См. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 октября 2017 г. N П11-1-200-24749
О РАЗЪЯСНЕНИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России) в пределах своей компетенции рассмотрело письмо по вопросу разъяснения применения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О персональных данных" и сообщает следующее.
По вопросу правомерности и необходимости включения в согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом (далее - Согласие на взаимодействие) персональных данных третьих лиц полагаем возможным отметить следующее.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) Согласие на взаимодействие должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащего в том числе согласие должника на обработку его персональных данных.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ Согласие на взаимодействие должно быть дано исключительно должником.
Кроме того, частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) установлена форма письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных. Так, форма согласия предусматривает указание сведений о субъекте, а также о лице, осуществляющем обработку персональных данных по поручению оператора.
Исходя из изложенного сообщаем, что форма письменного согласия на обработку персональных данных субъекта допускает указание сведений о должнике, а также о лице, осуществляющем обработку персональных данных по поручению оператора. Таким образом, включение персональных данных иных лиц в согласие субъекта на обработку персональных данных не предусмотрено.
По вопросу указания в согласии должника на обработку его персональных данных, включенном в Согласие на взаимодействие, перечня персональных данных, которые кредитор вправе передавать третьим лицам, сообщаем следующее.
Согласно статье 3 Закона о персональных данных обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Таким образом, передача персональных данных в контексте Закона о персональных данных является обработкой персональных данных.
Положениями части 5 статьи 5 Закона о персональных данных установлено, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки, а также что обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Кроме того, форма согласия на обработку персональных данных установлена частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных. Таким образом, согласие должника на обработку его персональных данных, включение которого предусмотрено в Согласие на взаимодействие, должно соответствовать требованиям к форме согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, установленным частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных.
В этой связи, сведения, которые должны содержаться в согласии на обработку персональных данных, предусматривают также указание перечня персональных данных должника, на обработку которых должник дает согласие.
Таким образом, согласие должника на обработку его персональных данных, включение которого предусмотрено в Согласие на взаимодействие, должно соответствовать требованиям к форме согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, установленным частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных.
По третьему вопросу полагаем возможным отметить следующее.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ Согласие на взаимодействие предполагает возможность осуществления кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, взаимодействия с третьими лицами, направленного на возврат просроченной задолженности.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ должник в любое время вправе отозвать Согласие на взаимодействие способами, предусмотренными указанным положением.
Таким образом, отзыв Согласия на взаимодействие предполагает прекращение направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах с третьими лицами.
Считаем необходимым отметить, что положениями Федерального закона N 230-ФЗ не предусмотрено в рамках взаимодействия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах с третьими лицами, осуществление сбора персональных данных третьих лиц.
Таким образом, правовые основания для осуществления сбора персональных данных третьих лиц применительно к части 1 статьи 6 Закона о персональных данных отсутствуют.
Дополнительно сообщаем, в случае отзыва должником Согласия на взаимодействие кредитор вправе продолжить обработку персональных данных должника для исполнения договора, стороной которого является должник, в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
Заместитель директора Департамента
развития высоких технологий
М.В.КИРЮШИН