См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 февраля 2021 г. N 02-09-08/12772

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по вопросам применения федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля сообщает.

1. По вопросу составления Отчета о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за 2020 год (далее соответственно - Отчет, орган контроля) в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1478 (далее - Стандарт N 1478).

В соответствии с пунктом 7 Стандарта N 1478 в строках 010 - 010/2 Отчета отражается объем проверенных средств бюджета и средств, предоставленных из бюджета, в ходе проведенных органом контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля контрольных мероприятий в отчетном периоде, из них:

по средствам федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и средствам, предоставленным из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (строка 010/1);

по средствам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (территориальных государственных внебюджетных фондов) (за исключением средств, предоставленных из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (строка 010/2).

Исходя из содержания показателей Отчета, предусмотренных строками 010 - 010/2, значение строки 010 Отчета должно быть больше или равно значения суммы строк 010/1 и 010/2 Отчета.

В случае, если значение суммы строк 010/1 и 010/2 Отчета не соответствует значению строки 010 Отчета, причины сложившегося расхождения должны быть раскрыты в пояснительной записке к Отчету.

Аналогичный подход применяется при заполнении строк 020/1 и 020/2 Отчета.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Стандарта N 1478 в строках 010 - 010/2 Отчета отражается объем проверенных средств бюджета и средств, предоставленных из бюджета, в ходе проведенных органом контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля контрольных мероприятий в отчетном периоде.

Заполнение указанных строк Отчета должно осуществляться, в том числе, с учетом тем контрольных мероприятий и проверяемого периода (например, объем средств, предусмотренный бюджетной сметой в проверяемом периоде, - при проверке осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения; сумма межбюджетного трансферта - при проверке соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета публично-правового образования бюджету другого публично-правового образования субсидии или субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение и др.).

Обращаем внимание, что в случае если при проверке соблюдения порядка, целей и условий предоставления средств из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) объектами контроля являлись как главные администраторы бюджетных средств, их предоставившие, так и получатели указанных средств, то объем средств, предоставленных (полученных) из бюджета и проверенных в рамках контрольного мероприятия, указывается в Отчете один раз.

2. По вопросам составления пояснительной записки к Отчету.

2.1. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю могут осуществлять органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), а также структурные подразделения финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в случае наделения их соответствующими полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 8 Стандарта N 1478 Отчет представляется с пояснительной запиской, включающей, в том числе, информацию (сведения) об объеме бюджетных средств, затраченных на содержание органа контроля.

Информация (сведения) об объеме бюджетных средств, затраченных на содержание органа контроля, должна отражать сведения о расходах, осуществленных в целях обеспечения выполнения функций по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю.

При этом расчет значения указанного показателя может быть осуществлен органами контроля с применением используемых ими ранее подходов к определению объема бюджетных средств, затраченных на содержание органа контроля, с указанием особенностей их расчета в пояснительной записке к Отчету.

В случае, если полномочия по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля возложены на структурные подразделения финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), то в пояснительной записке указывается информация об объеме бюджетных средств, затраченных непосредственно на содержание структурного подразделения, на которое возложены соответствующие полномочия по контролю, с указанием особенностей расчета указанных бюджетных расходов в пояснительной записке к Отчету.

При раскрытии в пояснительной записке к Отчету состава информации (сведений) о расходах, затраченных на содержание органа контроля, необходимо учитывать затраты, которые относятся на содержание и функционирование деятельности органа контроля (например, заработная плата, командировочные расходы, услуги связи, транспортные расходы и др.).

Кроме того, при расчете объема бюджетных средств, затраченных на содержание органа контроля, могут быть учтены затраты, которые относятся к нескольким структурным подразделениям и распределяются между структурными подразделениями расчетным путем, в случае если невозможно отнести указанные расходы непосредственно к содержанию и функционированию деятельности органа контроля (например, коммунальные услуги, фонд заработной платы административно-управленческого персонала, расходы на текущее содержание помещений и др.). Распределение указанных затрат между структурными подразделениями может осуществляться пропорционально численности работающих сотрудников в указанных подразделениях.

2.2. В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Стандарта N 1478 пояснительная записка к Отчету также должна содержать информацию (сведения) о количестве нарушений, выявленных органом контроля.

Обращаем внимание, что в 2021 году Минфином России планируются к утверждению методические рекомендации (разъяснения) по применению федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе по вопросам формирования отчетности о результатах контрольных мероприятий.

В этой связи, до принятия указанных методических рекомендаций (разъяснений) при отражении в пояснительной записке к Отчету за 2020 год информации (сведений) о количестве нарушений, выявленных органом контроля, могут быть использованы применяемые ранее методики и подходы, описание которых также представляется целесообразным для отражения в пояснительной записке к Отчету.

3. По вопросу представления Отчета и пояснительной записки к нему.

В соответствии с пунктом 10 Стандарта 1478 Отчет и пояснительная записка к нему представляются органом контроля ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, соответственно:

органом контроля субъекта Российской Федерации высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

органом контроля главе местной администрации муниципального образования соответствующего муниципального образования, если иное не установлено муниципальным правовым актом.

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ органы контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При этом положениями Стандарта N 1478 не предусмотрена возможность определения ведомственным правовым актом (стандартом) органа контроля должностного лица, которому представляется Отчет.

Таким образом, нормы, касающиеся представления органом контроля Отчета, могут быть установлены соответствующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами).

4. По вопросу применения форм документов, оформляемых органами контроля при осуществлении ими внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с пунктом 56 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, и пунктом 18 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, формы акта, заключения, представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа контроля устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

В этой связи Минфином России был разработан и утвержден приказ Минфина России от 30.12.2020 N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля". В настоящее время указанный приказ Минфина России проходит процедуру государственной регистрации в Минюсте России.

До вступления в силу указанного приказа Минфина России органы контроля вправе оформлять акты, заключения, представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения по формам, действовавшим до вступления в силу указанных положений федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Просим довести информацию, изложенную в настоящем письме, до сведения соответствующим органам муниципального финансового контроля.

А.М.ЛАВРОВ