См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ

ПИСЬМО
от 1 декабря 2008 г. N 03-2782

О ВВЕДЕНИИ НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 1 февраля 2008 г. Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет методические рекомендации по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений, разработанные с учетом результатов реализации в 2008 году проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы "Расширенная апробация в дошкольных образовательных учреждениях новых финансово-экономических механизмов: нормативно-долевого финансирования, новой системы оплаты труда, рационализации расчета и взимания родительской платы, государственно-общественных форм управления".

Предлагаемые в методических рекомендациях подходы к реализации нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений направлены на обеспечение повышения эффективности выделяемых финансовых ресурсов и повышение качества предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями услуг.

Заместитель директора Департамента
Е.Л.НИЗИЕНКО

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВВЕДЕНИЮ НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I. Общие положения

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение с тем, чтобы получить своевременную квалифицированную педагогическую помощь в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки. Именно решение проблемы общедоступности дошкольного образования является на сегодняшний день главной задачей в сфере дошкольного образования.

В настоящее время для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования развиваются различные вариативные формы и модели дошкольного образования: как на базе традиционных дошкольных образовательных учреждений, так и на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, а также в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на право реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Учитывая изложенное, более целесообразным является построение модели финансирования не образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а модели финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разной направленности.

Важным условием развития системы дошкольного образования является оптимизация финансирования образовательных учреждений любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательное учреждение), на основе нормативно-подушевого подхода.

Нормативное подушевое финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основывается на следующих принципах:

прозрачность планирования расходов на финансирование образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

объективность распределения средств в системе дошкольного образования;

нормативный способ планирования затрат и формульное распределение средств;

четкое определение границ ответственности бюджетов за финансирование образовательных учреждений;

стимулирование развития образовательных учреждений и повышения качества образования;

обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений.

Целью рационализации механизма финансирования дошкольных образовательных учреждений является не только повышение эффективности в обеспечении необходимыми и достаточными ресурсами для реализации конституционных гарантий граждан Российской Федерации, но и повышение доступности и качества дошкольного образования, создание условий для расширения видов услуг, предоставляемых населению дошкольными учреждениями, с учетом имеющейся в них потребности.

В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях отнесена к компетенции органов местного самоуправления (пп. 11 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп. 2 п. 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Субъекты Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение доступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (пп. 13 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; п. 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В то же время в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 12-П и от 15 мая 2006 года N 5-П указано:

"обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности;

бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129 и 135);

из положений Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации "Об образовании" и Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов".

Таким образом, финансовые средства из бюджета субъекта Российской Федерации на организацию общедоступного дошкольного образования выделяются:

- для финансового обеспечения дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях - в виде субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

- при недостаточности средств местных бюджетов для финансового обеспечения дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - в виде дотаций местным бюджетам.

В методических рекомендациях предлагается порядок расчета (регионального) финансового норматива на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях. Указанный порядок расчета может использоваться:

при определений размера субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях;

при определении необходимого объема финансовых средств местных бюджетов для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях или учреждениях других типов (кроме общеобразовательных), а также при расчете дотаций местным бюджетам в части реализации основной общеобразовательной программы общего образования.

II. Методика расчета нормативов финансирования
образовательных упреждений, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования

Методика расчета нормативов финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования имеет три уровня - региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения - и содержит порядок расчета нормативов финансирования и поправочных коэффициентов, используемых для доведения средств регионального и местных бюджетов до образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

1. Региональный уровень нормативного подушевого финансирования

1.1. При расчете регионального норматива финансирования целесообразно учитывать расходы на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в части расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на развитие игровой среды и наглядно-методические пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Региональный норматив учитывается при определении субвенций или дотаций местным бюджетам.

1.2. Законы или иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержат порядок расчета нормативов для определения общего объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

1.3. При определении регионального норматива предусматривается применение системы поправочных коэффициентов, учитывающих объективно существующие условия осуществления образовательного процесса и особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.4. Региональный норматив финансирования (РНФ) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях данного региона в расчете на одного воспитанника в год, с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения. Региональный норматив дифференцируется в зависимости от категорий воспитанников образовательных учреждений (условно здоровых детей, посещающих группы общеразвивающей направленности; детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих группы комбинированной или компенсирующей направленности; детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей, посещающий группы оздоровительной направленности). При расчете норматива могут учитываться и возрастные категории воспитанников образовательных учреждений. В связи с изложенным далее будет употребляться термин "региональный норматив финансирования для i-той категории воспитанников".

Региональный норматив финансирования должен учитывать следующие расходы на год:

оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с учетом оплаты замен, больничных листов, учебных отпусков, компенсаций к отпуску и других выплат;

расходы, непосредственно связанные с обеспечением учебно-воспитательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебного оборудования (в т.ч. учебной мебели), расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью и др.);

иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

1.1. Общий объем расходов, необходимых местным бюджетам, для реализации в образовательных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, учебных и хозяйственных расходов (за исключением расходов на питание детей, содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), рассчитывается для каждого муниципального образования как сумма базового и дополнительного объема финансирования:

, где

- общий объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

- базовый объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

- дополнительный объем бюджетных средств для j-го муниципального образования.

1.4. Базовый объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:

, где

- региональный норматив финансирования, установленный для k-той категории воспитанников;

- контингент k-той категории воспитанников образовательных учреждений j-го муниципального образования.

1.6. Региональные нормативы финансирования расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в расчете на одного воспитанника исчисляются по формуле:

, где

- базовый норматив финансирования оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-той категории;

- норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса в расчете на одного воспитанника k-той категории.

1.7. Базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-той категории в год определяется по следующей формуле:

, где

- средний размер оплаты труда в месяц, установленный в субъекте Российской Федерации;

- среднее число часов нахождения воспитанника k-той категории в дошкольном образовательном учреждении в день;

- плановое количество детодней, установленное для k-той категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) в год;

- среднемесячная нагрузка одного воспитателя (других педагогов) в соответствии с действующим законодательством при работе с воспитанниками k-той категории;

- нормативная наполняемость группы образовательного учреждения для k-той категории воспитанников;

Кстим - коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников на стимулирующую часть фонда оплаты труда (рекомендуемое значение Кстим = 1,3);

Квсп - коэффициент, учитывающий нормативное соотношение ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

Кком - коэффициент, учитывающий выплаты компенсирующего характера;

Кн - коэффициент отчислений по единому социальному налогу.

Нормативная наполняемость группы образовательного учреждения устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в количестве, не превышающем предельную наполняемость, определенную федеральными нормативными правовыми актами <*>.

--------------------------------

<*> Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666.

1.8. Норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса определяется на каждого воспитанника в процентном отношении к общему размеру норматива расходов.

, где

- базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-той категории;

- процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса от размеров базового норматива на оплату труда в расчете на одного воспитанниками k-той категории.

Процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (рекомендуемое значение - не менее 10 - 15%).

1.9. Дополнительный объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:

, где

- установленная j-му муниципальному образованию на переходный период адаптационная надбавка;

- установленный j-му муниципальному образованию объем средств на учет объективно действующих условий осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательных учреждениях данного муниципального образования (например, расположенность учреждения в крупных городах, городах и поселках городского типа и крупных сельских населенных пунктах, в иных населенных пунктах в сельской местности).

1.10. Субъект Российской Федерации может создать фонд стимулирования качественно работающих образовательных учреждений и муниципальных образований, в которых созданы гибкие системы дошкольного образования, максимально удовлетворяющие запросы граждан на услуги дошкольного образования.

Порядок распределения средств фонда стимулирования определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от рейтинга муниципального образования в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации региональной системой оценки качества образования, учитывающей оценку органов общественно-государственного управления образованием.

1.11. С целью установления необходимого объема финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на переходный (адаптационный, не более трех лет) период для определения объема дотации (субвенции) каждому муниципальному образованию в объемах не ниже фактически сложившихся за последний финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа, для каждого муниципалитета однократно устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы. Адаптационная надбавка плавно снижается, стимулируя проведение мероприятий по оптимизации расходов и их приведение к нормативному уровню.

По истечении переходного периода установление муниципальному образованию адаптационной надбавки, как правило, не допускается.

1.12. Порядок предоставления и расходования средств, переданных из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Муниципальный уровень нормативного финансирования

2.1. На муниципальном уровне определяется механизм использования нормативов финансирования при финансировании образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательные учреждения), из бюджета муниципальных образований с учетом дотаций (субвенций) из бюджета субъекта Российской Федерации, включая установление порядка расчета поправочных коэффициентов для образовательных учреждений с учетом объективно действующих факторов, определяющих различия в стоимости образовательной услуги дошкольного образования на территории муниципального образования.

2.2. Дополнительно к финансированию по нормативам финансирования субъекта Российской Федерации осуществляется финансирование за счет местного бюджета на текущие (включая расходы на питание воспитанников, коммунальные и прочие расходы) и капитальные расходы образовательного учреждения на год. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования по соответствующим статьям расходов (в том числе нормативы финансирования коммунальных расходов и норматив финансирования прочих расходов). Расходы на капитальный ремонт финансируются за пределами норматива в соответствии с планом капитального ремонта. Расходы на уплату налогов в бюджет (в т.ч. налог на землю и налог на имущество) в состав норматива финансирования не включаются и финансируются, исходя из налогооблагаемой базы с учетом льгот у образовательного учреждения, если таковые имеются.

2.3. Объем средств, выделяемых каждому j-тому муниципальному образовательному учреждению (), рассчитывается по формуле:

, где

- региональный норматив финансирования, установленный для k-той категории воспитанников;

- среднегодовой контингент k-той категории воспитанников j-того муниципального образовательного учреждения;

- поправочный коэффициент, учитывающий объективные условия реализации j-тым образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемый в соответствии с пунктом 2.4 настоящей методики;

- стимулирующий норматив финансирования для j-того образовательного учреждения за счет установленного j-му муниципальному образованию стимулирующего фонда . Размеры определяются в соответствии с порядком расчета и установления стимулирующего норматива финансирования для муниципального образовательного учреждения. При разработке указанного порядка органы местного самоуправления могут учитывать результаты государственной аккредитации образовательного учреждения, динамику физического здоровья воспитанников, посещаемость образовательного учреждения, степень удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников качеством оказываемых образовательным учреждением услуг, результаты участия образовательного учреждения в районных, городских, региональных и всероссийских мероприятиях и др.;

- среднегодовой контингент воспитанников j-того муниципального образовательного учреждения, при этом ;

- установленная j-тому муниципальному образовательному учреждению адаптационная надбавка;

- объем средств, выделенных на питание воспитанников j-того образовательного учреждения;

- объем средств, выделенных на прочие расходы и коммунальные расходы j-того образовательного учреждения, определяемый в порядке, утверждаемом органом местного самоуправления, которому подведомственно образовательное учреждение;

- объем капитальных расходов j-того образовательного учреждения, определяемый в порядке, утверждаемом органом местного самоуправления, которому подведомственно образовательное учреждение.

При определении общего объема бюджетных средств, выделяемых каждому j-тому муниципальному образовательному учреждению, учитываются поступления в местный бюджет от родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

При этом родительская плата дотируется для установленных категорий родителей за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, а также дополнительно может дотироваться через социальные программы за счет средств местного бюджета.

В случае распределения муниципального задания на оказание услуг дошкольного образования на конкурсной основе среди учреждений любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующих программы дошкольного образования, для учреждений кроме муниципальных дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется без учета:

объема средств, выделяемых на прочие расходы и коммунальные расходы j-того образовательного учреждения ();

объема капитальных расходов j-того образовательного учреждения ().

2.4. При определении общего объема средств, выделяемых каждому муниципальному образовательному учреждению, могут вводиться поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия реализации муниципальным образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Могут быть установлены поправочные коэффициенты:

для различных видов групп образовательного учреждения (групп общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности);

по времени пребывания детей и условиям функционирования (в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания);

по режиму работы (5-дневной и 6-дневной рабочей недели, работающих в выходные и праздничные дни);

учета особенностей материальной базы учреждения (наличия бассейна, размещения в нескольких зданиях и др.);

учета других объективно существующих особенностей осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Размер поправочного коэффициента для каждого муниципального образовательного учреждения определяется по следующей формуле:

, где

- коэффициент учета условий осуществления воспитательно-образовательного процесса, действующий по отношению к k-той категории воспитанников;

- число воспитанников k-той категории в j-том муниципальном образовательном учреждении;

- общее число воспитанников j-того муниципального образовательного учреждения; при этом должно выполняться равенство:

.

2.5. Размеры поправочных коэффициентов, связанных с объективно существующими условиями осуществления воспитательно-образовательного процесса в малокомплектных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по перечню учреждений, отнесенных к данной категории, и применяются при расчете субвенций по отношению к числу воспитанников в данных муниципальных образовательных учреждениях.

2.6. Объем расходов на организацию питания воспитанников j-того образовательного учреждения определяется по формуле:

, где

- установленные органом местного самоуправления нормативы финансирования расходов на питание k-той категории воспитанников;

- среднегодовой контингент k-той категории воспитанников j-того муниципального образовательного учреждения;

- плановое количество детодней, установленное для k-той категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) j-того муниципального образовательного учреждения в год.

3. Уровень образовательного учреждения

3.1. Третий уровень предусматривает реализацию принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения. Данный принцип заключается в самостоятельности образовательного учреждения при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса, а также самостоятельности в определении конкретных направлений материально-технического обеспечения и оснащения воспитательно-образовательного процесса и обеспечения функционирования учреждения.

3.2. Объем средств , выделенных j-тому муниципальному образовательному учреждению, распределяется данным учреждением по статьям расходов, группируемым по следующим направлениям расходов:

, где:

- объем фонда оплаты труда j-того муниципального образовательного учреждения (финансируется за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета, выделяемых на выплату надбавок и доплат, установленных органами местного самоуправления),

- объем расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса j-того муниципального образовательного учреждения (финансируются по нормативу);

- объем расходов на питание воспитанников j-того муниципального образовательного учреждения;

- объем расходов на прочие расходы и коммунальные расходы j-того муниципального образовательного учреждения;

- объем капитальных расходов j-того муниципального образовательного учреждения.

3.3. Распределение средств по статьям расходов сметы осуществляется самостоятельно муниципальным образовательным учреждением с учетом обязательств по созданию необходимых условии для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательное учреждение самостоятельно:

в распределении выделенных средств по статьям расходов сметы образовательного учреждения с учетом принятых в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании нормативных правовых актов;

в установлении штатного расписания и заработной платы работников в соответствии с принятой в муниципальном образовании системой оплаты труда;

в определении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

в определении соотношения фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала;

в порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с принятыми в регионе и муниципальном образовании нормативными правовыми актами.

3.4. Смета расходов муниципального образовательного учреждения согласовывается с органом государственно-общественного управления образовательного учреждения (советом Учреждения, управляющим советом) и утверждается в порядке, установленном органом местного самоуправления.