ │ │ │ │предназначена для│ │ │ │ │ │тиражирования │ │ │ │ │ │учебного материала,│ │ │ │ │ │сохранения в цифровом│ │ │ │ │ │формате результатов│ │ │ │ │ │образовательного │ │ │ │ │ │процесса и│ │ │ │ │ │образовательных │ │ │ │ │ │достижений │ │ │ │ │ │(формирование │ │ │ │ │ │портфолио) │ │ │ │ │ │обучающихся. │ │ │ │ │ │Прочее оборудование│ │ │ │ │ │включает фото- и│ │ │ │ │ │(или) видеотехнику, │ │ │ │ │ │гарнитуру, устройства│ │ │ │ │ │для коммутации│ │ │ │ │ │оборудования │ │ │ ├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │1.2.│Специализированный │СПАК является│ x │ 1 ед. │ │ │программно- │составной частью│ │ на 1 чел. │ │ │аппаратный │информационно- │ │ │ │ │комплекс │образовательной среды│ │ │ │ │обучающихся (СПАК) │образовательного │ │ │ │ │ │учреждения, │ │ │ │ │ │обеспечивает решение│ │ │ │ │ │учебно-познавательных│ │ │ │ │ │задач обучающихся с│ │ │ │ │ │применением │ │ │ │ │ │информационно- │ │ │ │ │ │коммуникационных │ │ │ │ │ │технологий (ИКТ).│ │ │ │ │ │СПАК должен│ │ │ │ │ │обеспечивать сетевое│ │ │ │ │ │взаимодействие всех│ │ │ │ │ │участников │ │ │ │ │ │образовательного │ │ │ │ │ │процесса. Все│ │ │ │ │ │технические средства │ │ │ │ │ │СПАК должны быть│ │ │ │ │ │скоммутированы между│ │ │ │ │ │собой. │ │ │ │ │ │СПАК включает: │ x │ 1 компл. │ │ │ │1. Персональный или│ │ │ │ │ │мобильный компьютер│ │ │ │ │ │(ноутбук) с│ │ │ │ │ │предустановленным │ │ │ │ │ │программным │ │ │ │ │ │обеспечением. │ │ │ │ │ │2. Прочее│ │ │ │ │ │оборудование. │ │ │ │ │ │Аппаратное и│ │ │ │ │ │программное │ │ │ │ │ │обеспечение │ │ │ │ │ │компьютера должно│ │ │ │ │ │обеспечивать: │ │ │ │ │ │управление учебным│ │ │ │ │ │процессом; создание и│ │ │ │ │ │редактирование │ │ │ │ │ │электронных таблиц,│ │ │ │ │ │текстов и│ │ │ │ │ │презентаций; │ │ │ │ │ │создание, обработку и│ │ │ │ │ │редактирование звука;│ │ │ │ │ │создание, обработку и│ │ │ │ │ │редактирование │ │ │ │ │ │растровых, векторных│ │ │ │ │ │и видеоизображений;│ │ │ │ │ │создание и│ │ │ │ │ │редактирование │ │ │ │ │ │интерактивных учебных│ │ │ │ │ │материалов, │ │ │ │ │ │образовательных │ │ │ │ │ │ресурсов, творческих│ │ │ │ │ │работ со статическими│ │ │ │ │ │и динамическими│ │ │ │ │ │графическими и│ │ │ │ │ │текстовыми объектами;│ │ │ │ │ │работу с│ │ │ │ │ │геоинформационными │ │ │ │ │ │системами, │ │ │ │ │ │картографической │ │ │ │ │ │информацией, планами│ │ │ │ │ │объектов и местности;│ │ │ │ │ │визуализирование │ │ │ │ │ │исторических данных│ │ │ │ │ │(создание ленты│ │ │ │ │ │времени и др.);│ │ │ │ │ │возможность │ │ │ │ │ │размещения, │ │ │ │ │ │систематизирования и│ │ │ │ │ │хранения │ │ │ │ │ │(накапливания) │ │ │ │ │ │материалов │ │ │ │ │ │образовательного │ │ │ │ │ │процесса; проведение│ │ │ │ │ │мониторинга и│ │ │ │ │ │фиксацию хода│ │ │ │ │ │учебного процесса и│ │ │ │ │ │результатов освоения│ │ │ │ │ │основной │ │ │ │ │ │образовательной │ │ │ │ │ │программы общего│ │ │ │ │ │образования; │ │ │ │ │ │проведение различных│ │ │ │ │ │видов и форм контроля│ │ │ │ │ │знаний, умений и│ │ │ │ │ │навыков, │ │ │ │ │ │осуществление │ │ │ │ │ │адаптивной │ │ │ │ │ │(дифференцированной) │ │ │ │ │ │подготовки к│ │ │ │ │ │государственной │ │ │ │ │ │(итоговой) │ │ │ │ │ │аттестации; │ │ │ │ │ │осуществление │ │ │ │ │ │взаимодействия между│ │ │ │ │ │участниками учебного│ │ │ │ │ │процесса, в том числе│ │ │ │ │ │дистанционное │ │ │ │ │ │(посредством │ │ │ │ │ │локальных и│ │ │ │ │ │глобальных сетей)│ │ │ │ │ │использование данных,│ │ │ │ │ │формируемых в ходе│ │ │ │ │ │учебного процесса,│ │ │ │ │ │для решения задач│ │ │ │ │ │управления │ │ │ │ │ │образовательной │ │ │ │ │ │деятельностью; │ │ │ │ │ │возможность │ │ │ │ │ │безопасного доступа к│ │ │ │ │ │печатным и│ │ │ │ │ │электронным │ │ │ │ │ │образовательным │ │ │ │ │ │ресурсам и пр.│ │ │ │ │ │Программное │ │ │ │ │ │обеспечение │ │ │ │ │ │компьютеров педагога│ │ │ │ │ │и обучающихся должно│ │ │ │ │ │иметь одинаковый│ │ │ │ │ │интерфейс. │ │ │ │ │ │Прочее оборудование│ │ │ │ │ │включает фото- и│ │ │ │ │ │(или) видеотехнику, │ │ │ │ │ │гарнитуры, веб-│ │ │ │ │ │камеры, графические│ │ │ │ │ │планшеты, устройства│ │ │ │ │ │для коммутации│ │ │ │ │ │оборудования, │ │ │ │ │ │устройства для│ │ │ │ │ │организации локальной│ │ │ │ │ │беспроводной сети и│ │ │ │ │ │пр. │ │ │ ├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │1.3.│Универсальная │Универсальная │ 1 ед. │ │ │ │платформа для│платформа │ │ │ │ │перемещения, │обеспечивает │ │ │ │ │хранения и│межпредметное │ │ │ │ │подзарядки │(межкабинетное) │ │ │ │ │портативных │использование │ │ │ │ │компьютеров, │оборудования │ │ │ │ │прочего учебного│ │ │ │ │ │оборудования │ │ │ │ ├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤ │ 2. │ Модуль: лабораторное и демонстрационное оборудование │ ├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤ │2.1.│Обучающая цифровая│Может быть│один │по одному│ │ │лабораторная │представлена в виде│комплект │комплекту │ │ │учебная техника │полнофункционального │демонстраци-│оборудования │ │ │ │мобильного и (или)│онного обо- │на 4 - 6│ │ │ │стационарного │рудования │чел. │ │ │ │лабораторного │ │ │ │ │ │комплекса │ │ │ │ │ │(комплексов), │ │ │ │ │ │предназначенного для│ │ │ │ │ │организации учебной,│ │ │ │ │ │учебно- │ │ │ │ │ │исследовательской и│ │ │ │ │ │проектной │ │ │ │ │ │деятельности, для│ │ │ │ │ │формирования у│ │ │ │ │ │обучающихся навыков│ │ │ │ │ │цифрового измерения│ │ │ │ │ │результатов │ │ │ │ │ │проведения натурных│ │ │ │ │ │экспериментов в│ │ │ │ │ │пределах учебного│ │ │ │ │ │помещения и вне его. │ │ │ │ │ │Обучающая цифровая│ │ │ │ │ │лабораторная учебная│ │ │ │ │ │техника включает: │ │ │ │ │ │1. Комплект цифрового│ │ │ │ │ │измерительного │ │ │ │ │ │оборудования для│ │ │ │ │ │проведения │ │ │ │ │ │естественнонаучных │ │ │ │ │ │экспериментов. │ │ │ │ │ │2. Цифровой│ │ │ │ │ │микроскоп. │ │ │ │ │ │3. Комплект│ │ │ │ │ │лабораторных приборов│ │ │ │ │ │и инструментов,│ │ │ │ │ │микропрепаратов и│ │ │ │ │ │пр., обеспечивающих│ │ │ │ │ │корректную постановку│ │ │ │ │ │экспериментов, │ │ │ │ │ │наблюдений, опытов с│ │ │ │ │ │использованием │ │ │ │ │ │цифровой лабораторной│ │ │ │ │ │учебной техники │ │ │ ├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │2.2.│Обучающая │Может быть│один │по одному│ │ │традиционная │представлена наборами│комплект │комплекту │ │ │лабораторная │традиционных │демонстра- │оборудования │ │ │учебная техника │лабораторных │ционного │на 4 - 6│ │ │ │приборов, │оборудования│чел. │ │ │ │используемых │ │ │ │ │ │обучающимися при│ │ │ │ │ │постановке │ │ │ │ │ │экспериментов, │ │ │ │ │ │наблюдений, опытов по│ │ │ │ │ │программам учебных│ │ │ │ │ │предметов и│ │ │ │ │ │внеурочной │ │ │ │ │ │деятельности │ │ │ ├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │2.3.│Учебная техника│Может быть│ X │по одному│ │ │для отработки│представлена наборами│ │комплекту │ │ │практических │конструкторов, │ │оборудования │ │ │действий и│робототехники, │ │на 4 - 6│ │ │навыков, │тренажерами и пр.,│ │чел. │ │ │проектирования и │предназначенными для│ │ │ │ │конструирования │моделирования, │ │ │ │ │ │технического │ │ │ │ │ │творчества и│ │ │ │ │ │проектной │ │ │ │ │ │деятельности, │ │ │ │ │ │отработки │ │ │ │ │ │практических навыков│ │ │ │ │ │в области│ │ │ │ │ │безопасности │ │ │ │ │ │жизнедеятельности, │ │ │ │ │ │трудовых навыков и│ │ │ │ │ │пр. │ │ │ ├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤ │ 3. │ Модуль: наглядные пособия по предметам │ ├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤ │3.1.│Наглядные пособия│Могут быть│один │по одному│ │ │по предметам │представлены учебной│комплект │комплекту │ │ │ │техникой, │демонстраци-│оборудования │ │ │ │обеспечивающей │онного │на одного│ │ │ │визуально-звуковое │оборудования│или группу│ │ │ │представление объекта│ │обучающихся │ │ │ │изучения. │ │ │ │ │ │Наглядные пособия по│ │ │ │ │ │предметам включают: │ │ │ │ │ │электронные │ │ │ │ │ │образовательные │ │ │ │ │ │ресурсы (ЭОР), а│ │ │ │ │ │также традиционные:│ │ │ │ │ │объемные пособия -│ │ │ │ │ │макеты, модели,│ │ │ │ │ │слепки, муляжи,│ │ │ │ │ │глобусы и т.д.;│ │ │ │ │ │плоскостные пособия -│ │ │ │ │ │таблицы, картины,│ │ │ │ │ │фотографии, карты,│ │ │ │ │ │схемы, чертежи и т.п.│ │ │ ├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤ │ 4. │ Модуль: информационно-методическая поддержка │ │ │ педагогического работника │ ├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤ │4.1.│Методические │Материалы должны│ │ │ │ │материалы для│содержать руководство│ │ │ │ │педагогического │пользователя по│ │ │ │ │работника по│подключению, наладке│ │ │ │ │использованию │комплекта или│ │ │ │ │комплекта │отдельных модулей│ │ │ │ │или отдельных│комплекта, описание│ │ │ │ │компонентов │конструктивных │ │ │ │ │комплекта в│особенностей и│ │ │ │ │образовательном │технологии работы │ │ │ │ │процессе │с оборудованием,│ │ │ │ │ │примеры практической│ │ │ │ │ │работы с│ │ │ │ │ │оборудованием, │ │ │ │ │ │описание порядка│ │ │ │ │ │постановки │ │ │ │ │ │экспериментов с│ │ │ │ │ │использованием │ │ │ │ │ │оборудования и пр. │ │ │ ├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │4.2.│Программы (модули,│Разработанные │ │ │ │ │курсы) повышения│программы (модули,│ │ │ │ │квалификации │курсы) могут являться│ │ │ │ │педагогических │частью программ│ │ │ │ │работников по│повышения │ │ │ │ │использованию │квалификации, │ │ │ │ │комплекта или│обеспечивающих в│ │ │ │ │отдельных │соответствии с│ │ │ │ │компонентов │требованиями ФГОС ООО│ │ │ │ │комплекта в│непрерывность │ │ │ │ │образовательном │профессионального │ │ │ │ │процессе │развития │ │ │ │ │ │педагогических │ │ │ │ │ │работников │ │ │ │ │ │образовательного │ │ │ │ │ │учреждения, в объеме│ │ │ │ │ │не менее 108 часов и│ │ │ │ │ │не реже одного раза в│ │ │ │ │ │пять лет │ │ │ └────┴───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┘
6. Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной
деятельности обучающихся, в том числе моделирование,
техническое творчество и проектную деятельность
Внеурочная деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.
Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.
При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.
Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.