См. Документы Министерства обороны Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2015 г. N 184/4/6250
В целях реализации пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ) (далее - Закон N 275-ФЗ) разъясняется позиция Министерства обороны Российской Федерации по вопросу осуществления расчетов по государственным контрактам, заключенным в целях выполнения (реализации) государственного оборонного заказа в рамках государственной программы вооружения под государственные гарантии Российской Федерации (далее - государственный контракт).
В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 сентября 2015 года расчеты по государственным контрактам, государственным заказчиком по которым является Минобороны России, включая государственные контракты, которые заключены до 1 сентября 2015 года и расчеты по которым будут осуществляться после 1 сентября 2015 года, осуществляются только через отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю, с которым у государственного заказчика заключен государственный контракт, при наличии у такого головного исполнителя договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.
При этом банковское сопровождение для указанных целей может осуществляться исключительно банком, соответствующим установленным критериям, и включенным в Перечень банков, который размещен на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1215 "О предоставлении в 2011 - 2014 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа" (далее - постановление Правительства N 1215) одним из условий предоставления государственной гарантии Российской Федерации является наличие открытого кредитором специального банковского счета с ограничениями (специальным режимом) проведения операций по нему, а договора о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации, заключенные Минфином России с агентом Правительства Российской Федерации, кредитором и принципалом, должны содержать обязательство кредитора и принципала предварительно согласовывать с Минфином России изменения, которые вносятся в кредитный договор и договор об открытии и ведении специального банковского счета.
Таким образом, с 1 сентября 2015 года расчеты по государственным контрактам, реализуемым с частичным применением кредитной схемы их исполнения под государственные гарантии Российской Федерации, подлежат осуществлению:
в части оплаты в соответствии с условиями государственных контрактов за счет средств федерального бюджета, за исключением погашения кредита (основного долга по кредиту), - на отдельные счета в уполномоченном банке в соответствии с Законом N 275-ФЗ;
в части погашения кредита (основного долга по кредит) - на специальные счет в банке-кредиторе в соответствии с постановлением Правительства N 1215.
В то же время отдельными банками в положения кредитных договоров о предоставлении денежных средств в форме кредитной линии для финансирования государственных контрактов, заключенных между кредиторами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее - предприятия ОПК), включены условия, в соответствии с которыми заемщик обязуется все расчеты в рамках государственного контракта осуществлять через счета, открытые в банке, с которым заключен кредитный договор.
Следует отметить, что постановление Правительства N 1215 не содержит обязанности заемщика иметь в банке, с которым заключен кредитный договор, счет для осуществления операций по зачислению денежных средств, перечисляемых Минобороны России в соответствии с условиями государственного контракта и не связанных с погашением кредита (основного долга по кредиту).
В этой связи, в целях своевременного осуществления с 1 сентября 2015 года расчетов по государственным контрактам в строгом соответствии с требованиями Закона N 275-ФЗ, по мнению Минобороны России, предприятиям ОПК необходимо осуществить следующее:
1. Совместно с банками-кредиторами привести в соответствие с требованиями действующего законодательства кредитные договоры о предоставлении кредитной линии для финансирования государственных контрактов, исключив положения, предусматривающие открытие счетов для осуществления расчетов по оплате товаров (работ, услуг) строго в банке, с которым заключено кредитное соглашение (при наличии таких требований).
2. Выбрать уполномоченный банк, соответствующий критериям, предусмотренным Законом N 275-ФЗ, и заключить с ним договор о банковском сопровождении государственного контракта с указанием уникального номера идентификатора государственного контракта.
3. Об открытом счете в уполномоченном банке сообщить в Минобороны России для заключения дополнительного соглашения к государственному контракту.
При этом, по мнению Минобороны России, внесение изменений в части касающейся в кредитные договоры, а также договоры об открытии и ведении специального счета, не требует согласования с Минфином России, так как указанные изменения не затрагивают ни предмета, ни условий предоставления государственных гарантий Российской Федерации в рамках заключенных договоров о предоставлении государственных гарантий.
Позиция Минобороны России по указанному вопросу доведена до Минфина России и банков, принимающих участие в реализации кредитной схемы финансирования государственных контрактов под государственные гарантии Российской Федерации, для оказания необходимого содействия по приведению кредитных договоров (соглашений) в соответствие с действующим законодательством (при необходимости).
Прошу принять к сведению и организовать необходимую работу.
Т.ШЕВЦОВА