См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 февраля 2016 г. N 03-05-06-01/6981

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о налогообложении имущества физических лиц, сообщается следующее.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.

Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.

Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.

Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленные налоги в отношении этого имущества.

В целях снижения налоговой нагрузки в связи с переходом к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие меры:

1) в отношении объектов жилого назначения предусмотрены налоговые вычеты. Например, в отношении квартиры предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома - 50 квадратных метров;

2) для тех категорий граждан, которые были освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действовавшим до 1 января 2015 года, предусмотрены налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении одного из объектов капитального строительства (например, на квартиру) по выбору налогоплательщика;

3) в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков после введения налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости предусмотрены временные понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении налога.

Кроме того, широкие полномочия по установлению налога предоставлены субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований.

Так, статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение действовавшего ранее порядка).

По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, могут быть увеличены размеры налоговых вычетов и установлены дополнительные налоговые льготы.

Таким образом, вопросы, касающиеся введения налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования, установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот, относятся к компетенции соответствующих органов местного самоуправления.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ