См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 октября 2019 г. N 02-02-06/78293

Министерство финансов Российской Федерации в рамках анализа результатов мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, а также в связи с поступающими обращениями федеральных государственных органов, осуществляющих бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, по вопросу расчета оценки качества управления доходами бюджета и формирования прогноза поступления доходов в федеральный бюджет на очередной финансовый год и на плановый период, а также представления указанными органами сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, сообщает следующее.

Показатели качества управления доходами бюджета, направленные на оценку качества прогноза и исполнения федерального бюджета по доходам, установлены Приложением N 3 к Положению о формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2017 N 264н.

Ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период утверждается перечень главных администраторов доходов федерального бюджета.

Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета в разрезе кодов доходов федерального бюджета, закрепленных за главными администраторами доходов федерального бюджета, а также перечень иных доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляется главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции, утвержден Приложением N 6 к Федеральному закону от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

В соответствии с пунктом 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный администратор доходов бюджета обладает, в том числе, следующими бюджетными полномочиями:

представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящихся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 (далее - постановление N 995).

Согласно подпункту "б" пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением N 995, федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируют и представляют в финансовый орган, в том числе, следующие документы:

прогноз поступления доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

обоснования прогноза поступления доходов федерального бюджета, формы и порядок формирования и представления которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 574 (далее - Общие требования, постановление N 574).

Согласно пункту 3 постановления N 574, федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами, Центральному банку Российской Федерации и государственным корпорациям, осуществляющим бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, рекомендовано разработать и утвердить методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления в силу указанного постановления.

Принимая во внимание, что бюджетные полномочия главного администратора доходов по обязательному утверждению указанной методики регламентированы нормами статьи 160.1 БК РФ, полагаем возможным отметить, что пунктом 3 постановления N 574 установлен рекомендованный срок разработки и утверждения методики прогнозирования поступлений доходов бюджетов бюджетной системы.

При этом в целях исключения возможных разночтений в трактовании норм бюджетного законодательства Минфином России прорабатывается вопрос о внесении изменения в постановление N 574, в рамках которого предполагается замена понятия "федеральные государственные органы" на "главные администраторы доходов федерального бюджета".

Кроме того, в целях повышения качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, следует отметить необходимость разработки и утверждения главными администраторами доходов федерального бюджета методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы, а также своевременное осуществление расчета прогнозируемого объема по всем видам доходов, в том числе доходов от предоставления имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду, доходов от оказания платных услуг, доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискаций и компенсаций, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного публично-правовому образованию, и иных сумм принудительного изъятия (платежей).

При этом прогнозирование всех видов доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляется главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции, осуществляется согласно Общим требованиям, предусматривающим использование конкретного метода расчета для отдельных видов доходов (пункты 6 и 7 Общих требований) и любого из перечисленных в подпункте "в" пункта 3 методов для всех остальных видов доходов.

А.М.ЛАВРОВ