См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 мая 2015 г. N 02-05-11/27759

В целях обеспечения формирования проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

К правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), применяются изменения в статьи 18, 20, 21, 23 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусмотренные Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ), в части новой структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации (кодов классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) и нового порядка применения классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).

В этой связи Министерством финансов Российской Федерации осуществляется подготовка проекта приказа "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" для обеспечения составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов).

В целях реализации новых положений бюджетного законодательства предполагаются следующие изменения в структуру кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

1. Код классификации операций сектора государственного
управления (КОСГУ)

В соответствии со статьей 19 Кодекса классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, Кодекс нормы по обязательному применению КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не содержит. При этом осуществление группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов реализуется согласно Кодексу путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Статьей 219.1 Кодекса (в редакции Закона N 311-ФЗ) установлено, что в порядке составления и ведения бюджетных росписей может устанавливаться право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств только по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.

При этом статьей 221 Кодекса (в редакции Закона N 311-ФЗ) установлено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по:

- кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;

- а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления.

Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета (бюджетной росписи) по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (ПБС) может быть установлена на уровне бюджетных смет подведомственных ПБС дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ - дополнительно (сверх) к двадцатизначному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов).

Указанная детализация по кодам КОСГУ основывается либо на перечне кодов КОСГУ, установленном Минфином России согласно Указаниям (базовый перечень КОСГУ), либо по расширенному перечню подстатей КОСГУ (дополнительно детализированному перечню операций сектора государственного управления), установленному финансовым органом соответствующего бюджета с учетом общих требований к порядку формирования указанного перечня, установленного согласно статье 23.1 Кодекса Министерством финансов Российской Федерации (далее - детализированный перечень КОСГУ).

В настоящее время в целях обеспечения гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов (СГФ) Минфином России осуществляется уточнение перечня кодов КОСГУ и порядка их применения, а также общие требования к порядку формирования детализированного перечня КОСГУ.

В разрабатываемом в составе проекта Указаний Министерством финансов Российской Федерации проекте общих требований к порядку формирования детализированного перечня КОСГУ предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации единых правил детализации подстатей КОСГУ, устанавливаемых с учетом положений Указаний финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в целях обеспечения сопоставимости показателей расходов в рамках консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации будет иметь возможность устанавливать с учетом общих требований Министерства финансов Российской Федерации обязательную к применению всеми бюджетами, входящими в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации необходимую дополнительную детализацию КОСГУ и (или) правила установления финансовыми органами муниципальных образований минимальной детализации подстатей КОСГУ.

Согласно статье 267.1 Кодекса под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 269.1 Кодекса к полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств.

В связи с изменениями порядка применения КОСГУ Министерством финансов Российской Федерации вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов Минфина России, в том числе обеспечивающих порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджетов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с которым органы Федерального казначейства при проведении санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов будут осуществлять контроль, начиная с 2016 года, по коду вида расходов. Санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета также будет осуществляться по коду вида источников финансирования дефицита бюджета.

2. Код классификации доходов бюджетов

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривает следующие составные части:

код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды);

код вида доходов бюджетов (4 - 13 разряды);

код подвида доходов бюджетов (14 - 20 разряды).

Структура кода классификации доходов бюджетов
Код главного администратора доходов бюджета
Код вида доходов бюджетов (10 разрядов)
Код подвида доходов бюджетов (7 разрядов)
группа доходов
подгруппа доходов
статья доходов
подстатья доходов
элемент доходов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Статьей 20 Кодекса (в редакции Закона N 311-ФЗ) установлено, что код подвида доходов применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов.

Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования) с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации (далее - Общие требования к подвидам доходов).

В целях обеспечения сопоставимости показателей хода исполнения бюджетов на уровне консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также снижения административной нагрузки для плательщиков доходов в бюджеты в разрабатываемом в составе проекта Указаний Министерством финансов Российской Федерации проекте Общих требований к подвидам доходов предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации единых правил детализации подвидов доходов, устанавливаемых с учетом положений Указаний финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Проект Общих требований к подвидам доходов предусматривает обязательную детализацию доходов по их экономическому содержанию на 18 - 20 разрядах кода доходов бюджетов (5 - 7 разряды кода подвида доходов бюджетов). Например: 0000 110 - налоговые доходы; 0000 120 - доходы от собственности; 0000 130 - доходы от оказания платных услуг; 0000 140 - суммы принудительного изъятия и т.д.) (далее - экономическая классификация доходов (ЭКД)).

При этом, на 7 разряде подвида доходов (3 разряде ЭКД), свободном от обязательной детализации, финансовый орган субъекта Российской Федерации будет иметь возможность устанавливать с учетом Указаний обязательную к применению всеми бюджетами, входящими в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации необходимую дополнительную детализацию ЭКД (например, 180 "Прочие доходы" может быть детализировано 181 "Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных), негосударственных организаций"; 182 "Гранты и иные целевые безвозмездные поступления", 183 "Иные безвозмездные поступления", 189 "Иные прочие доходы" и т.д.).

В свою очередь, финансовый орган муниципального образования формирует перечень подвидов доходов, включая ЭКД, с учетом Общих требований Министерства финансов Российской Федерации и требований к необходимой детализации ЭКД в рамках соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Код классификации источников финансирования
дефицитов бюджетов

Структура двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные части:

1) код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (1 - 3 разряды);

2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицитов бюджетов (4 - 20 разряды).

Структура кода классификации источников финансирования дефицита бюджета
Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета
Код группы источников финансирования дефицитов бюджетов
Код подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов
Код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов
Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов
Подстатья
Элемент
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Статьей 23 Кодекса (в редакции Закона N 311-ФЗ) установлено, что перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования) с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов, утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации (далее - Общие требования к источникам финансирования).

В целях обеспечения сопоставимости показателей хода исполнения бюджетов на уровне консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в разрабатываемом в составе проекта Указаний Министерством финансов Российской Федерации проекте Общих требований к источникам финансирования дефицитов бюджетов предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации единых правил детализации видов источников финансирования дефицитов бюджетов, устанавливаемых с учетом положений Указаний финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Проект Общих требований к источникам финансирования предусматривает обязательную детализацию видов источников финансирования дефицитов бюджетов по их экономическому содержанию на 18 - 20 разрядах кода источников финансирования дефицитов бюджетов (5 - 7 разряды кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов). Например: 0000 171 - Доходы от курсовых переоценок финансовых активов; 0000 510 - Поступление на счета бюджетов; 0000 520 - Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; 0000 530 - Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале и т.д.) (далее - код экономического содержания поступлений (выбытий) источников финансирования дефицитов бюджетов (ЭКИ)).

При этом, на 7 разряде вида источников финансирования дефицитов бюджетов (3 разряде ЭКИ), свободном от обязательной детализации, финансовый орган субъекта Российской Федерации будет иметь возможность устанавливать с учетом Указаний обязательную к применению всеми бюджетами, входящими в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации необходимую дополнительную детализацию ЭКИ (например, 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" может быть детализировано 531 "Увеличение стоимости акций"; 532 "Увеличение стоимости иных форм участия в капитале, кроме акций" и т.д.).

Финансовый орган муниципального образования формирует перечень видов источников финансирования дефицита бюджета, включающим ЭКИ, с учетом общих требований Министерства финансов Российской Федерации и требований к необходимой детализации ЭКИ в рамках соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Код классификации расходов бюджетов

Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные части:

код главного распорядителя бюджетных средств (1 - 3 разряды);

код раздела (4 - 5 разряды);

код подраздела (6 - 7 разряды);

код целевой статьи (8 - 17 разряды);

код вида расходов (18 - 20 разряды).

Структура кода классификации расходов бюджетов
Код главного распорядителя бюджетных средств
Код раздела
Код подраздела
Код целевой статьи (разряды 8 - 17)
Код вида расходов
Программная статья
Направление расходов
группа
подгруппа
элемент
1
2
3
4
5
6
7
8 - 12
13 - 17
18
19
20

Код целевой статьи расходов (далее - код ЦСР) бюджетов состоит из десяти разрядов (8 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

Структура кода ЦСР соответствующего бюджета устанавливается с учетом положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации и включает:

код программной (непрограммной) статьи (8 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов);

код направления расходов (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

Коды целевых статей расходов соответствующего бюджета устанавливаются соответственно:

для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - Министерством финансов Российской Федерации;

для бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации;

для местного бюджета - финансовым органом муниципального образования.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает единую структуру программной части кода ЦСР (8 - 12 разряды кода расходов бюджетов) для отражения направления бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ и непрограммных направлений деятельности государственных органов субъекта Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета.

В случае принятия субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) решения о составлении проекта решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) в структуре муниципальных программ финансовый орган муниципального образования утверждает единую структуру программной части (8 - 12 разряды кода целевой статьи) кода ЦСР для отражения направления бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления (муниципальных органов), наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета.

Коды направлений расходов бюджета, содержащие в 13 - 17 разрядах кода значения 30010 - 39990 и 50010 - 59990, используются для отражения расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, если иное не установлено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации.

В установленных случаях указанные коды могут быть использованы в бюджете субъекта Российской Федерации, муниципальном бюджете при установлении детализации кода на последнем разряде.

В целях обеспечения принципа прозрачности (открытости) (статья 36 Кодекса) в части обеспечения стабильности и преемственности бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечения сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода), Министерством финансов Российской Федерации будут сохранены коды направлений расходов, бюджетные ассигнования по которым будут предусматриваться в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, с целью предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), путем сохранения первых четырех знаков в направлении расходов - идентичных коду направления расходов, применяемому в текущем году. Пятый знак направления расходов будет составлять "0".

При этом, общими требованиями порядка применения направлений расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), являются следующие.

1. В части отражения расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий из федерального бюджета:

- расходы бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемые за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, отражаются по соответствующему направлению расходов, по которому отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидии. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации, на софинансирование которых предусмотрены субсидии из федерального бюджета, в том числе расходы на предоставление субсидий муниципальным образованиям на указанные цели, могут быть отражены по направлению расходов, аналогичному направлению расходов, по которому отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидии, с детализацией пятого разряда направления расходов (17 разряд кода расходов бюджетов) значением "2";

- расходы бюджета муниципального образования, осуществляемые за счет субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, отражаются по соответствующему направлению расходов, по которому отражены расходы федерального бюджета на предоставление субсидии. Расходы бюджета муниципального образования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, на софинансирование которых предусмотрены субсидии из федерального бюджета, отражаются по соответствующему направлению расходов, по которому отражены расходы бюджета субъекта Российской Федерации. В свою очередь расходы бюджета муниципального образования, на софинансирование которых предусмотрены субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации (федерального бюджета), могут быть отражены по направлению расходов, аналогичному направлению расходов, по которому отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидии, с детализацией пятого разряда направления расходов (17 разряд кода расходов бюджетов) значениями:

"3" - для бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

"4" - для бюджета городского округа;

"5" - для бюджета муниципального района;

"6" - для бюджета сельского поселения;

"7" - для бюджета городского округа с внутригородским делением;

"8" - для бюджета внутригородского района;

"9" - для бюджета городского поселения.

Аналогичные положения применимы для отражения расходов за счет субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом новые положения Указаний, изложенные выше, позволят обеспечить субъектам Российской Федерации раскрытие в консолидированной бюджетной отчетности субъекта Российской Федерации данные об уровне софинансирования расходов без составления сопоставительных таблиц целевых статей расходов, прилагаемых к бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета.

Например, законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусмотрено предоставление субсидий на мероприятия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций по целевой статье расходов XX X ХХ50850. В этом случае, расходы бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемые за счет указанной субсидии, отражаются по целевой статье расходов YYYYY50850. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации, на софинансирование которых предусмотрены указанные субсидии из федерального бюджета, в том числе расходы на предоставление субсидий муниципальным образованиям на указанные цели, могут быть отражены по коду целевой статьи расходов YYYYY50852.

Расходы бюджета городского округа, осуществляемые за счет указанной субсидии, предоставляемой из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой является субсидия из федерального бюджета, отражаются по коду целевой статьи расходов ZZZZZ50850. Расходы бюджета городского округа, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, на софинансирование которой предусмотрены указанные субсидии из федерального бюджета, отражаются по коду целевой статьи расходов ZZZZZ50852. Расходы бюджета городского округа, на софинансирование которых предусмотрены субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации (федерального бюджета), могут быть отражены по коду целевой статьи расходов ZZZZZ50854.

2. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), производимые за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, отражаются по коду целевой статьи расходов, включающему направление расходов, аналогичное направлению расходов, по которому отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субвенций. При этом финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вправе осуществить необходимую детализацию пятого разряда направления расходов (17 разряд кода расходов бюджетов) на исполнение соответствующих полномочий Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция.

Так, например, в рамках пятого разряда направления расходов на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) могут быть детализированы выплаты по публичным нормативным обязательствам, публичным обязательствам или другим расходным обязательствам.

3. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), производимые за счет иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета, отражаются по коду целевой статьи расходов, включающему направление расходов, аналогичное направлению расходов, по которому отражаются расходы федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов. При этом финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вправе осуществить необходимую детализацию пятого разряда направления расходов (17 разряд кода расходов бюджетов) по направлениям расходов в рамках целевого назначения предоставленных иных межбюджетных трансфертов.

А.М.ЛАВРОВ