См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 15 апреля 2020 г. N Д13и-11577

ОБ УТВЕРЖДЕННОМ ПЕРЕЧНЕ ПОСТРАДАВШИХ ОТРАСЛЕЙ

В обеспечение устойчивого развития экономики постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" утвержден перечень отраслей российской экономики для оказания первоочередной адресной поддержки (далее - Перечень).

Информируем, что в соответствии с пунктом 4 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 7 апреля 2020 г. N АБ-П13-53пр кредитным организациям при принятии решения о предоставлении кредитов по программе льготного зарплатного кредитования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" (далее - Программа 422), и по программе льготной реструктуризации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 410 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства" (далее - Программа 410), рекомендовано руководствоваться Перечнем.

Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2.

В ОКВЭД 2 отражены отдельные классы (XX), подклассы (XX.X), группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX).

В случае, если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.

Например, включенный в Перечень класс "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" (код ОКВЭД 2 - 56) означает, что также включены:

- подкласс и группа "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (коды ОКВЭД 2 - 56.1 и 56.10);

- подгруппа "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания питания" (код ОКВЭД 2 - 56.10.1);

- вид "Деятельность передвижных продовольственных лавок по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к употреблению" (код ОКВЭД 2 - 56.10.22).

Просьба учесть при формировании заявки на участие в отборе российских кредитных организаций на получение субсидии из федерального бюджета по Программе 422 и Программе 410, а также при формировании реестра заемщиков в случае включения банка в качестве уполномоченного в указанные программы.

Директор Департамента
инвестиционной политики
и развития предпринимательства
М.Т.АРСЛАНОВА

ВОПРОСЫ
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 АПРЕЛЯ 2020 Г.
N 410, ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 2 АПРЕЛЯ 2020 Г. N 422 И КОММЕНТАРИИ ДЕПАРТАМЕНТА
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

п/п
Вопросы кредитных организаций
Комментарии Департамента
1
Одним из самых частых вопросов является перечень сфер и отраслей, которые будут поддерживаться в первую очередь.
В связи с этим просим дать разъяснения по соблюдению со стороны субъектов МСП, отнесенных к наиболее пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции отраслям одновременно 2-х следующих условий:
- Предприятия МСП должны иметь ОКВЭД на 01.04.2020 в числе разрешенных видов деятельности (как в статусе основного, так и в статусе дополнительного).
- Предприятия МСП должны вести деятельность в рамках указанного ОКВЭД до 01.04.2020 и получать не менее 40 процентов выручки от указанного вида деятельности.
Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 (Правила 422), а также Правилами предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 410 (Правила 410), не предусмотрено требований к заемщику в части доли выручки, получаемой от осуществления определенного вида деятельности.
2
В рамках Программы 8,5 при проведении реструктуризации, можем ли мы увеличивать срок кредитного договора, при установлении отсрочки по уплате основного долга и процентов.
На текущий момент условиями Программы установлен максимальный срок кредитования - 3 года для целей пополнения оборотных средств и 10 лет на инвестиционные цели. При проведении реструктуризации с продлением сроков кредитования, которые превышают максимально возможный срок по Программе, Заемщики исключаются из Программы и переходят на коммерческую ставку Банка, что в текущей ситуации может негативно отразиться на финансовом положении Заемщиков и увеличить риск дефолтности субъектов МСП.
При проведении реструктуризации кредитных договоров (соглашений), включенных в Программу 8,5 для сохранения льготной ставки по договору нельзя увеличивать срок договора более предельных сроков, установленных Правилами (10 лет для кредитных соглашений на инвестиционные цели, 3 года для кредитных соглашений на пополнение оборотных средств), но возможно в дополнительном соглашении по реструктуризации предусмотреть возможность пролонгации КД на больший срок по истечению льготного периода.
3
О порядке применения подпункта "е" пункта 7 (ПП N 410) Согласно подпункта "е" пункта 7 при предоставлении заемщику права отсрочки платежа по основному долгу процентная ставка по кредитному договору не увеличивается в течение 9 месяцев со дня включения заемщика в реестр заемщиков, если заемщик исполняет свои обязательства в соответствии с подпунктом "д" и (или) обязательства по уплате основного долга в соответствии с новым графиком.
Исполнение данного пункта вступает в противоречие с положениями следующих подпунктов:
"д", где заемщик платит платежи по пониженной ставке в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33% объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период, т.е. заемщику устанавливается льготная ставка не на 6 месяцев или менее, а фактически на 9 месяцев. В свою очередь, кредитор получает субсидию только в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г.
"з", где получатель субсидии не взимает с заемщика часть платежей по начисленным процентам в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 67 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период.
При этом со стороны Банка не взимание 33 процентов объема платежей может происходить только с понижением процентной ставки на эту величину.
В связи с этим просим пересмотреть положения подпункта "е" и предоставить кредитору возможность поднять ставку заемщику по истечении льготного периода до ставки по кредитному договору, установленную до начала действия льготного периода.
Согласно условиям Правил 410 процентная ставка по кредитному договору (соглашения) не может увеличиваться на уровень выше, чем на момент включения в Программу.
4
О порядке применения подпункта "д" пункта 7. (ПП N 410)
Подпункт "д" пункта 7 говорит о том, что заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33% объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период.
Правильно ли мы понимаем, независимо от того, что в Программе зафиксирована дата 01.04.2020, то если заемщик обратился для участия в программе в июне 2020 года и был включен в реестр 15.06.2020, он получает право на уплату 33% от суммы процентов начиная с даты включения заемщика в реестр по 01.10.2020?
Также просим дополнительно разъяснить, возможно ли для облегчения нагрузки на заемщика осуществить перенос платежей процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов, не в основной долг, а в качестве отложенных процентов на иные платежи.
Минэкономразвития России подготовлен проект постановления, уточняющий положения указанных пунктов Правил 410. В частности, планируется введение понятия "период предоставления отсрочки", который не должен превышать 6 месяцев и не должен заканчиваться позже 31 декабря 2020 года.
5
О порядке предоставления кредитов согласно Постановления Правительства N 422
Согласно Постановления Правительства 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 правил, но вместе с тем, остается неразрешенная ситуация с количеством работников у заемщика. В частности, Банк, в который обращается предприниматель может обслуживать только часть зарплатного проекта предпринимателя. В этом случае существует риск, при котором заемщик может получить кредит на зарплату сразу в нескольких банках.
Просим дать разъяснения по данному вопросу о возможности выдачи кредита под 0% только для заемщиков, у которых в Банке заключен договор на выплату заработной платы или который осуществляет перечисление заработной платы через Банк.
Правилами 422 не предусмотрено требований к заемщику в части необходимости наличия договора с Банком на выплату заработной платы.
6
В Правилах не определены условия, при которых у Банка есть возможность исключить заемщика из реестра субсидирования согласно Правил.
Правильно ли мы понимаем, что заемщик не подлежит исключению из реестра субсидирования, даже если у него возникла просроченная задолженность по уплате процентов по пониженной ставке, нарушены условия в части возврата заемных средств?
Подлежит ли направлению Банком в Минэкономразвития России и с какой целью реестр кредитных договоров (соглашений), по которым заемщиком были нарушены условия в части возврата заемных средств, либо информация из такого реестра.
Пунктом 7 Правил 422, определены условия для предоставления субсидии. При этом в соответствии с пунктом 24 Правил, в случае установления факта нарушения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета.
7
II. Порядок уплаты заемщиком процентных платежей
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период.
Правильно ли мы понимаем, что с целью корректного ведения бухгалтерского учета Банк вправе заключить дополнительное соглашение об установлении на льготный период процентной ставки равной 1/3 процентной ставки, действующей на дату заключения дополнительного соглашения. При этом размер субсидии от Минэкономразвития России будет рассчитываться как 34% от размера ставки, действующей на дату заключения дополнительного соглашения, умноженной на остаток ссудной задолженности на аналогичную дату.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил 410 заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. При этом, Правилами не определен механизм обеспечения выполнения указанного условия.
8
Одним из критериев соответствия Заемщиков указанным ПП N 422 является заключение кредитного договора с конечной ставкой 0 процентов годовых на период субсидирования, но не позднее 31 декабря 2020 года. При этом период субсидирования ограничивается 6 месяцами, но не позднее 31 декабря 2020 года.
При обращении клиента за кредитом, например, в сентябре 2020 года, будет ли изменяться логика расчета максимальной суммы кредита, так как период субсидирования будет уже не шесть, а четыре месяца или же расчет производится всегда исходя из шестимесячного периода независимо от даты заключения кредитного договора.
При обращении клиента за кредитом, например, в сентябре 2020 года, срок кредита устанавливается до 1 года, при этом ставка 0% устанавливается до 30 ноября 2020 года, в связи с тем, что последняя субсидия в текущем финансовом году, будет оплачена за ноябрь месяц.
9
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 479 от 10 апреля 2020 г. "О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в перечень пострадавших отраслей добавлены следующие отрасли:
"Деятельность в области демонстрации кинофильмов, ОКВЭД 59.14";
"Деятельность в области здравоохранения. Стоматологическая практика, ОКВЭД 86.23".
Планируется ли в рамках ПП N 422 внесение данных отраслей в Перечень отраслей и видов деятельности, утвержденных Правительственной комиссией.
Минэкономразвития России подготовлен проект постановления, направленный на внесение изменений в Правила 410 и Правила 422 в части применения для целей их реализации перечня отраслей, утверждаемого постановлением Правительства Российской Федерации N 434.
10
Согласно ПП N 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 правил. Сумма кредита зависит в т.ч. от численности сотрудников, которая определяется на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых страхователем в ПФР. Вместе с тем, в текущих условиях стоит проблема доступа и получения информации в государственных органах, как получателями поддержки, так и кредитными организациями, в связи с ограничениями на посещение ФНС, ПФР и частичное закрытие МФЦ в регионах.
Просим Вас оказать содействие и предоставить возможность получения сведений о численности в ФНС с предоставлением доступа кредитным организациям к информационным системам ФНС и внести изменения в ПП N 422 в части источника предоставления информации о численности.
Механизм взаимодействия кредитных организаций с ФНС России прорабатывается в настоящий момент в рамках решений Правительства Российской Федерации.
11
Если клиент подает заявку на кредит в два Банка в рамках ПП N 422, каким Банком будет осуществляться финансирование и как будет контролироваться, чтобы избежать ситуации когда клиент получит два кредита в рамках одной программы.
Механизм взаимодействия кредитных организаций с ФНС России, в том числе для целей осуществления контроля, прорабатывается в настоящий момент в рамках решений Правительства Российской Федерации.
12
Верно ли мы понимаем в рамках ПП N 422 и ПП N 410, что Банк имеет право самостоятельно принимать решение о предоставлении/непредоставлении кредитов клиенту, в том числе определять дополнительные требования к заемщику, включая наличие расчетного счета, зарплатного проекта в Банке, а также принимать решение о возможности кредитования на основании кредитного скорринга, финансового анализа.
Правилами 422 и 410 определены условия для предоставления субсидии российской кредитной организации по кредитному соглашению.
13
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 Правил для субъектов МСП категории Малый и микро бизнес.
При проверке сведений о численности Банку необходимо дополнительно проводить сверку по численности в соответствии с реестром МСП?
При превышении численности 100 человек Банк отказывает клиенту в продукте? В соответствии с 209-ФЗ численность для малых предприятий определена на уровне не более 100 человек.
Заемщик должен соответствовать условиям предоставления субсидии, предусмотренными Правилами 422 и 410, по сведениям, размещенным в Едином реестре субъектов МСП.