См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 мая 2010 г. N Д23-1899

О ПРИЗНАНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу восстановления права собственности на земельный участок, находившийся во владении на момент создания колхоза, и сообщает следующее.

Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г., частная собственность на землю была отменена, вся земля, в том числе крестьянская, безвозмездно отчуждалась, обращалась во всенародное достояние и бесплатно передавалась в пользование всех трудящихся на ней.

Закрепление земли в государственную собственность и возможность предоставления ее только в пользование, в том числе гражданам, были отражены в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г., Земельном кодексе РСФСР 1922 г.

При этом согласно примечанию 1 к статье 59 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. бывшие собственники, имущество которых было экспроприировано на основании революционного права или перешло во владение трудящихся до 22 мая 1922 г., не имеют права требовать возвращения этого имущества.

В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г., Земельным кодексом РСФСР 1970 г. земля также являлась исключительной собственностью государства и могла предоставляться только в пользование.

Учитывая изложенное, полагаем, что в описанной в обращении ситуации отсутствовало право собственности, в том числе правомочие по владению, на земельный участок, а имело место право пользования земельным участком.

Кроме того, согласно Земельному кодексу РСФСР 1970 г. добровольный отказ от пользования земельным участком, переселение в другое постоянное место жительства всех членов двора или семьи, а также прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, являлись основаниями прекращения права граждан на пользование земельным участком (по постановлению (решению) органов, предоставивших земельные участки).

При этом земельный участок не становился бесхозяйным (не имеющим собственника), поскольку государственная собственность на него не прекращалась с предоставлением земельного участка в пользование гражданам.

Также полагаем необходимым отметить, что Земельным кодексом РСФСР 1922 г. введена система земельной регистрации (государственной записи землепользований), задачей которой являлись сбор и хранение, в систематическом и наглядном виде, верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований в интересах общегосударственного управления землями и для ограждения прав и интересов землепользователей.

В земельную регистрацию включались в том числе сведения о местоположении и названии земельного участка, о количестве земли в нем и всей вообще и по отдельным угодьям, о важнейших постройках и хозяйственных обзаведениях, о наименовании землепользователей и об основаниях, по которым землепользователям предоставлены участки. Земельная регистрация велась по каждой волости отдельно, причем составлялись в том числе следующие акты: общий волостной реестр (список) землепользований; реестры усадебных участков всех селений волости. Обязательной отметке в актах регистрации по каждому землепользованию подлежали прекращение права на землю, предоставленную в трудовое пользование, смена домохозяев.

При органах земельной регистрации в центре и на местах образовывались земельные архивы, в которые передавались на хранение земельные дела, акты и планы.

В дальнейшем данные регистрации землепользований вошли в систему государственного земельного кадастра.

Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов. Временное пользование землей оформлялось договорами или удостоверениями на право временного пользования землей.

Таким образом, при наличии документов земельной регистрации или документов, удостоверяющих право землепользования (при условии, что данное право не прекращено по установленным земельным законодательством РСФСР основаниям), полагаем возможным применение к данной ситуации пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом о регистрации.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ