См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2003 г. N 03-01-01/08-176
В связи с поступающими запросами по порядку проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражения указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений разъясняем.
1. Федеральные органы исполнительной власти и федеральные учреждения (далее - органы и учреждения) могут быть:
- реорганизованы путем выделения, преобразования, слияния, присоединения и разделения с соблюдением требований статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- ликвидированы с соблюдением требований статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Передача прав и обязанностей при реорганизации органов и учреждений осуществляется в соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
2. Реорганизация или ликвидация органа или учреждения производится в соответствии с решением учредителя о реорганизации или ликвидации, оформленным в установленном законодательством порядке постановлением Правительства Российской Федерации и (или) правовым актом федерального органа исполнительной власти.
В вышеназванных решениях отражаются:
- основание для принятия решения о реорганизации или ликвидации органа или учреждения;
- дата, на которую проводится реорганизация или ликвидация органа или учреждения;
- срок проведения реорганизационных или ликвидационных мероприятий;
- создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации органа или учреждения;
- создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации органа или учреждения;
- источник финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации или реорганизации;
- перечень органов или учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства (далее - активы и обязательства) реорганизуемого или ликвидируемого органа или учреждения.
При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества Министерству имущественных отношений Российской Федерации.
Проведение ликвидационных мероприятий
3. Ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации органа или учреждения с учетом требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия представляет учредителю на утверждение промежуточный ликвидационный баланс по ликвидируемому органу или учреждению в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации. Данные промежуточного ликвидационного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств ликвидируемого органа или учреждения и реестром требований кредиторов.
Во время работы ликвидационной комиссии ликвидируемым органом или учреждением представляется бухгалтерская отчетность в сроки и в объеме, определенные нормативными актами, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
До составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей в Министерство имущественных отношений Российской Федерации, обеспечивает закрытие в установленном порядке лицевых счетов в органах федерального казначейства и в кредитных организациях.
При этом остатки неиспользованных бюджетных средств отзываются с лицевого счета ликвидируемого органа или учреждения в органе федерального казначейства главным распорядителем (распорядителем) на его распорядительный счет или перечисляются на этот счет ликвидируемым учреждением со своего счета в кредитной организации.
По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.
По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания ликвидационных мероприятий, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс по ликвидируемому органу или учреждению на установленную учредителем дату ликвидации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации. При этом все счета по активу и пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.
Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются учредителю, а в случае ликвидации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов Российской Федерации и Министерству имущественных отношений Российской Федерации.
Порядок и сроки упразднения ликвидационной комиссии определяются правовым актом учредителя, а в случае ликвидации федерального органа исполнительной власти - распоряжением Правительства Российской Федерации.
Ликвидационная комиссия не может быть упразднена до представления оформленного в установленном порядке ликвидационного баланса в вышеназванные органы.
Учредитель до конца финансового года отражает в своем консолидированном отчете данные ликвидационного баланса в части активов и обязательств на начало года, а также утвержденные объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенные объемы финансирования, кассовые и фактические расходы текущего финансового года ликвидированного органа или учреждения.
При ликвидации федерального органа исполнительной власти до конца финансового года Министерство имущественных отношений Российской Федерации отражает в своей консолидированной отчетности данные ликвидационного баланса в части переданных ему активов, а Министерство финансов Российской Федерации отражает в отчете об исполнении федерального бюджета объемы лимитов бюджетных обязательств, финансирования, кассовых расходов по главе ликвидированного федерального органа исполнительной власти.
Проведение реорганизационных мероприятий
4. При реорганизации органов или учреждений орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, обязан осуществить публикацию о реорганизации органа или учреждения в порядке, аналогичном для ликвидационной комиссии.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, представляет учредителю, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов Российской Федерации промежуточный баланс по реорганизуемому органу или учреждению в объеме форм годового бухгалтерского отчета, установленных Министерством финансов Российской Федерации на дату начала проведения реорганизации. Данные промежуточного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств реорганизуемого органа или учреждения и реестром требований кредиторов.
Во время работы органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, реорганизуемый орган или учреждение представляет бухгалтерскую отчетность в сроки и в объеме, определенные нормативными актами, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
До составления передаточного или разделительного баланса орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей.
По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.
По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому органу или учреждению на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяется правовым актом учредителя, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти - распоряжением Правительства Российской Федерации.
Орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного балансов.
Передаточный или разделительный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются учредителю, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов Российской Федерации, а также органу или учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого органа или учреждения.
В органы федерального казначейства, в которых открыты лицевые счета реорганизуемого органа или учреждения и органа или учреждения, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого органа или учреждения, представляются передаточные или разделительные отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (код формы 0503055).
Данные передаточного или разделительного баланса, а также объемы лимитов бюджетных обязательств, объемы финансирования, кассовые и фактические расходы реорганизованного органа или учреждения отражаются на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года вновь созданными или принимающими органами или учреждениями, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемого органа или учреждения.
Главными распорядителями средств федерального бюджета на дату реорганизации органа или учреждения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись и в лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений.
Органами федерального казначейства Минфина России на дату реорганизации производится:
- отражение на лицевых счетах по учету операций со средствами федерального бюджета реорганизуемых органов или учреждений и вновь созданных или принимающих органов или учреждений, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемых органов или учреждений, утвержденных лимитов бюджетных обязательств - на основании уведомлений главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета; доведенных с начала года объемов финансирования - на основании реестров главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета со знаком "минус" для передающих органов и учреждений, со знаком "плюс" для вновь принимающих органов и учреждений; кассовых расходов - на основании ведомости передачи кассовых расходов при реорганизации бюджетных учреждений (код формы 0512095), приведенной в Приложении. Указанная ведомость составляется принимающими органами и учреждениями на основании отчетов (передаточных и разделительных балансов);
- отражение на лицевых счетах по учету внебюджетных средств реорганизуемых органов или учреждений и вновь созданных или принимающих органов или учреждений, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемых органов или учреждений, данных по операциям с внебюджетными средствами со знаком "минус" для передающих органов и учреждений, со знаком "плюс" для вновь принимающих органов и учреждений - на основании выписок с лицевых счетов по учету внебюджетных средств реорганизуемых органов или учреждений и передаточных или разделительных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (код формы 0503055).
5. Проведение мероприятий по реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется в аналогичном порядке.
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 16 июня 2003 г. N 03-01-01/08-176
ВЕДОМОСТЬ передачи кассовых расходов при реорганизации бюджетных учреждений ┌───────┐ │ Коды │ ├───────┤ Форма по КФД │0512095│ ├───────┤ от "__" ________ 200_ г. Дата │ │ ├───────┤ Учреждение, принимающее кассовые расходы _____ по РПБС │ │ ├───────┤ Учреждение, передающее кассовые расходы ______ по РПБС │ │ ├───────┤ Наименование органа федерального │ │ казначейства по месту открытия │ │ лицевого счета учреждения, │ │ принимающего кассовые расходы ________________ по КОФК │ │ ├───────┤ Наименование органа федерального │ │ казначейства по месту открытия │ │ лицевого счета учреждения, │ │ передающего кассовые расходы _________________ по КОФК │ │ ├───────┤ Единица измерения: руб. (с точностью до │ │ второго десятичного знака) по ОКЕИ │ 383 │ └───────┘ Основание для передачи кассовых расходов _________________________ __________________________________________________________________
┌─────────────────────────┬─────────────────────────┬────────────┐ │ Коды расходов, │ Коды расходов, │ Сумма │ │передаваемых учреждением │ принимаемых │ │ │ (по отчету) │ учреждением к учету │ │ ├────┬────┬─────┬────┬────┼────┬────┬─────┬────┬────┤ │ │ по │ по │ по │ по │ по │ по │ по │ по │ по │ по │ │ │ППП │ФКР │КЦСР │КВР │ЭКР │ППП │ФКР │КЦСР │КВР │ЭКР │ │ ├────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ ├────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┼────────────┤ ИТОГО │ │ └────────────┘
Руководитель учреждения __________________ ___________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Главный бухгалтер __________________ ___________________________ (подпись) (расшифровка подписи) "__" ___________ 200_ г.