См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 июня 2015 г. N Д28и-1712

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение о предоставлении материалов по вопросам ценообразования в области разработки и производства основной номенклатуры финальных образцов вооружения, военной и специальной техники и сообщает.

Письмом Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 7751-АВ/Д03и до федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" - государственных заказчиков государственного оборонного заказа доведены показатели уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год (далее - уточненный Прогноз) для использования в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - ГОЗ). При этом определено, что показатели уточненного Прогноза предназначены для использования в целях ценообразования только для продукции, срок исполнения контрактов по которой завершается в 2015 году.

В силу этого данные индексы применяются для прогнозных цен на продукцию, поставляемую в 2015 году, либо для корректировки цен контрактов (цен продукции), срок исполнения которых завершается в 2015 году, во всех процедурах процесса ценообразования.

Отмечаем, что с 25 апреля 2015 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 29 января 2015 г. N 37 "Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" (далее - Приказ N 37), положения которого должны использоваться при формировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

Подпунктом 1 пункта 5 Приказа N 37 при формировании цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ (за исключением продукции, указанной в пункте 7 Приказа N 37), путем индексации цены (методом предельного уровня цены) предусмотрено использование индекса потребительских цен для данного года с понижающим коэффициентом 0,7 в случае, если прогнозируемый индекс цен производителей (далее - ИЦП) на продукцию машиностроения (сводная группировка "Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств" (38.9 + DL + DM)") ниже данного значения.

Согласно уточненному Прогнозу на 2015 год, индекс потребительских цен с понижающим коэффициентом 0,7 равен 111,1%, что превышает ИЦП по сводной группировке "Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств" (38.9 + DL + DM)" (109,8%). В этой связи при формировании цены на вышеуказанную продукцию путем индексации цены с использованием индекса сводной группировки "Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств" (38.9 + DL + DM)" используется индекс 111,1 процента.

Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Сценарные условия), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 23 апреля 2015 г. (протокол N 15), доведены в установленном порядке до федеральных органов исполнительной власти и организаций письмом от 30 апреля 2015 г. N 11148-АВ/Д03и.

По разъяснению Минфина России при проектировании ассигнований на продукцию ГОЗ учитываются только показатели бюджетных вариантов прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации. В настоящее время уточнены бюджетные проектировки на 2015 год на основании уточненного Прогноза, которые будут служить основой при формировании ассигнований на 2016 - 2018 годы.

Кроме того, следует отметить, что показатели, разработанные на этапе сценарных условий, и прежде всего - используемые для формирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, могут иметь существенные корректировки. Такая ситуация обусловлена сохранением высокой неопределенности развития отечественной и мировой экономики в условиях изменившейся геополитической ситуации, колебаниями мировых цен на основные материальные ресурсы и валют, оказывающими существенное влияние на динамику цен производителей и другие показатели прогноза.

В связи с чем применение показателей Сценарных условий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в настоящее время нецелесообразно.

Приказом N 37 предусматривается в исключительных случаях возможность применения показателей сценарных условий следующего цикла прогноза. Основная цель данного положения заключается в необходимости уточнения исходной базы (затрат, цены) для формирования прогнозных цен и начальных цен контрактов. Учитывая, что базовым годом является 2015 год, полагаем, что для формирования базы следует использовать показатели уточненного Прогноза на 2015 год.

До разработки бюджетного варианта прогноза на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов на период 2016 - 2017 годов следует руководствоваться показателями бюджетного варианта прогноза.

На 2018 год следует ориентироваться на показатель ИПЦ, равный 5,5%, при этом его использование в соответствии положениями Приказа N 37.

Показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Долгосрочный прогноз) разрабатываются на базе уточненного Среднесрочного прогноза. Последняя версия Долгосрочного прогноза на период до 2030 года разработана на базе прогноза на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов и не соответствует текущим тенденциям и гипотезам развития экономики. Корректировка Долгосрочного прогноза до 2030 года, в том числе потребительской инфляции (ИПЦ), будет осуществлена на базе актуализированного Среднесрочного прогноза.

Следует отметить, что уточнение и актуализация показателей Долгосрочного прогноза осуществляется по поручению Правительства Российской Федерации. Учитывая целевые ориентиры по достижению инфляции к 2017 - 2018 гг. в размере 4% и дальнейшему их снижению, до разработки уточненного Долгосрочного прогноза следует ориентироваться на показатели ИПЦ: на период 2019 - 2020 гг. - 3 процента, с 2021 года - 2 процента.

Также сообщаем, что в целях оптимизации процедур размещения государственного оборонного заказа принято постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1482 "О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта" (далее - Постановление N 1482).

Постановление N 1482 позволяет заказчикам при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если в документации о закупке установлены требования к участникам о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта.

Указанное постановление позволяет не только повысить эффективность закупок, но и создать для поставщиков, являющихся производителями, конкурентные преимущества, позволяющие снизить себестоимость поставляемой по государственным контрактам продукции до 15 процентов от цены контракта.

Кроме того, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 498-ФЗ) внесены следующие изменения, направленные на оптимизацию закупок, в том числе по государственному оборонному заказу:

статья 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) дополнена частью 6.1 следующего содержания:

"6.1. В 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).";

статья 95 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 1.1 следующего содержания:

"1.1. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.";

статья 96 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Наряду с предусмотренными частью 2 настоящей статьи случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование.";

С целью реализации указанных положений Закона N 44-ФЗ приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)";

постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 198 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году";

постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта".

По мнению Минэкономразвития России, принятые изменения Закона N 44-ФЗ, а также указанные постановления Правительства Российской Федерации позволяют оптимизировать процедуры закупок по государственному оборонному заказу.

Кроме того, отмечаем, что в рамках исполнения пункта 3 раздела III протокола совещания в коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N РД-П7-5прВПК федеральными органами исполнительной власти проводится работа по подготовке предложений по совершенствованию Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 1119.

Вместе с тем обращаем внимание, что анализ влияния изменения текущей экономической ситуации, в том числе количественные оценки указанных в обращении факторов на удорожание образцов вооружения, военной и специальной техники, и разработка мер по сокращению издержек в сложившихся условиях являются вопросами отраслевого анализа. В целях проведения такого анализа необходимо исследовать динамику и структуру затрат, финансово-хозяйственную деятельность предприятий, состояние производственных мощностей, оценить эффективность менеджмента и других сфер деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области