См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 октября 2014 г. N 03-07-03/52967

В связи с пунктом 5 раздела IV плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие отрасли информационных технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2602-р, предусматривающим представление в IV квартале 2014 г. доклада в Правительство Российской Федерации о совершенствовании налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в том числе в части налога на добавленную стоимость при реализации программного обеспечения, Минфин России сообщает.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В связи с этим, а также на основании норм статей 1235, 1236, 1238, 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации к операциям, не подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость, относятся в том числе:

- передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров, составленных в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно передача указанных прав на основании как исключительной, так и простой (неисключительной) лицензии;

- передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы.

Указанные операции освобождаются от налогообложения независимо от способа передачи программ для ЭВМ и баз данных. Поэтому если при передаче указанных прав предоставляются материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, а также документация, технические средства защиты и другие принадлежности в упаковочной таре, необходимые для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности, передача таких материальных носителей и принадлежностей освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что их стоимость учтена в стоимости прав, передаваемых по лицензионным (сублицензионным) договорам.

В тоже время при передаче прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам купли-продажи на носителях в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора (упаковочная лицензия), необходимо учитывать, что условием применения освобождения от налогообложения является наличие лицензионного договора на момент передачи прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Статьей 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности заключения лицензионного договора о предоставлении права использования программ для ЭВМ и баз данных. Согласно пункту 3 данной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программ для ЭВМ или баз данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программ или баз данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программ или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

Поскольку на момент приобретения экземпляров программ для ЭВМ или баз данных в товарной упаковке эти программы и базы не используются, то лицензионный договор путем заключения договора присоединения в этот момент еще не заключен. В связи с этим операции по передаче прав при реализации программ для ЭВМ или баз данных в товарной упаковке подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, если на момент реализации лицензионный договор в письменной форме не заключается.

Кроме того, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость работы по созданию результатов интеллектуальной деятельности, выполняемых по договорам подряда.

Порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость при приобретении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности у иностранных лиц установлен статьей 148 Кодекса, согласно которой в целях применения этого налога передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации услуг по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным (сублицензионным) договорам, оказываемых иностранной организацией российской организации, признается территория Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанную норму подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса, при приобретении у иностранной организации прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, в том числе программ для ЭВМ и баз данных, по лицензионным (сублицензионным) договорам российская организация удерживать налог не должна.

В отношении налога на прибыль организаций сообщаем, что в соответствии с пунктом 6 статьи 259 Кодекса организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не начислять амортизацию в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае затраты на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами и списываются единовременно в момент ее ввода в эксплуатацию.

Кроме этого, согласно пункту 1 статьи 284 Кодекса на региональном уровне могут применяться дополнительные меры налогового стимулирования. Так, налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5 процентов.

Также следует отметить, что для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрены возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой "амортизационной премии" (то есть возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенным налоговым преимуществом, оправданным во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

По нематериальным активам, к которым относится исключительное право автора или иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

Введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, чем было фактически осуществлено; при этом утвержден перечень более чем из 120 направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом (абзац 5 пункта 2 статьи 262 Кодекса).

Учитывая изложенное, вопрос налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, по нашему мнению, в достаточной мере урегулирован вышеуказанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

С.Д.ШАТАЛОВ