См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 1999 г. N 24-02/11
В связи с участившимися случаями взимания лечебными учреждениями платы при оказании услуг, в том числе непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи (например, посредством оформления различного рода справок), под предлогом оформления "разового страхового полиса по добровольному медицинскому страхованию" (так называемый "монополис"), отмечаем.
В соответствии с действующим законодательством цель медицинского страхования - гарантировать гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Статья 3 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 N 1499-1, в редакции Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 02.04.93, устанавливает, что объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Требования, которым должно отвечать событие, рассматриваемое в качестве страхового, изложены в статье 9 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" от 31.12.97 N 157-ФЗ:
- страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование;
- событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности.
На основании изложенного, по добровольному медицинскому страхованию страховым случаем может быть обращение застрахованного в медицинское учреждение за получением медицинской помощи, требующей оказания медицинских услуг в пределах их перечня, предусмотренного договором страхования, связанное с внезапным, случайным ухудшением состояния здоровья застрахованного лица в результате заболевания, травмы, отравления или других несчастных случаев, произошедших в течение действия договора страхования.
В случае же оказания услуг посредством использования "монополисов" допускаются следующие нарушения:
- событие, в силу наступления которого производится выплата страховщиком лечебному учреждению суммы денег, не является страховым, так как не обладает признаками вероятности и случайности: полис выписывается непосредственно при обращении лица в лечебное учреждение;
- сумма взноса, уплачиваемого лицом, обратившимся в лечебное учреждение, совпадает по времени и величине с суммой произведенной выплаты, в связи с чем страховщик не имеет возможности накопить необходимые средства для гарантирования гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи;
- выдаваемые гражданам полисы не соответствуют, в части оформления, требованиям действующего законодательства: не содержат, в большинстве случаев, сведений о застрахованном лице; не достигается соглашение о размере страховой суммы; не содержат программу добровольного медицинского страхования, перечень лечебных учреждений;
- нарушается порядок оформления квитанции о получении страхового взноса (форма А-7), являющейся бланком строгой отчетности, и отмечены случаи наличия на квитанции штампа лечебного учреждения, используемого для оформления больничного листа;
- отдельные медицинские услуги, оказываемые гражданам под предлогом оформления договора добровольного медицинского страхования, предусмотрены программой обязательного медицинского страхования, что дает основание предполагать двойную оплату одной и той же услуги.
На основании изложенного, указанная деятельность не является страховой, а полученные по таким договорам денежные суммы соответственно не являются страховыми взносами и страховыми выплатами.
М.А.МОТОРИН