См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 июня 2017 г. N 24-03-08/36084

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минфин России, рассмотрев обращение по вопросам о разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает.

1. По вопросу о возможности установления дополнительного требования к участнику закупки о наличии договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей среде при проведении ими работ, оказании услуг по государственному контракту, а также о возможности включения соответствующего условия в проект контракта и установлении обязанности победителя закупки согласовать с заказчиком условия соответствующего договора страхования, в том числе страховую компанию, выгодоприобретателя, объект страхования, страховые суммы и порядок их выплаты, Минфин России сообщает следующее.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное страхование - страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.

Пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Статьей 34 Закона о контрактной системе установлены общие требования к содержанию государственного (муниципального) контракта.

При этом содержание контракта, заключаемого по результатам осуществления закупки, должно в том числе соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 490 Гражданского кодекса Российской Федерации договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар.

Кроме того, частью 1 статьи 742 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.

Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.

Таким образом, заказчик вправе установить в проекте контракта требование к исполнителю об обязательном заключении им договора страхования в случае, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходимо наличие соответствующего договора страхования в силу положений законодательства Российской Федерации. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требования к участникам закупки о наличии соответствующего договора страхования на этапе подачи заявок и предоставления его в составе заявки.

2. По вопросу о возможности заключения гражданско-правового договора с физическим лицом на оказание услуг, связанных с осуществлением закупочной деятельности и получением для него электронной подписи со всеми правами для работы в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), на торговых площадках, кроме прав на заключение контракта, Минфин России сообщает следующее.

Законом о контрактной системе установлены функции и полномочия заказчика при осуществлении закупок.

Соответствующие функции и полномочия от имени заказчика осуществляются должностными лицами, действующими на основании внутренних организационно-распорядительных документов заказчика.

Вместе с тем в Законе о контрактной системе отсутствует определение понятия "должностное лицо".

Таким образом, заказчик самостоятельно осуществляет распределение функций и полномочий, определяет должностные обязанности и персональную ответственность должностных лиц.

3. По вопросам о возможности включения в состав контрактной службы работника по гражданско-правовому договору со всеми правами для работы в ЕИС, за исключением прав на заключение контракта, о возможности найма контрактного управляющего на основании гражданско-правового договора, а также о возможности проведения конкурентной процедуры на оказание услуг контрактного управляющего, оказание услуг в качестве работников контрактной службы, Минфин России сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о контрактной системе заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы.

Частью 2 статьи 38 Закона о контрактной системе установлено, что в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба, контрактный управляющий обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.

Согласно части 3 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании Типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" (далее - Положение, Приказ N 631) контрактная служба создается одним из следующих способов: путем создания отдельного структурного подразделения или путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Согласно пункту 6 Положения контрактная служба создается путем создания отдельного структурного подразделения или утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Таким образом, Законом о контрактной системе, Приказом N 631 не предусмотрена возможность проведения конкурентной процедуры на оказание услуг контрактного управляющего, оказание услуг в качестве работников контрактной службы.

В соответствии с подпунктом "ч" пункта 2 пункта 13 Положения контрактная служба осуществляет функции и полномочия при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе обеспечивает заключение контрактов.

Вместе с тем пунктом 10 Положения установлено, что руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные настоящим Положением функциональные обязанности между указанными работниками.

Таким образом, недопустимо возлагать функции сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком. При этом конкретные полномочия сотрудников контрактной службы распределяются руководителем контрактной службы.

4. По вопросу о возможности выведения непрофильного (обеспечивающего) направления учреждения на аутсорсинг в части осуществления закупок и об ответственности сторон Минфин России сообщает следующее.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации под аутсорсингом понимается договор возмездного оказания услуг, где исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Частью 1 статьи 40 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

Минфин России обращает внимание, что согласно части 2 статьи 40 Закона о контрактной системе выбор специализированной организации осуществляется заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Статьей 40 Закона о контрактной системе установлен порядок привлечения специализированной организации, ее функции и полномочия.

Согласно части 3 статьи 40 Закона о контрактной системе специализированная организация осуществляет указанные в части 1 статьи 40 Закона о контрактной системе функции от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 40 Закона о контрактной системе заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных в части 1 статьи 40 Закона о контрактной системе функций от имени заказчика.

На основании изложенного положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность привлечения специализированной организации на основе контракта для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). Привлечение такой организации осуществляется в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика.

А.М.ЛАВРОВ