См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 мая 2024 г. N 02-15-08/43009

Департамент бюджетной методологии Минфина России направляет для использования в работе рекомендации по проведению инвентаризации региональных перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг и работ и уточнению нормативных правовых актов, устанавливающих порядки формирования, ведения и утверждения указанных перечней.

Директор Департамента
бюджетной методологии
С.В.РОМАНОВ

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПЕРЕЧНЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ И РАБОТ
И УТОЧНЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ
ПОРЯДКИ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
УКАЗАННЫХ ПЕРЕЧНЕЙ

Настоящие рекомендации разработаны в целях актуализации субъектами Российской Федерации региональных перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ (далее - региональные перечни) в соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также уточнения нормативных правовых актов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок формирования, ведения и утверждения указанных перечней.

I. Общие положения

При проведении инвентаризации регионального перечня необходимо учитывать положения пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:

1. Региональные перечни содержат:

а) государственные и муниципальные услуги, оказываемые физическим лицам (при условии, что такие услуги не включены в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийские перечни);

б) государственные и муниципальные услуги, оказываемые юридическим лицам;

в) работы.

2. В региональный перечень могут быть включены государственные (муниципальные) услуги и работы, оказание и выполнение которых предусмотрено исключительно нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами).

II. Направления проведения инвентаризации
региональных перечней

1. Выявление случаев дублирования государственных (муниципальных) услуг, содержащихся в общероссийских перечнях

А) Анализ информации в части государственных (муниципальных) услуг регионального перечня

Выявление случаев дублирования государственных (муниципальных) услуг регионального перечня с государственными (муниципальными) услугами, содержащимися в общероссийских перечнях, рекомендуется осуществлять путем сопоставления их наименований.

Кроме того, следует провести работу по сравнению кодов ОКВЭД и ОКПД (в целях выявления реестровых записей регионального перечня, коды по указанным классификаторам которых будут совпадать по двум первым или более разрядам с соответствующими кодами реестровых записей, содержащихся в общероссийских перечнях).

В случае выявления реестровой записи в региональном перечне, по которой отмечается дублирование значительного количества разрядов по ОКВЭД или ОКПД (более четырех), дополнительно рекомендуется провести анализ информации о потребителях такой услуги (содержащейся в региональном перечне, а также в государственном (муниципальном) задании) <1>.

--------------------------------

<1> Например, на основании информации, содержащейся в государственном (муниципальном) задании относительно порядка оказания государственной (муниципальной) услуги (является обязательной информацией, исходя из требований пункта 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), установить правовые акты, регламентирующие указанный порядок, в том числе конкретный перечень потенциальных потребителей соответствующей услуги.

С учетом полученных результатов, рекомендуется сделать вывод о дублировании государственной (муниципальной) услуги, содержащейся в общероссийском перечне в случае, если по реестровой записи регионального перечня отмечается дублирование значительного количества разрядов по ОКВЭД или ОКПД (более четырех) с реестровой записью общероссийского перечня и при этом потребителями такой реестровой записи регионального перечня также являются физические лица (независимо от того, совпадает ли наименование такой реестровой записи регионального перечня с наименованием реестровой записи общероссийского перечня).

Дублирование информации в части категории потребителей, когда потребителем услуги является юридическое лицо, не является фактом дублирования государственной (муниципальной) услуги, поскольку в общероссийских перечнях не могут содержаться услуги, оказание которых будет осуществляться в отношении юридических лиц.

Б) Анализ информации в части работ регионального перечня

Проведение анализа на предмет выявления случаев дублирования услуг общероссийских перечней также рекомендуется провести в отношении работ, включенных в региональные перечни (аналогично вышеуказанной инструкции по анализу информации в части государственных (муниципальных) услуг регионального перечня.

При выявлении в ходе указанного анализа работ, которые имеют полное (или практически полное) совпадение по наименованию и (или) разрядам кодов ОКВЭД и ОКПД с наименованиями и (или) разрядами государственных (муниципальных) услуг, содержащимся в общероссийском перечне по аналогичной сфере деятельности, дополнительно необходимо определить результат выполнения таких работ.

Так, если результатом выполнения работы регионального перечня является проведение какого-либо мероприятия с объемным показателем, установленным государственным (муниципальным) заданием, - "численность физических лиц", принявших участие в образовательном процессе, культурном или спортивном мероприятиях, а не количество проведенных мероприятий, - рекомендуется сделать вывод, что такая работа регионального перечня дублирует государственную (муниципальную) услугу общероссийского перечня.

2. Дополнительные особенности порядка формирования, ведения и утверждения регионального перечня субъекта Российской Федерации (далее - Порядок ведения регионального перечня)

При наличии в Порядке ведения регионального перечня дополнительных особенностей (например, в части состава информации или нормативных правовых актов), инвентаризацию регионального перечня рекомендуется проводить с учетом таких особенностей.

К таким особенностям можно отнести норму о запрете включения в региональный перечень государственных (муниципальных) услуг и работ в случае, если оказание и выполнение таких услуг и работ будет осуществляться исключительно в целях обеспечения деятельности органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждений (далее - учредитель) (например, содержание имущества учредителя, автотранспортное обслуживание должностных лиц - работников учредителя, материально-техническое обеспечение проведения мероприятий для нужд или по отдельному "техническому" заданию учредителя и иные подобные услуги и работы).

При выявлении по результатам инвентаризации регионального перечня государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых исключительно в интересах учредителя и отсутствии соответствующей нормы в Порядке ведения региональных перечней, рекомендуется:

- обеспечить внесение изменений в Порядок ведения регионального перечня (в целях запрета включения в него услуг и работ, оказываемых исключительно в интересах учредителя, а также закрепления за финансовым органом субъекта Российской Федерации компетенции по приостановке действия реестровых записей, не соответствующих требованиям Порядка ведения регионального перечня);

- приостановить использование таких услуг и работ для формирования государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год и плановый период.

3. Нормативные правовые акты (муниципальные) акты, устанавливающие основания для оказания (государственной) муниципальной услуги или выполнения работы

В процессе инвентаризации регионального перечня рекомендуется проанализировать положения правовых актов, устанавливающих основания для оказания государственных (муниципальных) услуг или выполнения работ - правовые основания для включения данных услуг и работ в региональный перечень (далее - правовые основания).

Указанный анализ должен проводится в том числе с учетом установленных в отношении указанных правовых оснований норм Порядка ведения регионального перечня (пример различия в нормах правовых оснований приведен в таблице 1).

Таблица 1 - Пример различия в нормах правовых оснований

Норма из Порядка ведения регионального перечня субъекта "А"
Норма из Порядка ведения регионального перечня субъекта "Б"
Региональный перечень формируется исполнительными органами государственной власти субъекта "А", исходя из положений соответственно нормативных правовых актов субъекта "А" и муниципальных правовых актов муниципальных образований субъекта "А", регулирующих порядки оказания государственных и муниципальных услуг юридическим (физическим) лицам и выполнения работ государственными учреждениями и муниципальными учреждениями.
В региональный перечень включаются услуги и работы, оказание и выполнение которых предусмотрено законами субъекта "Б", нормативными правовыми актами субъекта "Б" и муниципальными правовыми актами муниципальных образований субъекта "Б".

Как следует из приведенных в Таблице 1 примеров, для включения в региональный перечень субъекта "А" государственных (муниципальных) услуг и работ требуется наличие положений правовых актов, регулирующих порядки оказания государственных и муниципальных услуг юридическим (физическим) лицам и выполнения работ конкретно государственными (муниципальными) учреждениями.

Вместе с тем для включения в региональный перечень субъекта "Б" государственных (муниципальных) услуг и работ достаточно общих положений правовых актов. В данном случае, например, полномочие органа государственной власти (органа местного самоуправления) может рассматриваться как оказание государственной (муниципальной) услуги или выполнение работы.

Подобное регулирование (по примеру субъекта "Б") противоречит законодательству Российской Федерации, поскольку бюджетные и автономные учреждения не создаются для "прямой" реализации полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и, соответственно, формирование государственного (муниципального) задания, предусматривающего такие услуги или работы, фактически является неправомерным.

4. Анализ региональных перечней на предмет наличия в них услуг, оказываемые в рамках Закона N 210-ФЗ <2>

--------------------------------

<2> Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Закон N 210-ФЗ регулирует вопросы предоставления государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных другим публично-правовым образованием полномочий (выдача разрешений на проведение строительных работ, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества и т.д.) в соответствии с административными регламентами, которые, как правило, утверждаются приказом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления).

На основании положений административного регламента услугу по Закону N 210-ФЗ предоставляет орган государственной власти (орган местного самоуправления). При этом мероприятия, осуществляемые бюджетными или автономными учреждениями для предоставления указанными органами власти такой услуги, являются обеспечивающими и не выступают самостоятельной государственной (муниципальной) услугой (работой), оказываемой учреждением.

При наличии в региональном перечне соответствующих государственных (муниципальных) услуг или работ (в том числе в случае указания в качестве правового основания положений административного регламента), рекомендуется исключить такие услуги или работы из регионального перечня.

5. Анализ состава информации, подлежащей включению в региональный перечень

В целях принятия решения о целесообразности включения (корректности) информации, подлежащей включению в региональный перечень, рекомендуется использовать приведенное в таблице 2 описание каждой из видов информации (на примере состава информации, подлежащей включению в федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские перечни, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - федеральные перечни), в соответствии с Правилами N 1043 <3>.

--------------------------------

<3> Правила формирования, ведения и утверждения федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1043.

Таблица 2 - Описание состава информации, подлежащей
включению в федеральные перечни в соответствии с Правилами
N 1043

N п/п
Информация, включаемая в федеральные перечни по услугам (работа)
Описание включаемой информации
1
Наименование государственной услуги или работы
Указывается, исходя из формулировок, содержащихся в акте, являющемся основанием для оказания услуги (выполнения работ) федеральными государственными учреждениями, указанном федеральным органом исполнительной власти (далее - акт-основание).
2
Коды ОКВЭД, соответствующие государственной услуге или работе
Указываются коды и наименования позиций ОКВЭД, соответствующие наименованию государственной услуги или работы, в разрезе значений характеристик государственной услуги или работы, описывающих содержание государственной услуги или работы и условия (формы) оказания государственной услуги или выполнения работы.
3
Бесплатность или платность государственной услуги или работы
Указывается путем выбора из имеющихся значений: государственная услуга или работа бесплатная или платная соответственно (в зависимости от отсутствия либо наличия положений нормативных правовых актов, устанавливающих право взимания платы с потребителя за оказание государственной услуги или выполнение работы в рамках государственного задания).
4
Наименование показателей, характеризующих содержание государственной услуги (при установлении таких показателей соответствующими федеральными органами исполнительной власти), или показателей, характеризующих содержание работы
Указывается, исходя из формулировок, содержащихся в акте-основании. Здесь следует учитывать два основных момента:
- показатель, определяющий содержание, является обязательной характеристикой работы, и (при необходимости) возможной (но необязательной) характеристикой для государственной услуги;
- при проектировке данного показателя по соответствующей работе его наименование не может дублировать наименование самой работы (исходя из информации по строке 1 данной таблицы), поскольку введение данного показателя при проектировке работы федерального перечня предполагает конкретизацию процесса выполнения работ (например, наименование работы - "Проведение научного исследования", наименование показателя, характеризующего содержание работы, - "Фундаментальное научное исследование").
5
Наименование показателей, характеризующих условия (формы) оказания государственной услуги или выполнения работы (при установлении таких показателей соответствующими федеральными органами исполнительной власти)
Указывается при необходимости дополнительной детализации оказания государственной услуги или выполнения работы по решению федерального органа исполнительной власти, ответственного за формирование федерального перечня (например, наименование работы - "Проведение научного исследования"; наименование показателя, характеризующего содержание работы, - "Фундаментальное научное исследование"; наименования показателя, характеризующего условия (формы) выполнения работы, - "001 1.1.1. Общая математика".
6
Тип (типы) государственного учреждения (бюджетное, автономное, казенное), которое вправе оказывать государственную услугу (выполнять работу)
Указывается путем выбора из имеющихся значений (казенное, бюджетное, автономное) в целях установления возможного ограничения на использование соответствующей государственной услуги или работы федерального перечня учреждениями, чьи типы отличаются от установленных в соответствии с положениями актов-оснований (например, в соответствии с положением пункта 9 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации "мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства...").
7
Категории потребителей государственной услуги или работы
Указываются исходя из практической составляющей процесса оказания государственной услуг или выполнения работы, с учетом установленных Правилами N 1043 требований: для государственных услуг федерального перечня не допускается указание категории потребителей "физические лица", а также любых соответствующих производных категорий.
8
Категория государственных учреждений, которые вправе оказывать государственную услугу (выполнять работу) (при установлении соответствующей категории в акте, являющемся основанием для формирования федерального перечня и (или) внесения в него изменений), или наименование государственного учреждения, которое вправе оказывать государственную услугу (выполнять работу) (при установлении соответствующего наименования в акте, являющемся основанием для формирования федерального перечня и (или) внесения в него изменений)
Указывается в целях установления ограничения на использование государственной услуги или работы конкретным федеральным государственным учреждением, которое установлено в соответствии с положениями актов-оснований (например, пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ установлено: "На Межотраслевой научно-исследовательский институт "Интеграл" возлагаются комплектование, регистрация, ведение государственного библиографического учета, обеспечение сохранности и использования обязательного федерального экземпляра программ для электронных вычислительных машин и баз данных").
9
Наименования показателей, характеризующих качество (при установлении показателей, характеризующих качество, соответствующими федеральными органами исполнительной власти) и объем государственной услуги (работы), а также единицы их измерения
Показатели, характеризующие объем государственной услуги или работы (в отличие от показателей, характеризующих качество государственной услуг или работ), являются обязательными для установления, поскольку используются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания (при этом возможны случаи установления нескольких показателей, характеризующих объем, в целях возможного применения различными федеральными органами исполнительной власти (с учетом практической составляющей) при расчете объема субсидии).
10
Реквизиты (с указанием статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) актов, являющихся основанием для формирования федерального перечня и (или) внесения в него изменений
Указываются в целях обеспечения гармонизации общей информации, устанавливаемой исходя из положений актов-оснований, а также соответствующего подтверждения правомерности указания отдельных показателей в составе информации по государственной услуге или работе.

Для целей анализа полноты состава информации, содержащейся в региональном перечне, также рекомендуется дополнительно использовать сравнительную (сопоставительную) таблицу на примере Порядка N 217н <3> и Порядка ведения регионального перечня по конкретному субъекту Российской Федерации (таблица 3).

--------------------------------

<3> Приказ Минфина России от 05.12.2017 N 217н "О Порядке опубликования на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" региональных перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг и работ".

Таблица 3 - Сопоставление информации по Порядку N 217н
и Порядку ведения регионального перечня

Информация, размещаемая в соответствии с Порядком N 217н
Наличие (отсутствие) информации в Порядке ведения регионального перечня
Реквизиты регионального перечня (изменений, которые вносятся в региональный перечень; новой редакции регионального перечня), а также дата признания утратившим силу регионального перечня (изменений, которые вносятся в региональный перечень; новой редакции регионального перечня), реквизиты документа, признающего утратившим силу региональный перечень (изменения, которые вносятся в региональный перечень; новую редакцию регионального перечня)
Указываются соответствующие реквизиты (форма акта, которым утвержден региональный перечень (приказ, постановление, иное), дата утверждения (внесения изменений))
Наименование государственной (муниципальной) услуги или работы и номер государственной (муниципальной) услуги или работы в региональном перечне (в изменениях, которые вносятся в региональный перечень; новой редакции регионального перечня) (при наличии))
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Коды ОКВЭД, соответствующие государственной (муниципальной) услуге или работе
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Бесплатность или платность государственной (муниципальной) услуги или работы
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Содержание государственной (муниципальной) услуги или работы
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Условия (формы) оказания государственной (муниципальной) услуги или выполнения работы
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Тип (типы) государственного (муниципального) учреждения (бюджетное, автономное, казенное), которое вправе оказывать государственную (муниципальную) услугу или выполнять работу
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Указание на публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами относится оказание государственной (муниципальной) услуги или выполнение работы
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Категории потребителей государственной (муниципальной) услуги или работы
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Наименование показателей, характеризующих качество и объем государственной (муниципальной) услуги или выполнения работы (при наличии)
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Реквизиты (с указанием статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, являющихся основанием для формирования регионального перечня и (или) внесения в него изменений
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Дата вступления в силу (дата признания утратившей силу (при наличии)) информации о государственной (муниципальной) услуге или работе
Указывается наличие (отсутствие) аналогичного элемента в Порядке ведения регионального перечня (есть/нет)
Иная информация о государственной (муниципальной) услуге или работе, включенная в региональный перечень (в изменения, которые вносятся в региональный перечень; новую редакцию регионального перечня)
Указывается иная конкретная информация (при наличии соответствующих норм в Порядке ведения регионального перечня)

По итогам проведения работы по сопоставлению вышеуказанной информации рекомендуется обратить внимание на случаи, при которых Порядком ведения регионального перечня не предусмотрено наличие в нем какого-либо элемента информации, требуемой к размещению в соответствии с Порядком N 217н.

При этом, если положениями Порядка N 217н не предусмотрено автоматическое или справочное заполнение информации при ее отсутствии в региональном перечне, рекомендуется внести изменения в соответствующий Порядок ведения регионального перечня в целях обеспечения возможности субъекта Российской Федерации осуществить полное и качественное размещение информации о государственных (муниципальных) услугах и работах регионального перечня на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".