См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 3493-ПК/Д19и

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 26-02-06/9321

ПИСЬМО
от 6 февраля 2023 года

Во исполнение пункта 1 плана-графика перехода государственных программ субъектов Российской Федерации на новую систему управления, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588 (далее - план-график), Минэкономразвития России и Минфин России по согласованию с Аппаратом Правительства Российской Федерации направляют Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (далее - методические рекомендации) с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 4 плана-графика субъектам Российской Федерации рекомендуется не позднее 3 квартала 2023 г. доработать правила разработки, реализации и мониторинга государственных (муниципальных) программ с учетом соответствующих методических рекомендаций.

Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
П.В.КРЮЧКОВА

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (далее - Методические рекомендации, государственные программы, муниципальные программы, при совместном упоминании - государственные (муниципальные) программы соответственно) разработаны во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588 в целях методического обеспечения процесса разработки и реализации государственных (муниципальных) программ с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" (далее - постановление N 786).

Исходя из положений статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а также статьи 37 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 172-ФЗ) перечень государственных (муниципальных) программ, порядок разработки, реализации и оценки их эффективности определяется самостоятельно высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).

Методические рекомендации содержат рекомендации по подходам к формированию государственных (муниципальных) программ (в том числе их формату и структуре), системе управления такими программами, проведению мониторинга их реализации, и могут быть использованы высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) в целях выстраивания системы управления государственными (муниципальными) программами с учетом синхронизации с процессами разработки и реализации государственных программ Российской Федерации.

Рекомендуемые формы документов и материалов, формируемых при разработке и реализации государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, разработанные в рамках настоящих Методических рекомендаций, размещаются Министерством экономического развития Российской Федерации в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru, далее - Портал государственных программ) не позднее 1 марта 2023 года.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям муниципальных образований) при разработке и реализации государственных (муниципальных) программ рекомендуется учитывать положения:

постановления N 786;

постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее - постановление N 1288);

Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации (далее - Правила оценки);

приказа Минэкономразвития России от 17 августа 2021 г. N 500 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации N 500);

приказа Минэкономразвития России от 30 ноября 2021 г. N 722 "Об утверждении Порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и его типовой формы" (далее - Приказ N 722);

приказа Минэкономразвития России от 21 апреля 2022 г. N 218 "Об утверждении методических рекомендаций по мониторингу государственных программ Российской Федерации";

Единых методических рекомендаций по подготовке и реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов (размещены в открытой части портала государственной автоматизированной информационной системы "Управление" по адресу:

https://gasu.gov.ru/rest/documents/file/download?fileId=12524&ysclid=la8b4jbj1h895907263 (далее - Единые методические рекомендации);

иных нормативных правовых (правовых) актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере разработки и реализации государственных программ Российской Федерации и регулирования проектной деятельности, а также методических указаний президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, методических рекомендаций и разъяснений проектного офиса Правительства Российской Федерации;

положений о проектной деятельности субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендуемый срок разработки проектов государственных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями - III квартал 2023 года.

4. Рекомендуемый срок начала реализации государственных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями - 1 января 2024 года.

Сроки разработки и начала реализации муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями устанавливаются муниципальными образованиями самостоятельно.

5. Для целей настоящих Методических рекомендаций с учетом Положения N 786 используются следующие понятия:

ответственный исполнитель государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования) либо иной главный распорядитель средств соответствующего бюджета, определенный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) в качестве ответственного исполнителя государственной (муниципальной) программы, отвечающего в целом за формирование и реализацию государственной (муниципальной) программы;

соисполнитель государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования), иной государственный (муниципальный) орган, организация, представитель которого определен ответственным за разработку и реализацию структурного элемента государственной (муниципальной) программы;

участник государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования), иной государственный (муниципальный) орган, организация, участвующий в реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы;

задача структурного элемента государственной (муниципальной) программы - итог деятельности, направленный на достижение изменений в социально-экономической сфере субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

мероприятие (результат) - количественно измеримый итог деятельности, направленный на достижение показателей государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов, сформулированный в виде завершенного действия по созданию (строительству, приобретению, оснащению, реконструкции и т.п.) определенного количества материальных и нематериальных объектов, предоставлению определенного объема услуг, выполнению определенного объема работ с заданными характеристиками.

Термины "мероприятие" и "результат" тождественны друг другу и применяются при формировании проектной и процессной частей государственной (муниципальной) программы с учетом особенностей, установленных абзацем двадцать четвертым пункта 20 настоящих Методических рекомендаций;

объект - конечный материальный или нематериальный продукт, или услуга, планируемые к приобретению и (или) получению в рамках выполнения (достижения) мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы;

показатель - количественно измеримый параметр, характеризующий достижение целей государственной (муниципальной) программы, выполнение задач структурного элемента такой программы, и отражающий социально-экономические и иные общественно значимые эффекты от реализации государственной (муниципальной) программы, ее структурного элемента;

прокси-показатель - дополнительный показатель государственной (муниципальной) программы или ее структурного элемента, отражающий динамику основного показателя, но имеющий более частую периодичность расчета;

контрольная точка - документально подтверждаемое событие, отражающее факт завершения значимых действий по выполнению (достижению) мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы и (или) созданию объекта;

маркировка - реализуемое в информационных системах присвоение признака связи параметров государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов между собой, а также с параметрами других документов.

6. Перечень государственных (муниципальных) программ устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования), исходя из приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При необходимости в указанный перечень допускается включение государственных (муниципальных) программ, направленных на решение межотраслевых и (или) территориальных задач и затрагивающих сферы реализации нескольких государственных (муниципальных) программ (далее - комплексные программы).

7. Формирование и реализация комплексных программ осуществляется в соответствии с положениями настоящих Методических рекомендаций, предусмотренных государственных (муниципальных) программ, с учетом особенностей, установленных настоящими Методическими рекомендациями для комплексных программ.

8. В составе комплексных программ дополнительно рекомендуется отражать в аналитических целях соответствующие сферам (отраслям) их реализации направления деятельности, включенные в состав государственных (муниципальных) программ.

9. При разработке и реализации государственных (муниципальных) программ рекомендуется исходить из следующих принципов:

а) обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования), установленных документами стратегического планирования;

б) обеспечение планирования и реализации государственных (муниципальных) программ с учетом необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальные цели развития) и целевых показателей, их характеризующих, а также стратегических целей и приоритетов развития соответствующей отрасли или сферы социально-экономического развития Российской Федерации, установленных в государственных программах Российской Федерации (для государственных программ) и государственных программах (для муниципальных программ);

в) включение в состав государственной (муниципальной) программы всех инструментов и мероприятий в соответствующих отрасли и сфере (включая меры организационного характера, осуществление контрольно-надзорной деятельности, совершенствование нормативного регулирования отрасли, налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и иные инструменты);

г) обеспечение консолидации бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в том числе предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету), бюджетных ассигнований бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию государственной политики, решение вопросов местного значения в соответствующих сферах, и влияющих на достижение показателей, выполнение (достижение) мероприятий (результатов), запланированных в государственных (муниципальных) программах;

д) синхронизация государственных программ с государственными программами Российской Федерации (муниципальных программ с государственными программами) и программами развития (иными программами) государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, влияющими на достижение показателей и выполнение (достижение) мероприятий (результатов) государственных (муниципальных) программ;

е) учет показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации (для государственных программ), а также деятельности органов местного самоуправления (для муниципальных программ);

ж) выделение в структуре государственных (муниципальных) программ:

проектов, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений и определяемых, формируемых и реализуемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) в сфере регулирования проектной деятельности с учетом постановления N 1288;

процессных мероприятий, реализуемых непрерывно либо на периодической основе;

з) закрепление должностного лица, ответственного за реализацию государственной (муниципальной) программы, а также каждого структурного элемента такой программы;

и) наличие информационного ресурса для планирования государственных (муниципальных) программ и формирования отчетности по ним и возможность информационного взаимодействия и обмена данными с информационными системами, предусмотренными Положением N 786;

к) обеспечение возможности маркировки в информационных системах, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, в составе государственной (муниципальной) программы ее параметров (в том числе показателей, мероприятий (результатов), параметров финансового обеспечения), соответствующих сферам реализации государственных программ Российской Федерации (для государственных программ), государственных программ (для муниципальных программ) и их структурных элементов, а также обеспечение маркировки государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, относящихся к реализации национальных проектов (программ) (далее - национальные проекты), с учетом требований пункта 15 настоящих Методических рекомендаций;

л) однократность ввода данных при формировании, реализации государственных (муниципальных) программ и их мониторинге;

м) интеграция информационного взаимодействия и обмена данными при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и государственных (муниципальных) программ.

10. Разработка и реализация государственной (муниципальной) программы осуществляется ответственным исполнителем такой программы совместно с ее соисполнителями и участниками.

11. Формирование, представление, согласование и утверждение документов и информации, в том числе паспортов государственных программ, паспортов структурных элементов государственных программ, запросов на изменение паспортов государственных программ, запросов на изменение паспортов структурных элементов государственных программ, планов реализации структурных элементов государственных программ, отчетов о ходе реализации государственных программ и их структурных элементов, а также иных документов и материалов (за исключением документов, указанных в подпунктах "а", "г" - "з" пункта 18, пункте 22 настоящих Методических рекомендаций), разрабатываемых при реализации государственных программ, может осуществляться одним из следующих способов:

а) в государственной информационной системе субъекта Российской Федерации (далее - региональная информационная система) с учетом возможности информационного обмена данными, необходимыми для мониторинга параметров государственных программ Российской Федерации (в том числе в части показателей, мероприятий (результатов), их финансового обеспечения, контрольных точек и объектов мероприятий (результатов)), с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").

Требования к форматам передачи информации, представляемой в систему "Электронный бюджет" в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, размещаются на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) непосредственно в системе "Электронный бюджет" по мере ввода в эксплуатацию ее компонентов и модулей - при отсутствии региональной информационной системы.

Формирование, представление, согласование и утверждение документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных в установленном порядке действовать от имени ответственного исполнителя (соисполнителя, участника) государственной программы.

Обмен документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера, осуществляется на бумажном и электронных носителях в установленном порядке.

До ввода в эксплуатацию региональных информационных систем, а также соответствующих компонентов и модулей системы "Электронный бюджет", но не позднее 1 января 2024 года, формирование, представление, согласование и утверждение документов и информации, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в форме документов на бумажном носителе, подписанных лицами, уполномоченными в установленном порядке действовать от имени ответственного исполнителя (соисполнителя, участника) государственной программы, или в установленном на региональном уровне порядке.

Формирование, представление, согласование и утверждение документов и материалов, разрабатываемых при реализации муниципальных программ, рекомендуется осуществлять в информационных системах местных администраций муниципальных образований (при наличии). При отсутствии информационной системы формирование, представление, согласование и утверждение документов и материалов, разрабатываемых при реализации муниципальных программ осуществляется на бумажном носителе или в региональной информационной системе (при наличии соответствующего решения местной администрации муниципального образования и субъекта Российской Федерации).

12. Формирование документов и материалов по государственным программам и их структурным элементам в региональной информационной системе осуществляется по формам, установленным субъектом Российской Федерации самостоятельно, с учетом обязательного включения в них сведений и атрибутивных признаков, определенных настоящими Методическими рекомендациями.

В системе "Электронный бюджет" формирование документов и материалов по государственным программам и их структурным элементам, осуществляется по единым рекомендуемым формам, разработанным с учетом обязательного включения в них сведений и атрибутивных признаков, определенных настоящими Методическими рекомендациями, и размещаемым на Портале государственных программ в соответствии с пунктом 1 настоящих Методических рекомендаций.

Разработку форм документов и материалов, необходимых для реализации муниципальных программ и их структурных элементов, рекомендуется осуществлять с учетом рекомендуемых форм для государственных программ и их структурных элементов, и отражения в них сведений и атрибутивных признаков, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями.

13. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций муниципальный образований), являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями, участниками) государственных (муниципальных) программ, несут персональную ответственность за достоверность и своевременность предоставления информации, размещаемой (формируемой) ими в информационных системах, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций.

14. Информационные системы, указанные в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, являются учетными системами.

В целях методологической поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на Портале государственных программ создается специализированный сервис, обеспечивающий (по мере ввода в эксплуатацию его компонентов):

возможность формирования проекта структуры государственных программ и их структурных элементов (далее - проект структуры) (при необходимости), в том числе осуществление взаимоувязки их отдельных параметров с параметрами государственных программ Российской Федерации и их структурными элементами с возможностью использования существующих федеральных и региональных практик по реализации государственных программ. Параметры проекта структуры, сформированные посредством сервиса на Портале государственных программ, могут быть переданы в систему "Электронный бюджет" (при наличии технической возможности) посредством информационного обмена данными, в целях формирования паспорта государственной программы и (или) структурного элемента для его дальнейшего уточнения и заполнения всех необходимых атрибутов;

размещение методических материалов, разъяснений и форм документов, используемых при формировании, реализации и мониторинге государственных (муниципальных) программ;

размещение информации о плановых и фактических параметрах государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, сформированных на основании данных информационных систем, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, иной аналитической информации и материалов, а также обработка и анализ такой информации и данных.

15. Ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками государственных (муниципальных) программ в информационных системах, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, обеспечивается маркировка параметров государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, в том числе относящихся:

к сферам реализации государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов (для государственных программ), государственных программ и их структурных элементов (для муниципальных программ);

к реализации национальных проектов.

16. При наличии направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), не подлежащих включению в государственные (муниципальные) программы, в нормативном правовом акте об утверждении порядка формирования и реализации государственных (муниципальных) программ рекомендуется определить закрытый перечень таких направлений.

16.1. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Учитывая указанную норму, а также положения статей 84, 85, 86 Бюджетного кодекса, расходные обязательства возникают в результате принятия законов, иных нормативных правовых актов, заключения договоров или соглашений, с указанием в них:

а) конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов - физических или юридических лиц (категорий указанных лиц), публично-правовых образований, субъектов международного права;

б) объемов предоставляемых ресурсов либо порядок определения таких объемов.

Государственные (муниципальные) программы сами по себе расходных обязательств не порождают, поскольку не соответствуют указанным требованиям, в том числе не устанавливают конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов.

Государственные (муниципальные) программы являются документом планирования бюджетных ассигнований во взаимосвязи с результатами их использования. В этой связи параметры ресурсного обеспечения государственных (муниципальных) программ, исходя из положений статьи 174.2 Бюджетного кодекса, включают объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств (обусловленных уже принятыми нормативными правовыми актами, заключенными контрактами, международными договорами и соглашениями, иными аналогичными документами), а также предполагаемые объемы бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств (обусловленных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или плановом периоде).

Кроме того, абзацем четвертым пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете. Это предполагает, что конкретный объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий (результатов) государственных (муниципальных) программ определяется в рамках формирования проекта бюджета публично-правового образования и затем указывается в соответствующей программе.

17. В целях реализации предусмотренного статьей 7 Закона N 172-ФЗ принципа прозрачности (открытости) стратегического планирования информацию о параметрах государственных (муниципальных) программ, в том числе опубликованные нормативные правовые акты об утверждении государственных (муниципальных) программ, рекомендуется размещать на специализированных государственных (муниципальных) информационных ресурсах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций муниципальных образований) в сети "Интернет".

II. Рекомендации к структуре государственных
(муниципальных) программ

18. Государственную программу рекомендуется формировать в виде системы следующих документов:

а) стратегические приоритеты - приоритеты и цели государственной политики субъекта Российской Федерации, в том числе с указанием связи с национальными целями развития и государственными программами Российской Федерации;

б) паспорт государственной программы;

в) паспорта структурных элементов государственной программы, включающие в том числе планы по их реализации;

г) правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъектов Российской Федерации местным бюджетам в рамках реализации государственной программы (в случае предоставления соответствующих межбюджетных трансфертов в рамках государственной программы);

д) правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам в рамках реализации государственной программы (при необходимости);

е) решения об осуществлении капитальных вложений в рамках реализации государственной программы (при необходимости);

ж) решения о заключении от имени субъекта Российской Федерации государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в рамках государственной программы (при необходимости);

з) иные документы и материалы в сфере реализации государственной программы в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (при необходимости).

При определении системы документов муниципальных программ рекомендуется исходить из аналогичных подходов.

В информационных системах, указанных в пункте 11 Методических рекомендаций, ответственным исполнителем государственной программы совместно с ее соисполнителями и участниками осуществляется формирование реестра документов, входящих в состав государственной программы (далее - реестр документов), а также обеспечивается его актуальность и полнота.

19. В реестре документов рекомендуется приводить следующую информацию:

а) тип документа. Определяется в зависимости от содержания документа и должен соответствовать одному из следующих типов:

- стратегические приоритеты государственной программы;

- паспорт государственной программы;

- паспорт структурного элемента государственной программы;

- правила предоставления межбюджетных трансфертов;

- правила осуществления бюджетных инвестиций;

- правила предоставления субсидий юридическим лицам;

- решение об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации;

- решение о заключении долгосрочных государственных контрактов;

б) вид документа (например, постановление, распоряжение высшего должностного лица исполнительной власти субъекта Российской Федерации, протокол, приказ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иного государственного органа (организации) субъекта Российской Федерации и др.);

в) наименование и реквизиты (дата и номер) утвержденного (принятого) документа;

г) наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (иного государственного органа, организации субъекта Российской Федерации), ответственного за разработку документа;

д) гиперссылка на текст документа на официальном интернет-портале правовой информации (в случае размещения документов).

В случае утверждения (принятия) документов, предусматривающих внесение изменений в ранее утвержденный (принятый) документ, такие документы также рекомендуется включать в реестр документов по соответствующей государственной программе.

При формировании документов и материалов по муниципальным программам рекомендуется осуществлять ведение соответствующего реестра документов в аналогичном порядке.

Рекомендуемая форма реестра размещается на Портале государственных программ.

20. При определении структуры государственной (муниципальной) программы обособляется проектная и процессная части.

В проектную часть рекомендуется включать направления деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местных администраций муниципальных образований), в рамках которых предусматривается:

а) осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);

б) предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);

в) предоставление субсидий (иных межбюджетных трансфертов) из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

г) предоставление бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам;

д) выработка предложений по совершенствованию государственной (муниципальной) политики и нормативного регулирования в сфере реализации государственной (муниципальной) программы;

е) осуществление стимулирующих налоговых расходов;

ж) организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере реализации государственной (муниципальной) программы;

з) создание и развитие информационных систем;

и) предоставление целевых субсидий государственным (муниципальным) учреждениям в целях осуществления капитальных вложений, операций с недвижимым имуществом, приобретения нефинансовых активов, а также реализации иных мероприятий, отвечающих критериям проектной деятельности;

к) иные направления деятельности, отвечающие критериям проектной деятельности.

В процессную часть рекомендуется включать направления деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местных администраций муниципальных образований), в рамках которых предусматривается:

а) выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг;

б) предоставление субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

в) предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

г) осуществление текущей деятельности казенных учреждений;

д) предоставление целевых субсидий государственным (муниципальным) учреждениям (за исключением субсидий, предоставляемых в рамках проектной деятельности);

е) оказание мер социальной поддержки отдельным категориям населения (за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами установлен ограниченный период действия соответствующих мер), включая осуществление социальных налоговых расходов;

ж) обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга);

з) исполнение международных обязательств (за исключением случаев, когда международными договорами установлен ограниченный период действия соответствующих обязательств);

и) предоставление субсидий в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

к) иные направления деятельности.

При формировании проектной части государственной (муниципальной) программы включаемые в ее состав мероприятия (результаты) должны иметь количественно измеримые итоги их реализации. При формировании процессной части государственной (муниципальной) программы допускается включение мероприятий (результатов), не имеющих количественно измеримых итогов их реализации.

21. В проектную часть государственной программы в качестве ее структурных элементов рекомендуется включать региональные проекты и ведомственные проекты.

Региональный проект обеспечивает достижение и (или) вклад в достижение целей и (или) показателей и мероприятий (результатов) федерального проекта, входящего в состав национального проекта, и (или) структурных элементов государственной программы Российской Федерации, и (или) государственной программы.

Рекомендуется формировать следующие типы региональных проектов:

а) региональный проект, направленный на достижение целей, показателей и решение задач национального проекта (далее - региональный проект, направленный на достижение национального проекта), подразумевает создание отдельного регионального проекта, соответствующего федеральному проекту, входящему в национальный проект;

б) иной региональный проект.

Типы региональных проектов, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, включают в себя как декомпозированные по субъектам Российской Федерации в паспортах структурных элементов государственных программ Российской Федерации мероприятия (результаты), так и собственные мероприятия (результаты).

Для региональных проектов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, необязательно формирование отдельного регионального проекта, соответствующего федеральному проекту, не входящему в состав национального проекта, при наличии декомпозированных мероприятий (результатов) из такого федерального проекта.

Формирование ведомственного проекта, как правило, может осуществляться в случае, если реализация мероприятий (результатов) не направлена на достижение показателей и результатов структурного элемента государственной программы Российской Федерации и имеет отличную от регионального проекта процедуру утверждения, предусмотренную пунктом 62 настоящих Методических рекомендаций.

В процессную часть государственной программы рекомендуется включать комплексы процессных мероприятий, формируемых по аналогии с положениями Методических рекомендаций N 500.

При формировании комплексов процессных мероприятий в рамках государственной программы рекомендуется отдельно выделять:

комплекс процессных мероприятий по обеспечению реализации государственных функций и полномочий ответственным исполнителем государственной программы;

комплекс процессных мероприятий по обеспечению реализации государственных функций и полномочий соисполнителем (участником) государственной программы, в случае если бюджетные ассигнования регионального бюджета на его содержание предусмотрены в рамках такой программы.

В проектной и процессной части муниципальной программы рекомендуется формировать муниципальные проекты и комплексы процессных мероприятий.

В рамках государственной (муниципальной) программы могут реализовываться отдельные мероприятия, направленные на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году (далее - отдельные мероприятия).

Перечень отдельных мероприятий устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) самостоятельно.

III. Рекомендации к содержанию государственной
(муниципальной) программы

22. Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования) об утверждении государственной (муниципальной) программы рекомендуется утверждать:

а) стратегические приоритеты государственной (муниципальной) программы;

б) правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в рамках государственной программы (в случае если государственной программой предусмотрено предоставление таких субсидий);

в) иные документы, необходимые для обеспечения реализации государственной (муниципальной) программы, по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).

В стратегические приоритеты государственной (муниципальной) программы рекомендуется включать:

а) оценку текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

б) описание приоритетов и целей государственной (муниципальной) политики в сфере реализации государственной (муниципальной) программы;

в) сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации (для государственных программ), государственных программ (для муниципальных программ);

г) задачи государственного (муниципального) управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного (муниципального) управления.

23. Паспорт государственной (муниципальной) программы рекомендуется утверждать решением уполномоченного органа управления в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) системой управления государственными (муниципальными) программами или в порядке, утвержденном в субъекте Российской Федерации (муниципальным образованием).

В паспорте государственной (муниципальной) программы необходимо отображать следующие сведения:

а) наименование государственной (муниципальной) программы;

б) цели и показатели, их характеризующие;

в) сроки реализации (с возможностью выделения этапов);

г) перечень структурных элементов;

д) параметры финансового обеспечения за счет всех источников финансирования по годам реализации в целом по государственной (муниципальной) программе и с детализацией по ее структурным элементам, а также с указанием общего объема налоговых расходов, предусмотренных в рамкой такой программы;

е) сведения о кураторе (при наличии), ответственном исполнителе;

ж) связь с национальными целями, государственными программами Российской Федерации (для государственных программ) или с государственными программами (для муниципальных программ) (при наличии).

Рекомендуемая форма паспорта государственной программы размещается на Портале государственных программ.

При необходимости в паспорт государственной (муниципальной) программы могут включаться иные сведения.

24. В паспорте структурного элемента государственной (муниципальной) программы рекомендуется отображать следующие сведения:

а) наименование структурного элемента;

б) общественно значимые результаты (только для региональных проектов, направленных на достижение национальных проектов) или задачи;

в) показатели;

г) сроки реализации;

д) перечень мероприятий (результатов);

е) параметры финансового обеспечения за счет всех источников по годам реализации в целом по структурному элементу государственной (муниципальной) программы, а также с детализацией по его мероприятиям (результатам);

ж) план реализации, включающий информацию о контрольных точках, а также объектах мероприятий (результатов) (за исключением региональных проектов, направленных на достижение национальных проектов, информация об объектах мероприятий (результатов) которых подлежит отражению в рабочем плане регионального проекта);

з) сведения о кураторе (при наличии), соисполнителе государственной (муниципальной) программы, администраторе (при необходимости).

Рекомендуемая форма паспорта комплекса процессных мероприятий размещается на Портале государственных программ.

При необходимости в паспорт структурного элемента государственной (муниципальной) программы могут включаться иные сведения.

Паспорта региональных проектов, направленных на достижение национальных проектов, рекомендуется разрабатывать по форме, аналогичной форме паспорта федерального проекта, входящего в состав национального проекта, а иных региональных проектов и ведомственных проектов - по форме, аналогичной форме паспорта ведомственного проекта.

Рекомендуемая форма паспорта регионального проекта, паспорта ведомственного проекта размещается на Портале государственных программ.

25. Для каждой государственной (муниципальной) программы устанавливается одна или несколько целей, которые должны соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствующей сфере.

26. Цели государственной (муниципальной) программы следует формулировать исходя из следующих критериев:

а) специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной (муниципальной) программы);

б) конкретность (не следует использовать размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);

в) измеримость (возможность измерения (расчета) прогресса в достижении цели, в том числе посредством достижения значений связанных показателей);

г) достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной (муниципальной) программы);

д) актуальность (цель должна соответствовать уровню и текущей ситуации развития соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования));

е) релевантность (соответствие формулировки цели конечным социально-экономическим эффектам от реализации государственной (муниципальной) программы);

ж) ограниченность во времени (цель должна быть достигнута к определенному моменту времени).

Цель государственной (муниципальной) программы рекомендуется формулировать с указанием целевого значения показателя, отражающего конечный социально-экономический эффект от реализации государственной (муниципальной) программы на момент окончания реализации этой государственной (муниципальной) программы.

Цели государственных программ, связанных с государственными программами Российской Федерации, следует формулировать в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации.

Цели муниципальных программ, связанных с государственными программами, следует формулировать в соответствии с целями государственных программ.

Формулировки целей государственной (муниципальной) программы не должны дублировать наименования ее задач, а также мероприятий (результатов), контрольных точек структурных элементов такой программы.

Сформированные цели государственной (муниципальной) программы должны в целом охватывать основные направления реализации государственной (муниципальной) политики в соответствующей сфере социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

27. При постановке целей государственной (муниципальной) программы рекомендуется обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения. Для этого для каждой цели государственной (муниципальной) программы, а также задачи ее структурного элемента формируются показатели.

Допускается включение в государственную (муниципальную) программу комплекса процессных мероприятий, для которых показатели не устанавливаются.

В государственных (муниципальных) программах рекомендуется учитывать влияние на показатели всех инструментов государственной (муниципальной) политики, в том числе применение налоговых льгот, мер тарифного регулирования, мер нормативного регулирования, участия в управлении организациями и т.п.

28. В перечень показателей государственных (муниципальных) программ, показателей ее структурных элементов рекомендуется включать:

а) показатели, характеризующие достижение национальных целей развития;

б) показатели, соответствующие показателям государственных программ Российской Федерации, в том числе предусмотренные в заключенном соглашении о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации (далее - нефинансовое соглашение);

в) показатели приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования), определяемые в документах стратегического планирования;

г) показатели уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в соответствующей сфере социально-экономического развития (при необходимости);

д) показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации (для государственных программ), а также деятельности органов местного самоуправления (для муниципальных программ).

Показатели, предусмотренные в заключенном нефинансовом соглашении, отражаются в составе государственной программы, ее структурного элемента без изменения их наименований, единиц измерения и значений по годам реализации, установленных таким соглашением.

29. Включаемые в состав государственной (муниципальной) программы, ее структурного элемента показатели рекомендуется формировать согласно критериям измеримости (счетности) и однократности учета.

Рекомендуемыми критериями измеримости (счетности) являются: наличие единиц измерения, возможность ежемесячного (при необходимости - ежеквартального расчета), возможность автоматизации, определение источников данных, верификация достоверности данных, надлежащий охват данных.

Показатели государственной (муниципальной) программы, ее структурных элементов должны удовлетворять одному из следующих условий:

а) значения показателей рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;

б) значения показателей определяются на основе данных официального статистического наблюдения;

в) значения показателей рассчитываются по методикам, утвержденным ответственными исполнителями, соисполнителями, участниками государственных (муниципальных) программ.

Методики расчета значений показателей государственных программ и их структурных элементов, соответствующих показателям государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов, должны соответствовать принятым (утвержденным) на федеральном уровне методикам расчета.

Показатели государственной (муниципальной) программы следует приводить по годам реализации (помесячно или квартально для текущего финансового года или в соответствии с периодичностью официального статистического расчета), сгруппированные по ее целям, с указанием связи с показателями государственных программ Российской Федерации (для государственных программ), показателями государственных программ (для муниципальных программ).

На текущий год может не осуществляться планирование ежемесячных значений показателей государственных программ и региональных проектов (по решению управляющего совета или куратора) и ведомственных проектов (по решению ответственного за формирование ведомственного проекта) в случаях:

а) наличия иной периодичности представления данных по показателям в силу законодательства Российской Федерации;

б) определения значений показателей на основании данных международных организаций, фактические значения которых публикуются на ежеквартальной или ежегодной основе;

в) определения значений показателей на основании данных, представляемых коммерческими организациями;

г) расчета значений показателей, который связан с сезонным фактором и (или) жизненным циклом создания объектов или оказанием услуг (наличие дискретного (прерывистого) характера ежемесячных значений показателей).

В случае невозможности расчета значений показателей государственной (муниципальной) программы, показателей ее структурных элементов с учетом установленных сроков представления годовой отчетности предлагается установить "прокси-показатели".

30. Обязательными атрибутивными признаками, характеризующими показатели государственной (муниципальной) программы и показатели ее структурных элементов, являются:

а) наименование показателя;

б) единица измерения показателя (по ОКЕИ);

в) базовое значение показателя (с указанием года);

г) значение показателя (по годам реализации);

д) характеристика планируемой динамики показателя (возрастание или убывание);

е) метод расчета (накопительный итог или дискретный показатель);

ж) связь с целью государственной (муниципальной) программы, с задачей структурного элемента такой программы, достижение (решение) которой характеризует показатель государственной (муниципальной) программы, показатель структурного элемента;

з) связь с показателем государственной программы Российской Федерации и (или) ее структурного элемента (для государственных программ), государственной программы и (или) ее структурного элемента (для муниципальных программ).

В качестве дополнительных атрибутивных признаков, характеризующих показатели государственной (муниципальной) программы и показатели ее структурных элементов, рекомендуется использовать следующие:

а) уровень показателя (показатель государственной (муниципальной) программы или показатель структурного элемента такой программы);

б) должностное лицо, ответственное за достижение показателя;

в) связь с документом стратегического планирования, поручением, иным документом, в соответствии с которым показатель включен в государственную (муниципальную) программу, ее структурный элемент;

г) информационная система (источник данных), содержащая сведения о показателях и их значениях (при наличии);

д) связь с государственной (муниципальной) программой в случае реализации структурного элемента в рамках нескольких государственных (муниципальных) программ (для показателей уровня структурного элемента).

31. Достижение целей и показателей, решение задач государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов обеспечивается за счет реализации мероприятий (результатов) структурных элементов такой программы.

Мероприятия (результаты) группируются по задачам структурных элементов государственных (муниципальных) программ.

Обязательными атрибутивными признаками, характеризующими мероприятия (результаты) структурного элемента государственной (муниципальной) программы, являются:

а) наименование мероприятия (результата);

б) единица измерения мероприятия (результата) (по ОКЕИ);

в) базовое значение мероприятия (результата) (с указанием года);

г) значение мероприятия (результата) (по годам реализации) (накопительным итогом/дискретно в отчетном периоде);

д) сроки реализации мероприятия (результата);

е) тип мероприятия (результата);

ж) ответственный исполнитель мероприятия (результата) (с указанием Ф.И.О., организации и должности);

з) вид документа, подтверждающий выполнение (достижение) мероприятия (результата);

и) связь с показателем государственной (муниципальной) программы/показателем, задачей структурного элемента такой программы.

В качестве дополнительных атрибутивных признаков, характеризующих мероприятия (результаты) структурного элемента государственной (муниципальной) программы, рекомендуется использовать следующие:

а) характеристика мероприятия (результата) - краткое описание выполняемой деятельности с указанием дополнительных качественных или количественных параметров мероприятия (результата), не дублирующих его наименование;

б) взаимосвязь с иными мероприятиями (результатами);

в) информационная система (источник данных), содержащая информацию о мероприятиях (результатах) и их значениях (при наличии);

г) признак реализации в муниципальном образовании.

Для мероприятий (результатов) процессной части государственной (муниципальной) программы, а также отдельных мероприятий допускается не устанавливать их значения, а также сроки окончания реализации.

32. В составе структурных элементов государственной программы в обязательном порядке отражаются результаты, предусмотренные в заключенном соглашении о предоставлении межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - финансовое соглашение).

Результаты, предусмотренные в финансовом соглашении, отражаются в составе структурных элементов государственной программы без изменения их наименований, единиц измерения, значений по годам реализации, установленных в таких соглашениях.

В случае предоставления из федерального бюджета единой субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в составе структурных элементов государственной программы в обязательном порядке отражаются мероприятия (результаты), предусмотренные планом, определенным абзацем седьмым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, без изменения их наименований, единиц измерения, значений по годам реализации, установленных в таком плане.

33. Мероприятие (результат) структурного элемента государственной (муниципальной) программы должно соответствовать принципам конкретности, точности, достоверности, измеримости (счетности).

Наименование мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы должно быть сформулировано в виде завершенного действия, характеризующего в том числе количество создаваемых (приобретаемых) материальных и нематериальных объектов, объем оказываемых услуг или выполняемых работ.

Наименование мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы не должно:

а) дублировать наименование цели, показателя, задачи, иного мероприятия (результата), контрольной точки, объекта мероприятия (результата);

б) содержать значение и период достижения;

в) содержать указание на два и более мероприятия (результата);

г) содержать наименования нормативных правовых актов, иных поручений;

д) содержать указания на виды и формы государственной поддержки (субсидии, дотации и др.).

Мероприятия (результаты) структурного элемента государственной (муниципальной) программы формируются с учетом соблюдения принципа прослеживаемости финансирования мероприятия (результата) - увязки одного мероприятия (результата) с одним направлением расходов, за исключением мероприятий (результатов), источником финансового обеспечения реализации которых является консолидированная субсидия. Формирование мероприятий (результатов) процессной части государственной (муниципальной) программы, а также мероприятий (результатов), реализация которых осуществляется в течение 2023 года, может осуществляться без соблюдения указанного принципа.

Планирование сроков выполнения (достижения) мероприятий (результатов) осуществляется с учетом:

а) их равномерного распределения в течение календарного года;

б) сопоставимости со сроками достижения показателей государственной программы (муниципальной) программы и показателей ее структурных элементов;

в) установления плановых дат их выполнения (достижения) не позднее дат соответствующих мероприятий (результатов), определенных в структурных элементах государственных программ Российской Федерации.

34. В целях унификации процесса мониторинга хода выполнения (достижения) мероприятий (результатов) структурных элементов государственных (муниципальных) программ каждому мероприятию (результату) следует присваивать тип и соответствующий ему набор контрольных точек, перечень которых определен в единых методических рекомендациях (для проектной части государственной (муниципальной) программы), а также в Методических рекомендациях N 500 (для процессной части государственной (муниципальной) программы)).

Для мероприятий (результатов) структурных элементов государственных программ, декомпозированных по субъектам Российской Федерации в паспортах структурных элементов государственных программ Российской Федерации, в соответствии с Едиными методическими рекомендациями, необходимо формировать не менее 6 контрольных точек, равномерно распределенных в течение года.

Для иных мероприятий (результатов) государственных (муниципальных) программ, рекомендуемое количество 4 - 6 контрольных точек, устанавливаемое по решению субъекта Российской Федерации.

При необходимости допускается формирование иных типов мероприятий (результатов) и дополнительных контрольных точек, не предусмотренных перечнем, указанным в абзаце первом настоящего пункта, за исключением мероприятий (результатов), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета.

Для мероприятий (результатов) структурных элементов государственной программы, предусматривающих софинансирование за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке предусматриваются специальные контрольные точки, установленные в структурных элементах государственной программы Российской Федерации.

Для отдельных мероприятий (результатов) процессной части государственной (муниципальной) программы, а также отдельных мероприятий допускается не устанавливать контрольные точки.

35. Обязательными атрибутивными признаками, характеризующими контрольные точки мероприятий (результатов) структурных элементов государственной (муниципальной) программы, являются:

а) наименование контрольной точки;

б) срок выполнения (в формате ДД.ММ.ГГГГ);

в) ответственный исполнитель (с указанием Ф.И.О., организации и должности);

г) вид документа, подтверждающего выполнение контрольной точки.

Данные об информационной системе (источнике данных), содержащей информацию о контрольных точках мероприятий (результатов), рекомендуется использовать в качестве дополнительного атрибутивного признака (при необходимости).

36. Формулировки контрольных точек должны отражать факт завершения промежуточного результата или иного значимого действия по выполнению мероприятия (достижению результата).

Планирование сроков достижения контрольных точек осуществляется с учетом:

а) их равномерного распределения в течение календарного года;

б) их сопоставимости со сроками выполнения (достижения) мероприятий (результатов) структурных элементов государственной (муниципальной) программы;

в) установления плановых дат их выполнения не позднее дат соответствующих контрольных точек, определенных в структурных элементах государственных программ Российской Федерации (для мероприятий (результатов) государственной программы, предусматривающих софинансирование за счет средств федерального бюджета).

Не допускается наличие у мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы только одной контрольной точки со сроком наступления 31 декабря, а также преобладание наибольшего количества контрольных точек в четвертом квартале года.

37. Мероприятия (результаты) структурных элементов государственной (муниципальной) программы, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, рекомендуется декомпозировать до конкретных объектов и их контрольных точек.

38. Информацию о мероприятиях (результатах) структурного элемента государственной (муниципальной) программы с детализацией до контрольных точек следует отражать в плане реализации такого структурного элемента государственной (муниципальной) программы.

План реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы разрабатывается на весь срок реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы (с возможностью актуализации и допланирования) и подлежит включению в паспорт такого структурного элемента.

IV. Финансовое обеспечение реализации государственных
(муниципальных) программ

39. Параметры финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия планируются исходя из необходимости достижения целей и приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

40. Источниками финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы являются:

а) бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), включающие в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов иных субъектов Российской Федерации, местных бюджетов бюджету субъекту Российской Федерации (местному бюджету);

б) бюджетные ассигнования бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (для государственных программ);

в) внебюджетные источники.

41. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, законами субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет бюджетных ассигнований местного бюджета.

42. Параметры финансового обеспечения в паспорте государственной (муниципальной) программы приводятся в разрезе источников финансирования, определенных пунктом 40 настоящих Методических рекомендаций, по годам реализации в целом по такой программе, а также с детализацией по ее структурным элементам.

Параметры финансового обеспечения в паспорте структурного элемента государственной (муниципальной) программы приводятся в разрезе источников финансирования, определенных пунктом 40 настоящих Методических рекомендаций, по годам реализации в целом по такому структурному элементу, а также с детализацией по его мероприятиям (результатам).

Параметры финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов приводятся в тысячах рублей с точностью не менее одного знака после запятой.

Не допускается расхождение параметров финансового обеспечения структурных элементов государственной (муниципальной) программы, приведенных в паспорте такой программы и паспортах ее структурных элементов.

В целях обеспечения равномерности реализации государственных (муниципальных) программ рекомендуется предусматривать ежемесячное планирование параметров финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в течение текущего финансового года.

43. В случае если в рамках государственной (муниципальной) программы предусмотрена реализация мероприятий (результатов) за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), рекомендуется дополнительно формировать сведения об объемах бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по годам реализации государственной (муниципальной) программы.

44. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных (муниципальных) программ в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом результатов реализации государственных (муниципальных) программ за предыдущий год.

45. Показатели финансового обеспечения реализации государственных (муниципальных) программ за счет средств соответствующего бюджета за пределами планового периода определяются исходя из установленного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) предельного объема расходов на реализацию государственных (муниципальных) программ в соответствии с бюджетным прогнозом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на долгосрочный период.

46. В рамках приведения параметров финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете, предусмотренного статьей 179 Бюджетного кодекса, при необходимости могут уточняться иные параметры таких программ, в том числе значения их показателей и мероприятий (результатов).

Учитывая необходимость мониторинга хода достижения параметров государственных программ Российской Федерации, реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, рекомендуется осуществлять приведение государственных программ в соответствие с законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период не позднее 25 января первого года реализации государственной программы в соответствии с положениями настоящих Методических рекомендаций, а в последующие годы реализации государственной программы - до начала очередного финансового года.

47. Корректировку параметров финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов в течение финансового года при наличии нормативных правовых оснований на осуществление такой корректировки рекомендуется осуществлять одновременно с процедурами внесения изменений в паспорта государственной (муниципальной) программы, паспорта ее структурных элементов.

Периодичность, необходимость и порядок внесения изменений в нормативный правовой акт об утверждении государственной (муниципальной) программы и (или) структурные элементы государственной (муниципальной) программы устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) самостоятельно.

V. Разработка государственной (муниципальной) программы
и внесение в нее изменений

48. Порядок формирования паспорта государственной (муниципальной) программы, паспорта ее структурного элемента и внесения изменений в указанные паспорта устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).

49. Формирование паспорта государственной (муниципальной) программы осуществляется ее ответственным исполнителем, паспорта структурного элемента государственной (муниципальной) программы - соответствующим соисполнителем такой программы с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (структурных подразделений местной администрации муниципального образования) (далее - заинтересованные органы власти).

50. В перечень заинтересованных органов власти при определении порядка согласования проекта паспорта государственной (муниципальной) программы, проекта паспорта структурного элемента государственной (муниципальной) программы, изменений в указанные паспорта, рекомендуется включать:

а) ответственного исполнителя государственной (муниципальной) программы (при рассмотрении документов, формируемых соисполнителем и участниками государственной (муниципальной) программы);

б) соисполнителя, участника государственной (муниципальной) программы;

в) финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

г) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местную администрацию муниципального образования), на который возложены полномочия по методологическому обеспечению и (или) координации вопросов формирования и реализации государственных (муниципальных) программ.

51. Внесение изменений в паспорт государственной (муниципальной) программы, паспорт структурного элемента такой программы может осуществляться по инициативе ответственного исполнителя (соисполнителя, участника) государственной (муниципальной) программы, органов управления, определенных в соответствии с системой управления государственной (муниципальной) программой, а также во исполнение поручений и по результатам мониторинга реализации государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов.

52. Внесение изменений в паспорт государственной (муниципальной) программы, паспорт ее структурного элемента рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

а) путем формирования и утверждения отдельных взаимосвязанных запросов на изменение паспорта государственной программы, паспорта структурного элемента такой программы;

б) путем формирования и утверждения единого запроса на изменение государственной (муниципальной) программы, включающего изменения параметров паспортов государственной (муниципальной) программы, паспортов ее структурных элементов по рекомендуемой форме, размещаемой на Портале государственных программ.

В системе "Электронный бюджет" осуществляется формирование запросов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

При необходимости к запросам, указанным в настоящем пункте, может быть сформирована пояснительная записка, содержащая информацию о предлагаемых изменениях паспорта относительно его действующей редакции с приведением соответствующих обоснований, а также расчетов предлагаемых изменений.

53. Внесение изменений в паспорта государственной (муниципальной) программы, ее структурных элементов следует осуществлять до момента наступления сроков достижения (выполнения) изменяемых параметров такой программы, ее структурного элемента.

54. Утверждение паспорта государственной (муниципальной) программы, паспортов структурных элементов такой программы, изменений в указанные паспорта осуществляется уполномоченными органами управления в соответствии с принятой системой управления государственными (муниципальными) программами в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании).

Паспорт государственной (муниципальной) программы, реализация которой планируется с очередного финансового года, рекомендуется рассматривать и утверждать на заседании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) одновременно с рассмотрением и одобрением проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Внесение изменений в паспорт государственной (муниципальной) программы рекомендуется осуществлять высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в случаях:

а) при рассмотрении проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

б) при изменении параметров государственной (муниципальной) программы на последний год ее реализации;

в) при наличии неурегулированных разногласий между ответственным исполнителем государственной (муниципальной) программы и участниками согласования.

В случаях, не предусмотренных абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, внесение изменений в паспорт государственной (муниципальной) программы рекомендуется осуществлять органами управления государственной (муниципальной) программы.

55. Внесение изменений в акт об утверждении государственной (муниципальной) программы осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки нормативного правового акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального правового акта местной администрации муниципального образования).

56. Планирование реализации государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов осуществляется на основе разработки планов реализации ее структурных элементов.

VI. Рекомендации по организации системы управления
реализацией государственной (муниципальной) программы

57. Порядок управления государственными (муниципальными) программами определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).

В целях осуществления управления реализацией государственной (муниципальной) программы может быть сформирован управляющий совет государственной (муниципальной) программы (далее - управляющий совет) - коллегиальный орган межведомственного взаимодействия, образуемый при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) и возглавляемый куратором государственной (муниципальной) программы (далее - куратор) из числа заместителей руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).

58. К полномочиям управляющего совета или куратора рекомендуется относить:

а) координацию разработки и реализации государственной (муниципальной) программы;

б) одобрение стратегических приоритетов, целей, показателей и структуры государственной (муниципальной) программы;

в) одобрение параметров финансового обеспечения реализации государственной (муниципальной) программы в рамках составления проекта соответствующего бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

г) осуществление на постоянной основе контроля реализации государственной (муниципальной) программы, в том числе рассмотрение результатов мониторинга и оценки эффективности реализации государственной (муниципальной) программы;

д) принятие решений о внесении изменений в государственную (муниципальную) программу;

е) выполнение иных полномочий.

59. Управляющий совет может осуществлять функции и полномочия органов проектного управления в отношении региональных (муниципальных) проектов, являющихся структурными элементами государственной (муниципальной) программы.

60. По решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) кураторы государственных (муниципальных) программ могут осуществлять полномочия управляющих советов без проведения заседаний управляющих советов. Полномочия управляющего совета могут быть возложены на проектный комитет в случае, если вышеперечисленные координационные органы возглавляются одним и тем же куратором.

61. Порядок утверждения регионального проекта устанавливается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

62. Руководитель (заместитель руководителя) исполнительного органа субъекта Российской Федерации (руководитель (заместитель руководителя) аппарата высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) - ответственный за формирование и реализацию ведомственного проекта, комплекса процессных мероприятий, вправе принимать решение об утверждении паспорта соответствующего ведомственного проекта, паспорта комплексов процессных мероприятий, изменений в указанные паспорта.

63. Проектные офисы субъектов Российской Федерации выполняют функции координации, имея в виду администрирование процессов разработки, реализации и мониторинга проектной части государственных программ, в том числе контроль за формированием и предоставлением отчетности по государственным программам в рамках проектной деятельности и осуществление методической поддержки проектной деятельности в субъекте Российской Федерации в соответствии с функционалом, предусмотренным пунктом 27 Методических рекомендаций по организации деятельности проектных офисов федеральных органов исполнительной власти, организаций и проектных офисов субъектов Российской Федерации, направленных письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2022 г. N П6-70864.

VII. Механизмы синхронизации государственных программ
Российской Федерации и государственных программ

64. Синхронизация государственных программ Российской Федерации и государственных программ осуществляется посредством:

а) маркировки ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками государственных программ в информационных системах, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, параметров государственной программы и ее структурных элементов, относящихся к сферам реализации:

- государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов;

- к реализации национальных проектов (программ);

б) заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации регионального проекта, обеспечивающего достижение показателей соответствующего национального и федерального проекта и результатов федерального проекта;

в) заключения нефинансового соглашения и представления отчетности по нему - в части показателей государственных программ Российской Федерации и ее структурных элементов, декомпозируемых на уровень субъекта Российской Федерации;

Заключение нефинансового соглашения и представление отчетности осуществляется в порядке и по формам, установленным приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2021 г. N 722 "Об утверждении Порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и его типовой формы".

В нефинансовые соглашения не включаются показатели региональных проектов, направленных на достижение национальных проектов, утвержденных до направления настоящих Методических рекомендаций;

г) заключения финансовых соглашений и представления отчетности по ним - в части мероприятий (результатов), предусматривающих софинансирование за счет средств федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Заключение финансовых соглашений и представления отчетности по ним осуществляется по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

д) формирования плана по достижению показателей государственной программы Российской Федерации и показателей ее структурных элементов, установленных в заключенном нефинансовом соглашении (далее - план), и отчетности по нему - в части мероприятий (результатов), объектов и контрольных точек структурных элементов государственных программ Российской Федерации, декомпозируемых на уровень субъекта Российской Федерации.

Формирование, утверждение, внесение изменений в план, а также формирование отчетности о его выполнении осуществляется в порядке, утвержденном Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.

В план не включаются мероприятия (результаты), объекты и контрольные точки региональных проектов, указанных в абзаце третьем подпункта "в" настоящего пункта.

В рамках работы по заключению соглашений, предусмотренных настоящим пунктом Методических рекомендаций, рекомендуется обеспечить синхронизацию процессов формирования плана и финансовых соглашений, имея в виду исключение случаев вступления в силу финансового соглашения в отсутствие утвержденного плана.

VIII. Порядок проведения мониторинга и оценки эффективности
реализации государственной (муниципальной) программы

65. Под мониторингом реализации государственной (муниципальной) программы понимается система мероприятий по измерению фактических параметров исполнения государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов, определению их отклонений от плановых параметров, определению рисков, возникших при реализации государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов, прогнозированию исполнения плановых значений на будущий период.

Мониторинг реализации государственной (муниципальной) программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной (муниципальной) программы от запланированного уровня и осуществляется не реже одного раза в квартал.

Мониторинг реализации государственной (муниципальной) программы осуществляется на основе отчетов о ходе реализации государственной (муниципальной) программы.

66. Подготовка отчета о ходе реализации государственной (муниципальной) программы осуществляется на основе отчетов о ходе реализации ее структурных элементов в соответствии с рекомендуемыми формами, размещенными на Портале государственных программ.

67. Периодичность формирования отчетов о ходе реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов о ходе реализации структурных элементов государственных (муниципальных) программ определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) самостоятельно, но не реже ежеквартальной периодичности.

Квартально предоставляется отчетность по тем показателям, по которым разрабатывается квартальный план.

Формирование ежеквартального отчета о ходе реализации государственной программы рекомендуется осуществлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а отчета о ходе реализации структурного элемента государственной программы не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом.

Формирование ежеквартального отчета о ходе реализации муниципальной программы рекомендуется осуществлять не позднее 13-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а отчета о ходе реализации структурного элемента муниципальной программы не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом.

Участники регионального (муниципального), ведомственного проекта и комплекса процессных мероприятий (для структурных элементов муниципальных программ - при наличии информационной системы) по результатам и контрольным точкам не позднее плановой и (или) фактической даты их достижения, по показателям не позднее 2-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, либо не позднее установленной даты расчета значений показателей представляют в соответствующую информационную систему информацию о достижении соответствующих показателей, результатов и контрольных точек, ответственными исполнителями которых они являются, а также не позднее 2-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, прогнозные данные о достижении показателей, результатов, контрольных точек в следующих отчетных периодах и сведения о рисках реализации соответствующих проектов.

Формирование итогового годового отчета о ходе реализации государственной программы рекомендуется осуществлять не позднее 14 февраля года, следующего за отчетным (уточненный итоговый годовой отчет - до 12 апреля года, следующего за отчетным).

Формирование итогового годового отчета о ходе реализации муниципальной программы рекомендуется осуществлять не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным (уточненный итоговый годовой отчет - до 8 апреля года, следующего за отчетным).

Для государственных программ и их структурных элементов, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, отчетные данные для проведения мониторинга реализации государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов предоставляются только на бумажном носителе с возможным увеличением сроков, установленных настоящим пунктом, не более чем на 5 рабочих дней.

67.1. В отчете о ходе реализации государственной (муниципальной) программы, отчетов о ходе реализации структурных элементов такой программы подлежат отражению фактические сведения о следующих параметрах:

а) показатели;

б) мероприятия (результаты);

в) показатели финансового обеспечения за счет всех источников финансирования;

г) контрольные точки.

При необходимости в отчеты, указанные в настоящем пункте, включаются иные сведения, в том числе информация о возможных рисках.

Формирование отчетности осуществляется с учетом сопоставимости с данными, содержащимися в паспорте государственной (муниципальной) программы, паспорте ее структурного элемента.

67.2. При формировании отчета о ходе реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы рекомендуется включать в том числе:

а) показатели, мероприятия (результаты) и контрольные точки, срок достижения которых наступил в отчетном периоде;

б) недостигнутые показатели, мероприятия (результаты) и контрольные точки, срок достижения которых наступил в периоде, предшествующем отчетному;

в) досрочно достигнутые мероприятия (результаты) и контрольные точки;

г) мероприятия (результаты) и контрольные точки, достижение которых запланировано в течение 3 месяцев, следующих за отчетным периодом.

68. При формировании отчетов о ходе реализации государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов обязательно представление подтверждающих достижение показателей, результатов, выполнение мероприятий, объектов и контрольных точек государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов документов.

69. Ответственный исполнитель, соисполнители и участники государственных (муниципальных) программ обеспечивают достоверность данных, представляемых в рамках мониторинга реализации государственной (муниципальной) программы.

70. Оценку эффективности государственных (муниципальных) программ рекомендуется осуществлять органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) с учетом подходов и принципов, определенных Правилами оценки.