См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 апреля 2014 г. N 03-01-РЗ/20105

В целях единообразного применения положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при признании сопоставимыми сделок, предметом которых являются углеводородные ресурсы, и определении групп однородных и идентичных товаров, относящихся к углеводородным ресурсам, для целей налогообложения, Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Определение сопоставимости сделок, а также определение идентичности (однородности) товаров осуществляется в порядке, установленном разделом V.1 Кодекса с учетом положений статьи 38 Кодекса.

При этом особенности признания сопоставимыми сделок по отдельным предметам, так же как и особенности определения групп однородных и идентичных товаров по отдельным предметам сделок, Кодексом также не установлены.

В связи с этим необходимо учитывать следующее.

Определение сопоставимости сделок
для целей налогообложения

Для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (далее - анализируемая сделка), в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 Кодекса, производится сопоставление таких сделок со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (далее - сопоставляемые сделки).

Сопоставление сделок производит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках реализации своих полномочий в сфере налогового контроля в связи совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При этом используется информация, указанная в статье 105.6 Кодекса, в том числе сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж.

Использование сведений о ценах и котировках российских и иностранных бирж при сопоставлении сделок обусловлено презумпцией соответствия цен в сделках, которые были заключены по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, рыночному уровню цен (пункт 9 статьи 105.3 Кодекса).

При этом сопоставляются коммерческие и (или) финансовые условия указанных сделок.

Анализируемая и сопоставляемая сделки признаются сопоставимыми, если:

- совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях;

- различия между коммерческими и (или) финансовыми условиями указанных сделок не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.

Перечень характеристик, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, определен пунктом 4 статьи 105.5 Кодекса.

Кроме того, при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок необходимо учитывать условия, перечисленные в пункте 5 статьи 105.5 Кодекса.

По результатам анализа коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки с учетом вышеуказанных условий и характеристик делается вывод о сопоставимости указанных условий сделок и соответственно о сопоставимости таких сделок в целом.

Одновременно отмечаем, что, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, исходя из совокупности положений Кодекса налогоплательщик при определении сопоставимости сделок также может руководствоваться предусмотренными статьями 105.5 и 105.6 Кодекса условиями, характеристиками и информацией.

Определение групп однородных и идентичных товаров
для целей налогообложения

Общие критерии идентичных и однородных товаров (работ, услуг) определены соответственно пунктами 6 и 7 статьи 38 Кодекса. При этом особенности применения указанных критериев в отношении углеводородных ресурсов Кодексом не предусмотрены.

Идентичными товарами (работами, услугами) в целях Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, в целях определения идентичности товаров, являющихся углеводородными ресурсами, необходимо учитывать следующее.

1. Физические характеристики и качество.

Идентичность физических характеристик и качества определяется в отношении конкретного вида товара в соответствии с перечнем характеристик, установленных соответствующими техническими регламентами, государственными стандартами, техническими условиями.

В частности, в целях определения идентичности физических характеристик нефти могут использоваться характеристики, предусмотренные пунктом 4 Государственного стандарта Российской Федерации 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст.

В целях определения идентичности физических характеристик автомобильного бензина, дизельного топлива, мазута, топлива для реактивных двигателей, авиационного бензина, судового топлива допускается использование характеристик, предусмотренных Техническим регламентом Таможенного союза 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826.

2. Функциональное назначение.

При определении идентичности товаров по признаку функционального назначения анализируется способность товаров выполнять одни и те же функции и удовлетворять одним и тем же целям при конечном использовании товара потребителем.

Одновременно следует отметить, что товар может использоваться более чем для одной цели. В таком случае основное назначение товара, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, допускается рассматривать как единственное. Соответственно, при определении идентичности функционального назначения товаров анализируются (сопоставляются) их основные цели и функции при конечном использовании потребителем.

3. Страна происхождения и производитель.

В целях признания товаров идентичными сопоставляемые товары должны быть произведены и подвергнуты достаточной обработке (переработке) в одной стране (стране происхождения). При этом в случае, если производитель товаров отличается, то такие товары не могут быть признаны идентичными, даже если страна происхождения совпадает.

4. Товарный знак и деловая репутация на рынке.

При определении идентичности товаров по товарному знаку и деловой репутации на рынке необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации без разрешения правообладателя никто не вправе использовать сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

Деловая репутация может быть связана с наличием зарегистрированного товарного знака у производителя товара и узнаваемости соответствующего товарного знака (возникновения у потребителей ассоциаций об уровне качества товара ввиду отождествления с конкретным производителем).

В свою очередь, однородными товарами в целях Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Соответственно, при признании товаров однородными допускаются некоторые различия в их физических характеристиках. При этом такие различия не должны влиять на возможность товаров выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

С.Д.ШАТАЛОВ