См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 мая 2023 г. N 27-05-13/42153
Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел письмо, поступившее из Минпромторга России, о праве организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания (далее - лицензиат) осуществлять закупку и учет алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 объема готовой продукции в целях ее реализации в составе готовых алкогольных коктейлей с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции, а также о праве поставщика крепкой алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта более 16,5 процента объема готовой продукции) отказать лицензиату в закупке такой продукции и сообщает.
О праве лицензиата осуществлять закупку и учет алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процента объема готовой продукции в целях ее реализации в составе готовых алкогольных коктейлей с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.
Подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ установлено, что не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 Закона N 171-ФЗ, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
Таким образом, организация, осуществляющая деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания, может осуществлять закупку и хранение алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процента готовой продукции для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции.
При этом следует учитывать, что пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет оборота алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Следовательно, организация, осуществляющая деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, может закупать с целью дальнейшей розничной продажи при оказании услуг общественного питания алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции.
Об учете лицензиатом объема закупок алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процента объема готовой продукции
В соответствии с положениями абзаца восьмого, шестнадцатого пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот (закупку) алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема оборота (закупки) такой продукции. При этом программно-аппаратные средства указанных организаций должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции (далее - ЕГАИС), а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции в ЕГАИС.
Оборот алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС информации о таком обороте запрещен (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Исключений для организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента, в части отсутствия обязанности осуществлять фиксацию сведений в ЕГАИС об объемах закупки алкогольной продукции, в том числе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процента объема готовой продукции в целях использования ее в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, не установлено.
О праве поставщика отказать в закупке алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процента объема готовой продукции лицензиату
Юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее - ГК РФ).
Таким образом, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет способы и порядок осуществления предпринимательской деятельности, в том числе порядок взаимодействия с контрагентами исходя из специфики осуществляемой предпринимательской деятельности.
Настоящее письмо носит информационно-разъяснительный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц и не может применяться в качестве обязывающих предписаний.
Директор Департамента
Н.А.ЗОЛКИН