См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 мая 2021 г. N 09-01-06/41150

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями по вопросам реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Постановление N 2050), в дополнение к письму Минфина России от 13 мая 2021 г. N 09-02-09/36934 сообщает.

1. По вопросу применения положений, устанавливающих порядок оплаты денежных обязательств.

Положения пункта 11(1) Постановления N 2050 применяются в отношении государственных контрактов, заключаемых в 2021 году, в том числе на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, за исключением контрактов:

заключаемых в декабре 2021 года и оплачиваемых в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 14 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 (далее - Положение N 1496);

предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства, в том числе указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства", при включении в указанные контракты условия об оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в соответствии с документом о приемке товара (работы, услуги), подписанным до 30 ноября текущего финансового года, не позднее чем за один рабочий день до окончания финансового года.

2. По вопросу применения положений, устанавливающих сроки оплаты денежных обязательств.

Положениями пункта 11(1) Постановления N 2050 установлено, что условие об оплате денежных обязательств в течение 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке поставленного товара (работы, услуги) (далее - документ о приемке) не применяется в отношении:

оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в декабре текущего финансового года;

государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства, при включении в государственный контракт условия о подписании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, не позднее 30 ноября финансового года и об оплате денежных обязательств не позднее чем за один рабочий день до окончания финансового года.

Оплата в 2022 году денежных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенным в 2021 году с учетом положений, предусмотренных Постановлением N 2050, осуществляется в соответствии с его условиями.

В этой связи, в случае заключения государственного контракта в 2021 году в соответствии с положениями Постановления N 2050, исполнение которого в соответствии с условиями этого государственного контракта осуществляется в 2022 году, оплата соответствующих денежных обязательств после 31 декабря 2021 года, осуществляется с учетом требований, предусмотренных пунктами 11(1) и 11(2) Постановления N 2050.

При этом, если в соответствии с условиями государственного контракта срок исполнения обязательств не превышает последний рабочий день текущего финансового года, но при этом исполнителем государственного контракта допущена просрочка исполнения его обязательств, то оплата таких денежных обязательств возможна в 2022 году после подписания соответствующего документа о приемке в течение 10 рабочих дней и в пределах лимитов бюджетных обязательств 2022 года, доведенных на указанные цели.

3. По вопросу заключения государственных контрактов, условиями которых установлен иной порядок оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении государственных контрактов, по которым законодательством Российской Федерации, устанавливающим особенности регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, установлен иной порядок оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги получатели средств федерального бюджета в дополнение к условиям, устанавливающим особый порядок оплаты, предусматривают в указанных государственных контрактах условия, указанные в пунктах 11(1) и 11(2) Постановления N 2050.

4. По вопросу исчисления 10 рабочих дней по оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановление N 2050 не содержат положений, регулирующих вопрос окончания исчисления 10 рабочих дней для оплаты денежных обязательств.

При этом, принимая во внимание, что в соответствии с положениями статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании распоряжений, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, по мнению Минфина России, списание средств с единого казначейского счета на основании распоряжений о переводе денежных средств, сформированных Федеральным казначейством в соответствии с принятыми к исполнению распоряжениями о совершении казначейского платежа, является окончанием исчисления вышеуказанного срока.

5. Рекомендации по соблюдению сроков оплаты денежных обязательств.

Порядком учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2020 г. N 258н (далее - Порядок N 258н), установлены случаи формирования Сведений о денежном обязательстве для постановки на учет соответствующего денежного обязательства органом Федерального казначейства или получателем средств федерального бюджета.

При этом положениями Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2020 г. N 257н, установлено, что орган Федерального казначейства в отдельных случаях, предусмотренных указанным порядком, осуществляет проверку информации, содержащейся в денежном обязательстве, на соответствие фактически поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам до четырех рабочих дней, следующих за днем представления документа о приемке.

В этой связи в целях своевременного исполнения условий об оплате денежных обязательств, предусмотренных пунктом 11(1) Постановления N 2050, получателям средств федерального бюджета рекомендуется:

формировать Сведения о денежном обязательстве не позднее следующего рабочего дня после дня подписания документа о приемке и в день постановки на учет указанных сведений о денежном обязательстве формировать соответствующие распоряжения о совершении казначейских платежей - в случае формирования Сведений о денежном обязательстве получателем средств федерального бюджета;

формировать соответствующие распоряжения о совершении казначейских платежей не позднее одного рабочего дня после подписания документа о приемке - в случае формирования Сведений о денежном обязательстве территориальным органом Федерального казначейства.

6. По вопросу применения положений Постановления N 2050 в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Пунктом 11(4) Постановления N 2050 установлено, что соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - Соглашение о предоставлении субсидий на иные цели, целевые субсидии), должны содержать обязательства о включении указанными учреждениями в заключаемые ими в 2021 году контракты о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, подлежащие оплате полностью или частично за счет указанных субсидий, условий об оплате обязательств по таким контрактам в соответствии с положениями, установленными пунктами 11(1) и 11(2) Постановления N 2050, предусматривающими, в том числе, оплату обязательств, возникающих в результате поставки товара, выполнения работы, оказания услуги после 20 декабря 2021 года, за счет средств 2022 года.

В этой связи федеральным бюджетным и автономным учреждениям при размещении извещений об осуществлении закупок, заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг следует принимать во внимание, что пунктом 28 Положения N 1496 установлено, что решение об использовании остатков средств целевых субсидий на 1 января текущего финансового года на цели, ранее установленные условиями их предоставления, принимается на основе неисполненных обязательств, принятых до начала текущего финансового года, подлежавших оплате в отчетном финансовом году.

В целях обеспечения соответствия положений Соглашений о предоставлении субсидий на иные цели вышеуказанным требованиям Постановления N 2050 обязательства о включении федеральными бюджетными и автономными учреждениями в заключаемые ими в 2021 году контракты о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, подлежащие оплате полностью или частично за счет целевых субсидий, условий об оплате обязательств по таким контрактам в соответствии с положениями, установленными пунктами 11(1) и 11(2) Постановления N 2050, следует включить в Соглашения о предоставлении субсидий на иные цели, заключенные в соответствии:

с Типовой формой соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2016 г. N 197н (пункт 4.3.8);

с Типовой формой соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению или федеральному государственному автономному учреждению, федеральному государственному унитарному предприятию, в том числе казенному, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 21 декабря 2017 г. N 244н (пункт 4.3.13).

7. По вопросу применения положений Постановления N 2050 в отношении государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), исполнение обязательств по которым софинансируется за счет субсидий (иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 11(3) Постановления N 2050 соглашения о предоставлении субсидий (иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение) из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта) в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих из государственных контрактов, должны содержать обязательства субъекта Российской Федерации о включении в указанные государственные контракты условий об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной работы, а также отдельного этапа исполнения контракта в соответствии с пунктами 11(1) и 11(2) Постановления N 2050.

В этой связи следует учитывать, что условия, предусмотренные пунктами 11(1) и 11(2) Постановления N 2050, подлежат включению только в те государственные контракты, извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд субъектов Российской Федерации размещены в единой информационной системе в сфере закупок или приглашения принять участие в которых направлены после заключения Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов (дополнительных соглашений к таким соглашениям), предусматривающих обязательства субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 11(3) Постановления N 2050.

Указанные положения следует предусмотреть в условиях Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, заключенным в соответствии с:

Типовой формой соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 14 декабря 2018 г. N 269н (пункт 4.3.15);

Типовой формой соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 14 декабря 2018 г. N 270н (пункт 4.3.12).

Постановлением N 2050 аналогичные требования установлены в отношении Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования, возникающих из муниципальных контрактов, в случае если в целях софинансирования указанных расходных обязательств муниципального образования бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

В указанных случаях, в Соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта включается обязательство субъекта Российской Федерации предусмотреть в соглашении о предоставлении соответствующих межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету обязательства муниципального образования, аналогичные вышеуказанным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В этой связи получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при размещении извещений об осуществлении закупок, заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг следует принимать во внимание, что пунктом 4 Положения N 1496 установлено, что увеличиваемые бюджетные ассигнования текущего финансового года на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, в целях софинансирования оплаты обязательств по государственным (муниципальным контрактам), заключенным ими в отчетном финансовом году, не должны превышать объем неисполненной части соответствующих бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в соответствии с условиями указанных контрактов в отчетном финансовом году.

8. По вопросу предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг,

Согласно положениям абзаца первого пункта 15(1) Постановления N 2050 бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" на предоставление в 2021 году из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае отсутствия по состоянию на 1 июля 2021 г. заключенных соглашений о предоставлении указанных субсидий.

Положения абзаца первого указанного пункта не распространяются, в том числе, на субсидии, предоставляемые по результатам проведения конкурса, иного отбора на право получения субсидии, предусматривающего в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок (правила) предоставления субсидии, более одного этапа определения получателя субсидии.

В этой связи отмечаем, что пунктом 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. 1492 (далее - Общие требования, правовой акт), установлено, что в объявлении о проведении отбора на получение субсидии при необходимости указывается информация о возможности проведения нескольких этапов отбора с указанием сроков (порядка) их проведения.

Подпунктом "а" пункта 4 Общих требований установлено, что отбор получателей субсидии может проводиться следующими способами:

запрос предложений - при предоставлении субсидии всем участникам отбора, соответствующим установленным в правовом акте категориям и (или) критериям для таких лиц, исходя из очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе;

конкурс - при определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения им результатов предоставления субсидии.

В этой связи несколько этапов отбора, по мнению Минфина России, могут предусматриваться:

при проведении отбора путем запроса предложений в течение текущего финансового года в случае, если в правовом акте предусмотрена периодичность предоставления и рассмотрения предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе и предельный срок подачи предложений;

при проведении отбора путем конкурса в случае, если оценка предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе, осуществляется в два этапа, на первом из которых определяется состав участников, допущенных к участию во втором этапе отбора, на котором указанные участники представляют предложения (заявки) по критериям, оцениваемым во втором этапе.

А.М.ЛАВРОВ