См. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 апреля 2017 г. N П11-1-085-9772

О РАЗЪЯСНЕНИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Минкомсвязь России в пределах установленной компетенции рассмотрело письмо по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) и Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы и страховые взносы.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), который, в соответствии с приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика", не может быть повторно присвоен другому физическому лицу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о персональных данных под персональными данными понимается "любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)".

Согласно сложившейся судебной практике ИНН физического лица относится к сведениям, позволяющим идентифицировать гражданина, то есть относится к персональным данным в смысле Закона. Указанная позиция находит свое подтверждение в определениях Верховного суда Российской Федерации от 26.09.2016 N 306-КГ16-11755, от 14.10.2016 N 305-КГ16-13162, апелляционных определениях Московского городского суда от 28.07.2016 по делу N 33-28965, от 12.05.2016 по делу N 33-18546.

Исходя из изложенного ИНН физического лица, в том числе ИНН кассира, является персональными данными в смысле закона, так как позволяет без дополнительной информации идентифицировать субъекта персональных данных.

По второму вопросу, то есть о возможности идентифицировать физическое лицо по абонентскому номеру, Минкомсвязь России сообщает следующее.

В соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" (далее - Правила), под абонентским номером понимается телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем.

Согласно Правилам оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 и Правилам оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "абонент - пользователь телематическими услугами связи, с которым заключен возмездный договор об оказании телематических услуг связи с выделением уникального кода идентификации".

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Закона о связи "сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Таким образом, физическое лицо, заключившее с оператором связи договор на оказание услуг связи, может быть идентифицировано по его абонентскому номеру в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

По третьему вопросу, то есть о необходимости получения согласия (письменного) кассира, Минкомсвязь России сообщает следующее.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон о КТТ) под оператором фискальных документах понимается организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая, в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных.

Вместе с тем, согласно Закону о КТТ фискальными данными признаются сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или оператором фискальных данных.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о персональных данных "обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных".

Пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных устанавливает, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При этом пунктами 2 - 11 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных предусмотрены случаи, когда допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных на их обработку.

К таким случаям, в частности, относится обработка персональных данных, "необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей" (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).

Таким образом, в указанном в письме случае согласие субъекта персональных данных на передачу его персональных данных не требуется, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими комментируемые правоотношения.

Обращаем внимание, что исходя из закрепленного пунктом 6.6 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, права Минкомсвязи России "давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства", настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Данное письмо носит информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Директор Департамента
развития высоких технологий
С.Д.МИГРАНОВ