См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 ноября 2023 г. N 02-10-08/1/114704

Министерство финансов Российской Федерации в целях методического обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита направляет для использования в работе Методические рекомендации по оформлению результатов аудиторского мероприятия (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе Деятельность/Бюджет/Бюджетный процесс/Контроль и аудит/Внутренний финансовый аудит/Стандарты и правила внутреннего финансового аудита/Разъяснения и рекомендации.

Министерство финансов Российской Федерации просит обеспечить доведение информации, изложенной в настоящем письме, до главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, а также финансовых органов муниципальных образований.

А.М.ЛАВРОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТОРСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях оказания практической помощи должностным лицам (работникам) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - ВФА), при оформлении результатов аудиторского мероприятия с учетом изменений в федеральные стандарты ВФА, утвержденных приказами Минфина России от 18.07.2023 N 118н и от 04.10.2023 N 158н.

Настоящие Методические рекомендации применяются с 01.01.2024.

В целях настоящих Методических рекомендаций применяются термины в значениях, определенных в федеральном стандарте ВФА "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н.

I. Общие положения

Под заключением понимается подписанный руководителем субъекта ВФА (уполномоченным должностным лицом (работником) главного администратора (администратора), наделенным полномочиями по осуществлению ВФА (далее - уполномоченное должностное лицо) документ, отражающий результаты аудиторского мероприятия, проведенного членами аудиторской группы или самостоятельно уполномоченным должностным лицом.

До подписания заключения по решению руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица) субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) (далее - руководитель субъекта бюджетной процедуры), могут направляться промежуточные и (или) предварительные результаты аудиторского мероприятия.

II. Промежуточные и предварительные результаты
аудиторского мероприятия

Промежуточные и (или) предварительные результаты аудиторского мероприятия могут быть доведены в том числе в форме:

- аналитических записок (справок);

- проекта заключения.

При проведении аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее при совместном упоминании - единая методология и документы учетной политики), в целях устранения ошибок (нарушений, недостатков) или их признаков до подписания руководителем главного администратора (администратора) годовой бюджетной отчетности соответствующую информацию рекомендуется направлять по решению руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица) по мере выявления или не позднее 5 рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия одним из следующих способов:

1) руководителем субъекта ВФА (уполномоченным должностным лицом) руководителю главного администратора (администратора), в котором проводится аудиторское мероприятие;

2) руководителем аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) руководителям субъектов бюджетных процедур.

Направление промежуточных (предварительных) результатов проведения аудиторского мероприятия позволяет обеспечить своевременность информации, указанной в заключении, то есть предоставить субъектам бюджетных процедур возможность принять меры по устранению нарушений (недостатков) и по минимизации (устранению) бюджетных рисков (например, для устранения нарушений, выявленных членами аудиторской группы при рассмотрении проекта муниципального контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, до его подписания).

В случае направления промежуточных (предварительных) результатов проведения аудиторского мероприятия после их получения:

1) субъекты бюджетных процедур имеют право получать разъяснения у членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия (например, разъяснение применения членами аудиторской группы положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения);

2) руководители субъектов бюджетных процедур имеют право представлять письменные возражения и предложения по результатам рассмотрения промежуточных (предварительных) результатов аудиторского мероприятия;

3) руководитель аудиторской группы и руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо) имеют право обсуждать с руководителями субъектов бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия (например, в целях получения дополнительных пояснений к письменным возражениям и предложениям);

4) руководитель аудиторской группы подготавливает материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений, полученных от руководителей субъектов бюджетных процедур (при поступлении таких возражений и предложений);

5) письменные возражения и предложения руководителей субъектов бюджетных процедур рассматриваются руководителем субъекта ВФА (уполномоченным должностным лицом) и при необходимости учитываются членами аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия), в том числе при:

- составлении заключения;

- изменении программы аудиторского мероприятия.

При рассмотрении письменных возражений и предложений руководителей субъектов бюджетных процедур необходимо руководствоваться принципами ВФА, в том числе объективности (например, полноты рассмотрения возражений и предложений субъектов бюджетных процедур перед формированием выводов, предложений и рекомендаций) и функциональной независимости (например, при несогласии руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица) с возражениями субъектов бюджетных процедур).

Возражения и предложения, направленные руководителями субъектов бюджетных процедур, позволяют учитывать устранение нарушений (недостатков), их причин и условий при составлении заключения.

В случае поступления от субъектов бюджетных процедур информации об устранении нарушений (недостатков), а также их причин и условий членам аудиторской группы (уполномоченному должностному лицу при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) рекомендуется обеспечить повторное применение методов ВФА, в том числе для определения полноты устранения нарушений (недостатков) за пределами аудиторской выборки.

Одновременно с этим необходимо отметить, что устранение нарушений (недостатков), а также их причин и условий, выявленных членами аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) в ходе проведения аудиторского мероприятия, не является основанием для повышения оценки степени надежности внутреннего финансового контроля или качества финансового менеджмента.

III. Составление заключения

В случае формирования аудиторской группы:

1) руководитель аудиторской группы обеспечивает подготовку заключения;

2) члены аудиторской группы принимают участие в подготовке заключения;

3) руководитель аудиторской группы представляет проект заключения руководителю субъекта ВФА.

В случае самостоятельного проведения уполномоченным должностным лицом аудиторского мероприятия подготовку заключения осуществляет уполномоченное должностное лицо.

Заключение отражает результаты проведения аудиторского мероприятия, а именно содержит:

1) тему аудиторского мероприятия;

2) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий.

Под нарушением понимается несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры).

Под недостатком понимается правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетных процедур, которые оказывают негативное влияние на значения показателей качества финансового менеджмента главного администратора (администратора), качество исполнения бюджетных полномочий, результативность и экономность использования бюджетных средств.

В случае устранения нарушений (недостатков), а также их причин и условий в ходе аудиторского мероприятия:

- по результатам их выявления членами аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия), информация об их устранении субъектами бюджетных процедур включается в заключение (например, в обобщенном виде);

- по результатам их выявления субъектами бюджетных процедур самостоятельно (например, до представления промежуточных результатов аудиторского мероприятия), информация об их устранении субъектами бюджетных процедур учитывается при формировании выводов как факт выполнения контрольных действий.

При формировании выводов о нарушениях (недостатках) рекомендуется учитывать повлиявшие на деятельность главного администратора (администратора) решения, инициированные (принятые) другими организациями (например, некорректный расчет планируемых объемов бюджетных ассигнований по причине формирования обоснований бюджетных ассигнований в установленный для их представления в финансовый орган срок, но до утверждения поправочного коэффициента для расчета размера субсидии).

Анализ причин рекомендуется осуществлять путем постановки серии вопросов "почему?" к выявленным нарушениям (недостаткам) с целью определения первопричины их реализации;

3) описание значимых бюджетных рисков (в том числе значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков), включая их причины и возможные последствия реализации (например, реализованная мера по минимизации (устранению) бюджетных рисков не обеспечила его минимизацию (устранение) или возникли новые причины бюджетного риска, на которые такая мера не оказала влияния).

В случае если значимые бюджетные риски были реализованы, и информация о них отражена при указании выявленных нарушений (недостатков), их причин и условий, такая информация повторно в качестве описания значимых бюджетных рисков не указывается.

Анализ причин бюджетных рисков рекомендуется осуществлять способом, аналогичным для анализа причин нарушений (недостатков);

4) выводы о достижении цели (целей) осуществления ВФА, установленной (установленных) программой аудиторского мероприятия, и формируемые руководителем аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом):

а) о степени надежности внутреннего финансового контроля.

Не рекомендуется указывать градацию степеней надежности внутреннего финансового контроля (например, высокая, средняя или низкая), если она не была оговорена с руководителем главного администратора (администратора) или регламентирована внутренним (ведомственным) актом. При этом может быть указана характеристика степени надежности внутреннего финансового контроля (например, определена недостаточная для своевременного выявления и устранения фактов несоблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, степень надежности внутреннего финансового контроля);

б) о достоверности бюджетной отчетности путем указания суждения о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики, а в случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных полномочий в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 или пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации - о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики;

в) о качестве финансового менеджмента, в том числе о достижении главным администратором (администратором) значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента.

Вывод о качестве финансового менеджмента включает:

- оценку деятельности должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) по исполнению его полномочий, направленной на достижение заданных результатов и целей (например, на обеспечение ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в сроки, установленные федеральной адресной инвестиционной программой);

- оценку достижения главным администратором (администратором) значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента (при наличии показателей качества финансового менеджмента, на которые оказывают влияние бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), являющиеся объектами ВФА) (например, при указании оценки значений показателей качества финансового менеджмента рекомендуется использовать последние имеющиеся результаты мониторинга качества финансового менеджмента и (или) прогнозируемые значения или изменения (увеличение, уменьшение или их отсутствие) значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе относительно целевых (максимальных) значений).

Кроме того, рекомендуется при формировании вывода об оценке качества финансового менеджмента указывать оценку экономности использования бюджетных средств (достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств) и (или) результативности использования бюджетных средств (достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

5) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента (в том числе по принятию мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и (или) мер по устранению нарушений (недостатков), формируемые руководителем аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия).

При формировании предложений и рекомендаций следует учитывать:

- их экономическую целесообразность (например, путем сравнения объема просроченной задолженности по доходам бюджета и суммы судебных расходов на принятие мер по ее взысканию);

- необходимость устранения субъектами бюджетных процедур нарушений (недостатков) за пределами аудиторской выборки;

- необходимость устранения не только выявленных нарушений (недостатков), но и их причин;

6) дату подписания заключения. Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия;

7) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);

8) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица).

Информация, указанная в заключении, согласно пункту 6 федерального стандарта ВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н (далее - СВФА "Реализация результатов"), составляется:

1) с учетом принципа профессионального скептицизма (например, анализ рабочей документации аудиторского мероприятия на предмет исследования подозрительных обстоятельств, в том числе наличия расхождения информации, представленной субъектом бюджетных процедур по запросу руководителя аудиторской группы или руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица), и данных, отраженных в информационных ресурсах);

2) на основании достаточных аудиторских доказательств (например, не делается вывод о недостаточной для предупреждения нарушений степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд в целом, если единственным выявленным нарушением является одно несоответствие ведомственного акта требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);

3) с учетом требования к отсутствию ошибок, искажений и фактическому описанию результатов проведения аудиторского мероприятия (например, отсутствие двусмысленности или описаний событий (условий), не изученных в ходе аудиторского мероприятия);

4) с учетом требования к отражению всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента (например, если субъектом бюджетной процедуры направлено предложение по исключению факта выявления членами аудиторской группы нарушения в связи с его устранением в ходе аудиторского мероприятия, такой факт не исключается, но при формировании предложений и рекомендаций учитывается информация о его устранении);

5) с учетом требования к беспристрастности при ее подготовке (например, применение беспристрастных формулировок, способствующих сосредоточению внимания на недостатках организации (обеспечения выполнения) и выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, как актуальных проблемах, требующих решения руководителя главного администратора (администратора) и (или) руководителей субъектов бюджетных процедур);

6) с учетом требования к логичности и легкости восприятия информации, обеспечению получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией (например, использование терминов, сокращений и характеристик (оценок), используемых (применяемых) всеми лицами, которые получат заключение; описание примеров, подтверждающих выводы; применение таблиц и инфографики для представления сложных и больших объемов данных);

7) с учетом требования к указанию необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствию ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности (например, не рекомендуется описывать все изученные условия, обстоятельства и факты организации (обеспечения выполнения) и выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур; рекомендуется ограничиться перечнем обязательной к включению в заключение информации). При этом к заключению по решению руководителя главного администратора (администратора) или руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица) могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий, выполненных в ходе проведения аудиторского мероприятия и его результатов;

8) с учетом требования к оказанию помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента (например, наличие логической связи между выявленной причиной допущения нарушения и предложений или рекомендаций о повышении качества финансового менеджмента);

9) с учетом требования к направлению информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, меры по устранению нарушений и недостатков (например, до подписания руководителем главного администратора (администратора) годовой бюджетной отчетности). Необходимо обратить внимание, что согласно положениям пункта 5 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации информация о нарушениях, выявленных и устраненных по результатам ВФА, не указывается в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля;

10) с учетом требования к отсутствию помарок, подчисток и иных исправлений, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями тех лиц, которыми подписывается заключение;

11) с учетом требования к приведению показателей, выраженных в иностранной валюте (при необходимости их указания), в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по ее официальному курсу к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций. При этом стоимостная оценка выявленных нарушений (недостатков), а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков указывается в случаях наличия такой необходимости (возможности);

12) с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;

13) на русском языке;

14) с учетом требования к сквозной нумерации страниц заключения.

IV. Особенности составления заключения
по результатам аудиторского мероприятия, целью которого
является подтверждение достоверности бюджетной отчетности
и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой
методологии и документам учетной политики

Заключение, составленное по результатам аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики, в случае если бюджетные полномочия в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 или пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

1) не переданы, содержит в том числе:

- вывод о степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении операций (действий) по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности;

- суждение субъекта ВФА главного администратора (администратора) о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики;

2) переданы, содержит в том числе:

- вывод о степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, осуществляемых субъектами бюджетных процедур главного администратора (администратора), передавшего полномочия (например, вывод о степени надежности в отношении формирования бухгалтерских записей не формируется);

- информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность индивидуальной бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики.

Изучение порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора при передаче соответствующих бюджетных полномочий не осуществляется;

3) приняты, содержит в том числе:

- вывод о степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, осуществляемых субъектами бюджетных процедур уполномоченного органа (уполномоченной организации), принявшего полномочия (далее - централизованная бухгалтерия) (например, операций (действий) по формированию показателей консолидированной бюджетной отчетности);

- решение о признании (непризнании) заключения субъекта ВФА главного администратора (администратора), передавшего полномочия (при наличии), в том числе причин непризнания этого заключения;

- суждение субъекта ВФА централизованной бухгалтерии о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики с учетом причин непризнания заключения субъекта ВФА главного администратора (администратора), передавшего полномочия (при наличии факта такого непризнания).

В целях принятия решения о признании (непризнании) заключения руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо) централизованной бухгалтерии имеет право запрашивать и получать от субъекта ВФА главного администратора (администратора), передавшего вышеуказанные полномочия, необходимые сведения (например, рабочую документацию аудиторского мероприятия).

В случае отсутствия субъекта ВФА в главном администраторе (администраторе), передавшем бюджетные полномочия в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 или пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект ВФА централизованной бухгалтерии отражает в заключении суждение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики такого главного администратора (администратора) в отношении отдельных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур централизованной бухгалтерии.

Особенности проведения аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики, установлены положениями федерального стандарта ВФА "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденного приказом Минфина России от 01.09.2021 N 120н (далее - СВФА "Подтверждение достоверности отчетности").

V. Подписание и представление заключения

Руководитель аудиторской группы представляет проект заключения руководителю субъекта ВФА (за исключением случая, когда руководитель аудиторской группы является уполномоченным должностным лицом).

Руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо):

- рассматривает проект заключения;

- осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия в заключении (например, на предмет отражения в заключении всех выявленных нарушений (недостатков, бюджетных рисков) и их причин на основе рабочей документации аудиторского мероприятия);

- осуществляет контроль соблюдения требований к информации, указанной в заключении, установленных пунктом 6 СВФА "Реализация результатов" (например, на предмет ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности);

- вносит корректировки в проект заключения (при необходимости);

- подписывает заключение;

- представляет заключение руководителю того главного администратора (администратора), в котором проводилось аудиторское мероприятие.

Руководителям субъектов бюджетных процедур могут направляться:

1) заключение по решению руководителя главного администратора (администратора) (например, от имени руководителя главного администратора (администратора) одновременно с другими решениями, принятыми по результатам рассмотрения им заключения);

2) документы, необходимые для разъяснения действий членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица) при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, по решению руководителя главного администратора (администратора);

3) исходя из необходимости разъяснения субъектам бюджетных процедур предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, документы, необходимые для разъяснения действий, выполненных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и его результатов или необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения, по решению руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица) или руководителя аудиторской группы (например, приложения к заключению, содержащие результаты проведения аудиторского мероприятия в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур субъекта бюджетных процедур).

При этом необходимо отметить, что субъекты бюджетных процедур имеют право на получение информации о результатах проведения аудиторского мероприятия, в том числе если соответствующее решение не было принято руководителем главного администратора (администратора). В указанном случае способ направления и объем соответствующих документов определяются руководителем аудиторской группы или руководителем субъекта ВФА (уполномоченным должностным лицом) с учетом предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента (например, для разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента может оказаться необходимым направить заключение).

В случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных полномочий в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 или пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики:

- руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо) главного администратора (администратора), который передал полномочия (при его наличии), направляет заключение, содержащее информацию о наличии фактов и (или) признаков, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, руководителю главного администратора (администратора), передавшего полномочия, а также субъекту ВФА централизованной бухгалтерии;

- руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо) централизованной бухгалтерии (при его наличии) направляет заключение, содержащее суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора), передавшего полномочия, и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики руководителю главного администратора (администратора), передавшего полномочия, а также руководителю централизованной бухгалтерии;

- при отсутствии субъекта ВФА в централизованной бухгалтерии ее руководитель представляет руководителю главного администратора (администратора), передавшего полномочия, информацию о соответствии выполнения отдельных операций централизованной бухгалтерии единой методологии и документам учетной политики, в том числе информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, в свободной письменной форме. При этом заключение, содержащее суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора), передавшего полномочия, и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики, не формируется;

- при отсутствии субъекта ВФА в главном администраторе (администраторе), передавшем полномочия, его руководитель представляет руководителю централизованной бухгалтерии информацию о соответствии выполнения отдельных операций главного администратора (администратора) единой методологии и документам учетной политики, в том числе информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, в свободной письменной форме. При этом заключение, содержащее суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора), передавшего полномочия, и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной, формируется субъектом ВФА централизованной бухгалтерии только в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур централизованной бухгалтерии.

Сроки представления указанных заключений или информации определены положениями пунктов 32 - 34 СВФА "Подтверждение достоверности отчетности".

VI. Письменные возражения по результатам аудиторского
мероприятия и внесение изменений в заключение

В случае направления субъектам бюджетных процедур заключения или документов, необходимых для разъяснения действий, выполненных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и его результатов или необходимых для подтверждения полноты и достоверности заключения:

1) субъекты бюджетных процедур имеют право получать разъяснения у членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;

2) субъекты бюджетных процедур имеют право представлять письменные возражения и предложения по результатам рассмотрения заключения при условии его получения в соответствии с решением руководителя главного администратора (администратора);

3) руководитель аудиторской группы и руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо) имеют право обсуждать с руководителями субъектов бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;

4) руководитель аудиторской группы подготавливает материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений, полученных от руководителей субъектов бюджетных процедур (при наличии);

5) письменные возражения и предложения руководителей субъектов бюджетных процедур рассматриваются руководителем субъекта ВФА (уполномоченным должностным лицом) и при необходимости учитываются членами аудиторской группы и субъектом ВФА, в том числе для:

- исправления информации, указанной в подписанном заключении, и доведения исправленной информации до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения (например, путем направления заключения с изменениями, внесенными в него, или информационным письмом);

- ведения реестра бюджетных рисков;

- составления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА. Исправление информации, указанной в заключении, после его подписания осуществляется, если:

- в заключении содержится существенная ошибка или искажение (например, некорректное указание ссылок на положения правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (опечатки), при неизменности таких положений не является существенным и, следовательно, не является основанием для внесения изменений);

- получена информация, которая существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации и не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия (например, ответ юридического лица, не являющегося главным администратором (администратором), на запрос субъекта ВФА, полученный после подписания заключения).

Федеральными стандартами ВФА требований к форме и способу исправления информации, указанной в подписанном заключении, не определено (например, возможно внесение отдельных изменений в подписанное заключение; составление и подписание исправленного заключения; формирование информационного письма (служебной записки).

Исправленная информация доводится до всех лиц, получивших первоначальный вариант заключения, в том числе:

- до руководителя главного администратора (администратора), в том числе бюджетные полномочия которого были переданы в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 или пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- до руководителей субъектов бюджетных процедур, которым был направлен первоначальный вариант заключения;

- до субъекта ВФА централизованной бухгалтерии.

VII. Ведомственный (внутренний)
акт, обеспечивающий осуществление ВФА

С учетом положений пункта 13 федерального стандарта ВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2019 N 237н, и принципа стандартизации положения ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление ВФА:

1) могут содержать особенности осуществления ВФА в главном администраторе (администраторе), в том числе при составлении, подписании, представлении заключений и внесении в них изменений, а также представлении руководителями субъектов бюджетных процедур и рассмотрении письменных возражений и предложений (например, способ внесения изменений в заключение);

2) не должны содержать положения:

- противоречащие положениям федеральных стандартов ВФА (например, формирование акта аудиторской проверки);

- дублирующие положения федеральных стандартов ВФА, то есть требования, права и обязанности, однозначно установленные федеральными стандартами ВФА (например, требования к информации, отражаемой в заключении, уже установленные положениями федеральных стандартов ВФА).