См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2014 г. N 08-04-06/3395
Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу организации работы по представлению интересов Минфина России в судах, сообщает следующее.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" статья 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дополнена пунктом 3.1, в соответствии с которым Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 Приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации", в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, за счет казны Российской Федерации, управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) дано поручение обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. При отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо, предпринимать меры, направленные на его установление.
В первую очередь Управлениям надлежит обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, чьи действия (бездействия) были признаны незаконными вступившими в законную силу судебными актами. Именно обращение с регрессными исками к таким лицам процессуально обоснованно (преюдиция) и имеет перспективы взыскания в доход государства денежных средств.
При этом необходимо исходить из того, что гражданское процессуальное законодательство допускает процессуальное соучастие (статья 40 ГПК РФ), а лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно, либо в размере (доле), определенном судом для каждого из ответчиков (1080 ГК РФ).
Участие виновных должностных лиц при рассмотрении судами исковых заявлений о возмещении вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 ГК РФ, возможно, упростило бы в дальнейшем подачу регрессного иска, в связи с чем сотрудникам Управлений, осуществляющим представительство, целесообразно заявлять перед судом ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, должностных лиц виновных в причинении вреда.
В случае отсутствия в судебном акте указания на виновное должностное лицо, Управлениям необходимо обращаться в орган государственной власти, в результате незаконных действий (бездействия) которого был причинен вред, с просьбой о проведении служебного расследования для выявления таких должностных лиц и о предоставлении информации для подачи регрессного иска.
В этой связи необходимо обратить внимание на положения пункта 1 приказа Генпрокуратуры Российской Федерации N 12, Минфина России N 3н от 20.01.2009 "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования", согласно которому на начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией возложена обязанность в каждом случае вынесения судами или органами предварительного следствия и дознания процессуального решения, влекущего признание права на реабилитацию, проводить соответствующую проверку (служебное расследование), по результатам которой ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности. Также участвующему в судебном разбирательстве прокурору следует знакомиться с материалами проверок и, при необходимости, учитывать их результаты при формировании позиции по заявленным требованиям о возмещении вреда, а также информировать Министерство финансов Российской Федерации о вступлении в законную силу приговора суда в отношении должностного лица, виновного в причинении вреда в связи с незаконным уголовным преследованием, для реализации права регресса к этому должностному лицу (ч. 3 ст. 1081 ГК РФ).
Согласно пункту 6 приказа Министерство финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, обязано обеспечивать участие представителя в судебном разбирательстве, а также заявлять ходатайство перед судом о привлечении органов прокуратуры к участию в деле о возмещении ущерба в качестве третьего лица.
В этой связи полагается целесообразным уведомлять органы прокуратуры о поступлении в Управления сведений об обращении граждан в суд с исками о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности (статья 1070 ГК РФ).
В целях установления территориальной подсудности Управления также вправе обратиться с соответствующими заявлениями в органы ФМС России, осуществляющие регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пп. 2 п. 2 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 928).
В случае непредставления (отказа) органами государственной власти информации о виновных в причинении вреда должностных лицах или иной необходимой для обращения в суд информации, какие-либо дальнейшие действия по выявлению виновных лиц к компетенции Управлений не относятся.
По общему правилу именно лицо, возместившее вред, обладает правом обратного требования. Вместе с тем, Правовой департамент Минфина России считает, что Управления, предприняв все действия, направленные на установление виновных должностных лиц и иной необходимой информации для предъявления регрессного иска, и получив отказ в предоставлении такой информации, вправе обратиться в прокуратуру для рассмотрения вопроса о реализации права регресса в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По вопросу предъявления регрессных требований непосредственно к органам государственной власти, чьими действиями (бездействием) казне Российской Федерации причинен вред, необходимо отметить, что в случаях, когда истец и ответчик являются федеральными государственными органами, удовлетворение регрессного требования не приведет к восстановлению публично-правовых интересов Российской Федерации, поскольку в любом случае свидетельствует о наличии денежного обязательства у Российской Федерации.
В дополнение отмечается, что Управлениям надлежит обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, чьи действия (бездействия) были признаны судами, арбитражными судами незаконными после даты вступления в силу изменений, внесенных в статью 1081 ГК РФ Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".
Порядок организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Минфина России и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Минфину России, регламентируется Приказом Минфина России и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н. Полномочия Управлений определены в доверенности на представительство. Порядок и сроки предъявления требований определены гражданским процессуальным законодательством.
Платежное поручение, подтверждающее исполнение Минфином России судебного акта о возмещении вреда, предоставляется по письменному запросу Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.
Размер взыскиваемых судами компенсаций за незаконное привлечение к уголовной ответственности, в том числе за незаконное содержание под стражей составляет в среднем от 200 до 300 тыс. руб. за один год незаконного преследования, а в отдельных случаях достигает и 500 тыс. руб. (регионы Кавказа до 1 млн. руб.).
В качестве актуального вопроса Правовым департаментом Минфина России рассматривается реализация положений статьей 31.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), которой установлены основания выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение.
Собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации (пункт 1).
Компенсация выплачивается в случае, если по не зависящим от указанных лиц причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного в статье 31.1 Федерального закона N 122-ФЗ имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. Размер данной компенсации исчисляется из суммы, составляющей реальный ущерб, но не может превышать один миллион рублей (пункт 2).
Порядок выплаты Российской Федерацией компенсации, предусмотренной пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок отсутствует.
Таким образом, Правовой департамент Минфина России, учитывая сложившуюся судебную практику, соглашается с тем, что по делам данной категории установление порядка выплаты Российской Федерацией разовой компенсации добросовестным приобретателям является объективной необходимостью.
Следует отметить вопрос, касающийся выплаты ежемесячного государственного пособия подозреваемому или обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) регламентирует порядок временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого, которое осуществляется на основании постановления суда и отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость. При этом временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ.
Статьей 131 УПК РФ выплата такого пособия отнесена к процессуальным издержкам.
При этом п. 4 ст. 131 УПК РФ предусмотрено, что порядок возмещения процессуальных издержек устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок и размер возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу (далее - Порядок), установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 1240.
В соответствии с п. 31 Порядка выплата ежемесячного государственного пособия подозреваемому или обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, производится на основании решения суда, в котором указываются фамилия, имя и отчество подозреваемого или обвиняемого, размер ежемесячного государственного пособия, а также финансовая служба (орган, подразделение органа) (далее - финансовая служба), осуществляющая финансирование процессуальных издержек.
Существующая судебная практика свидетельствует о наличии пробела в законодательстве в части определения судами учреждения, ответственного за выплату пособия, а также о необходимости внесения соответствующих дополнений в Порядок.
Далее, что касается практики рассмотрения гражданских дел о возмещении расходов на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по административному делу в качестве защитника.
Существует позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно данной позиции расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
Отдельно следует отметить вопросы, касающиеся порядка организации ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
Проведение анализа и обобщения судебной практики по результатам рассмотрения заявлений граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в местах лишения свободы, представляется целесообразным после поступления обобщенных сведений о результатах рассмотрения данной категории дел в субъектах Российской Федерации.
Относительно объема полномочий, определенного в доверенностях, выданных руководителям Управлений, следует обратить внимание, что в силу положений статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии со статьей 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.
Согласно статье 54 ГПК РФ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
Доверенность Министерства финансов Российской Федерации содержит полномочия на совершение всех необходимых процессуальных действий от имени Министерства финансов Российской Федерации во всех судебных органах Российской Федерации.
При этом действующее процессуальное законодательство не содержит требований о необходимости специального указания на право представления интересов при рассмотрении гражданского иска, заявленного в рамках уголовного дела.
Обращаясь к перспективе перехода на электронный оборот, Правовой департамент Минфина России отмечает, что совместный Приказ Минфина России N 114н и Федерального Казначейства России N 9н от 25 августа 2006 года "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" (далее - Приказ) издан в целях организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации
Пунктом 2.5 Приказа руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по г. Москве) поручено информировать в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта (постановления) Правовой департамент Минфина Российской Федерации о принятии судебным органом данного акта (постановления) и принимаемых мерах по его обжалованию после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Информация (по форме согласно приложению 1 к настоящему Приказу), подписанная руководителем управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (в случае его отсутствия - лицом, исполняющим обязанности руководителя), направляется в письменном (или электронном) виде.
В случае отсутствия оснований для обжалования судебных актов (постановлений), в Правовой департамент Минфина России представляется мотивированное заключение, подписанное руководителем управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (в случае его отсутствия - лицом, исполняющим обязанности руководителя).
Поскольку названное положение не исключает направление сведений в электронном виде, вопрос о передаче информации только в электронном виде может быть рассмотрен при наличии соответствующей технической возможности, обеспечившей бы в полной мере соблюдение требования Приказа к передаваемой информации, в том числе посредством выгрузки электронной базы данных судебных дел "Федеральное казначейство. Аналитический учет и ведение судебной работы".
Директор Правового департамента
С.В.ЯЧЕВСКАЯ