См. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 сентября 2014 г. N ДА-П12-17623

О ВОПРОСАХ
ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 2014 Г. N 272-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СВЯЗИ"

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу разъяснения отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".

Вступающим в силу 21.10.2014 Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" статья 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" дополнена новым понятием "рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи", под которым понимается, в частности, автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи.

Данное понятие следует рассматривать с точки зрения его лексического толкования, в соответствии с которым рассылкой является отправка разным адресатам сообщения одинакового содержания (реклама, газета, приглашение). Принимая это во внимание, рассылкой по сети подвижной радиотелефонной связи является массовая отправка одинаковых коротких текстовых сообщений (SMS) с целью распространения какой-либо информации (адресная электронная рассылка по целевой аудитории с целью доведения определенной информации).

Таким образом, к рассылкам по сети подвижной радиотелефонной связи не может быть отнесена передача абонентам индивидуальных сообщений, содержащих цифровые, буквенные или буквенно-цифровые сочетания (коды, пароли), а также иные адресные сообщения, содержащие различную информацию.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" установлено, что рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Порядок идентификации абонента в этом случае законодательством Российской Федерации в области связи не установлен.

В связи с этим идентификация абонента, осуществляемая заказчиком рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператором подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи, должна обеспечивать достоверное установление личности абонента и его волеизъявление на получение рассылки. При этом порядок и способ идентификации абонента определяются заказчиком рассылки или оператором подвижной радиотелефонной связи самостоятельно при обращении к ним абонентов.

Основной целью принятого Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" была защита абонентов сетей подвижной радиотелефонной связи от нежелательных рассылок по сетям подвижной радиотелефонной связи коротких текстовых сообщений, в том числе путем предоставления абоненту возможности отказаться от получения рассылки после обращения к оператору связи, даже если абонент ранее давал согласие на получение такой рассылки.

Учитывая изложенное, Минкомсвязь России считает в настоящее время нецелесообразным внесение дополнительных изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", предложенных юридическим лицом. Предлагаем вернуться к рассмотрению этого вопроса по итогам анализа правоприменительной практики изменений, внесенных в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи".

Д.М.АЛХАЗОВ