См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 августа 2019 г. N 12-02-39/59180

О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом по вопросу разъяснения порядка и условий финансового обеспечения дополнительного образования детей в негосударственных образовательных организациях в рамках исполнения расходных обязательств по предоставлению дополнительного образования детей, в том числе для муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, сообщает.

Необходимо отметить, что в силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

При этом согласно первому абзацу пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Мероприятия по формированию новых финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, в том числе внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО), предусмотрены в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в структуру национального проекта "Образование".

Реализация указанных мероприятий не предусматривает увеличение бюджетных ассигнований на выполнение полномочий органов местного самоуправления, определенных пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, а направлена на изменения способов финансового обеспечения организации предоставления дополнительного образования детям с заменой бюджетных ассигнований на предоставление субсидий муниципальным бюджетным учреждениям на предоставление грантов в форме субсидии юридическим лицам, являющимся коммерческими и некоммерческими организациями, реализующими программы дополнительного образования детей, включенных в реестр исполнителей в рамках полномочий, предусмотренных соответственно статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и частью 5 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Предоставление гранта в форме субсидии осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 статьи 78 и пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.

Порядок предоставления указанных субсидий из бюджетов муниципальных образований, если данный порядок не определен решениями местной администрации, устанавливается нормативным правовым актом местной администрации (абзац второй пункта 7 статьи 78 и абзац второй пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).

При этом указанные порядки должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 322.

В этой связи, по мнению Минфина России, финансовое обеспечение дополнительного образования детей в негосударственных организациях в рамках модели ПФДО возможно путем предоставления таким организациям в соответствии с решениями местной администрации гранта в форме субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.

А.М.ЛАВРОВ