См. Документы Министерства культуры Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 сентября 2017 г. N 299-01.1-39-ВА

ПО ВОПРОСАМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ

В связи с поступающими в Минкультуры России многочисленными обращениями от руководителей органов управления культурой субъектов Российской Федерации, директоров и преподавателей детских школ искусств Минкультуры России направляет для использования в работе информацию по вопросам формирования государственных (муниципальных) заданий для детских школ искусств, структуры базового норматива затрат и осуществления платной деятельности при реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств согласно приложению.

Кроме того, направляем для принятия соответствующих мер письмо Минкультуры России от 15.09.2017 N 297-01.1-39-ВА.

Просим довести данную информацию до учредителей и руководителей детских школ искусств.

В.В.АРИСТАРХОВ

Приложение

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для детей предусмотрена возможность бесплатного получения образования по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в области искусств. Безусловно, что в сфере художественного образования данная норма должна распространяться на поддержку одаренных детей, предоставляя им право реализовать свои творческие способности.

Необходимо отметить, что возможность получения образования на бесплатной основе в образовательных учреждениях была предусмотрена и в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Однако, многие руководители детских школ искусств (далее - ДШИ) продолжали взимать с родителей плату за обучение, следуя традициям XX века, когда обучение детей в ДШИ частично компенсировалось родительской платой.

К настоящему времени действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих реализацию образовательных программ как за счет государственного (муниципального) задания, так и на внебюджетной основе.

Учитывая, что учредители ДШИ за период, в который родительская плата не взималась, не компенсировали ДШИ средства в рамках государственного (муниципального) задания, статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена государственная поддержка дополнительного образования одаренных детей, в том числе финансовое обеспечение на предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

При формировании на 2018 год государственных (муниципальных) заданий образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств (дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам в области искусств), учредителям необходимо руководствоваться:

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 99);

- Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статья 9.2);

- приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением";

- приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.07.2013 N 998 "Об утверждений перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств";

- письмом Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";

- письмом Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180 "О направлении Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)";

- базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг (работ), размещенными по адресу: http://bus.gov.ru/pub/home.

Несмотря на то, что ДШИ являются региональными или муниципальными образовательными учреждениями, а не федеральными, при формировании государственного (муниципального) задания следует использовать в работе следующие документы:

- постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания";

- утвержденные Минобрнауки России от 17.07.2017 N ВП-57/18вн "Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных общеразвивающих программ, за исключением программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, и по реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с частью 7 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год";

- утвержденные Минобрнауки России от 17.07.2017 N ВП-52/18вн "Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год".

С данными документами можно ознакомиться на официальном сайте "Консультант Плюс".

Обращаем внимание, что государственные (муниципальные) задания должны формироваться учредителями с учетом создания образовательным учреждениям равных условий при оказании ими одних и тех же образовательных услуг. Такие равные условия возможно обеспечить путем утверждения базового норматива затрат по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств (дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств), который определяется учредителями ДШИ самостоятельно.

Структура государственного (муниципального) задания состоит из следующих разделов: полное и сокращенное наименование учреждения, вид деятельности учреждения, сведения об оказываемых услугах, наименование услуги, потребители услуги, показатели, характеризующие объем и качество услуги, порядок оказания услуги, нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания услуги, порядок информирования потенциальных потребителей услуги, условия и порядок досрочного прекращения исполнения государственного (муниципального) задания, предельные цены (тарифы) на оплату государственной (муниципальной) услуги при оказании услуги на платной основе, порядок контроля за исполнение государственного (муниципального) задания, требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания, иная информация, необходимая для исполнения (контроля за исполнением) государственного муниципального задания.

Учредители должны формировать государственное (муниципальное) задание для ДШИ отдельно по дополнительным общеразвивающим программам и по каждой дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств, перечень которых утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998, в соответствии с базовым (отраслевым) перечнем услуг и работ в сфере "Образование и наука" (утвержден Минобрнауки России и размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://bus.gov.ru/pub/home).

Государственное (муниципальное) задание формируется с учетом условий оказания государственной (муниципальной) услуги (например, применение дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации программ и др.), а также тех или иных категорий потребителей (например, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.).

При утверждении учредителем ДШИ базового норматива затрат по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (далее - предпрофессиональные программы) рекомендуется формировать перечень и состав стоимостных групп по указанным программам с учетом реализации по этим программам в большей или меньшей степени таких форм учебных занятий как групповые, мелкогрупповые, индивидуальные.

В структуру норматива затрат по предпрофессиональным программам входят расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников, приобретение материальных запасов и движимого имущества, формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, приобретение учебной литературы, повышение квалификации педагогических работников, проведение периодических медицинских осмотров, на коммунальные услуги, содержание объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и Интернет, приобретение транспортных услуг, оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела II "Общие требования при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг" приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии).

Помимо выполнения государственного (муниципального) задания образовательные учреждения вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности и предусмотренные уставом учреждения, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а также на добровольной основе привлекать средства физических и юридических лиц в форме имущественных взносов и пожертвований. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательного учреждения в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статьи 53, 54, 101), от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статьи 9.2, 26), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам".

Взимание платы с физических лиц за образовательные услуги, предусмотренные государственным (муниципальным) заданием, не допускается. В случае, если ребенку, обучающемуся в рамках государственного (муниципального) задания, по желанию родителей (законных представителей) предоставляются дополнительные образовательные услуги (например, не предусмотренные учебным планом дополнительные предметы и др.), то плата за оказание таких услуг взимается.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области