См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 марта 2011 г. N д23-922
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения Приказов Минэкономразвития России от 30 июля 2010 г. N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы", от 27 февраля 2010 г. N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем по затронутому в обращении вопросу полагаем возможным отметить следующее.
1. По вопросу количества экземпляров документа, в виде которого предоставляются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) Приказом Минэкономразвития России от 27 февраля 2010 г. N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" установлен Порядок предоставления сведений, внесенных в ГКН (далее - Порядок).
Пунктом 26 Порядка установлено, что на основании одного запроса предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения ГКН (например, кадастровый паспорт объекта недвижимости).
Поскольку в Форме запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта и кадастрового плана территории (приложение 2 к Порядку), а также в Форме запроса о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН (приложение 1 к Порядку), не предусмотрена отдельная графа для указания количества экземпляров запрашиваемого документа, в виде которого предоставляются сведения ГКН, полагаем возможным указание такой информации заявителем либо специалистом, осуществляющим прием запроса, в графе с наименованием соответствующего документа.
По вопросу об определении предоставляемого заявителю максимально возможного количества экземпляров одного документа, в виде которого предоставляются сведения ГКН, которое может быть выдано заявителю по одному запросу, необходимо иметь в виду следующее.
Порядком не предусмотрено ограничение количества экземпляров одного документа, в виде которого предоставляются сведения ГКН. Порядок установлен в соответствии с более поздней редакцией Закона о кадастре (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 343 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), чем Приказы Минюста России от 19 марта 2008 г. N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" и от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" (далее - Приказы Минюста), которыми, помимо основного вопроса регулирования, установлено ограничение количества экземпляров выдаваемых заявителю документов.
Кроме того, установление процедуры предоставления сведений ГКН не относится к предмету регулирования Приказов Минюста, они лишь утверждают формы документов, в виде которых предоставляются сведения ГКН.
В связи с изложенным рекомендуем руководствоваться Приказами Минюста в части, не противоречащей Порядку.
2. По вопросу отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта объекта недвижимости и предоставлении кадастровой выписки о земельном участке.
В случае, если в соответствии с пунктом 13 статьи 45 Закона о кадастре заявителю не может быть выдан кадастровый паспорт, то орган кадастрового учета выдает отказ в выдаче кадастрового паспорта. Закон о кадастре не предусматривает возможность возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, при отказе в выдаче таких сведений. Одновременно вышеуказанным Законом предусмотрена обязанность органа кадастрового учета выдать заявителю кадастровую выписку без дополнительных заявлений со стороны заявителя, при этом оплата за предоставление кадастровой выписки законом не предусмотрена. Таким образом, в случае предоставления вместо запрошенного заявителем кадастрового паспорта кадастровой выписки не требуется внесения заявителем разницы в их стоимости (в случае предоставления сведений в виде бумажного документа).
3. По вопросу формы запроса о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 Порядка запрос в виде бумажного документа составляется по форме согласно приложениям 1 и 2 к Порядку. Произвольной формы запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, ни Закон о кадастре, ни Порядок не предусматривают.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о кадастре сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Выдача сведений государственного кадастра недвижимости в произвольной форме Законом о кадастре не предусмотрена.
4. По вопросу платности предоставления сведений о кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения земельным налогом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - Постановление) сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения предоставляются по заявлению налогоплательщика земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, бесплатно в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Пункт 1 Постановления противоречит нормам Закона о кадастре (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), поскольку согласно части 11 статьи 14 Закона о кадастре за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Законом о кадастре не предусмотрена возможность бесплатного предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, отдельными категориями лиц.
Приказ Минэкономразвития России от 30 июля 2010 г. N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы" (далее - Приказ об оплате) издан во исполнение пункта 11 статьи 14 Закона о кадастре, и, соответственно, возможность бесплатного предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, с учетом указанных норм в Приказе об оплате также не предусмотрена.
Вместе с тем пунктом 2 Постановления установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.
Учитывая изложенное, полагаем, что до внесения соответствующих изменений в законодательство в части установления возможности бесплатного предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков, налогоплательщики-организации не имеют права на безвозмездное получение сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения земельным налогом.
Кроме того, сообщаем, что Минэкономразвития России разработан проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Закон о кадастре в части установления возможности бесплатного предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, отдельным категориям лиц, органов и организаций, в том числе сведений о кадастровой стоимости земельных участков. Указанный проект федерального закона будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в кратчайший срок.
5. По вопросу предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, на безвозмездной основе.
В соответствии с частью 11 статьи 14 Закона о кадастре за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации, указанной в части 6 указанной статьи Закона о кадастре, взимается плата. Закон не содержит каких-либо исключений для отдельных категорий лиц, органов и организаций.
Вместе с тем, пунктами 13, 15, 17 Порядка предусмотрена возможность получения сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, на безвозмездной основе, в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
В этой ситуации полагаем необходимым предоставлять сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, на безвозмездной основе тем лицам, органам и организациям, деятельность которых регламентируется федеральными законами, в которых прямо указано право таких лиц, органов и организаций на безвозмездное получение подобных сведений.
Так, в соответствии с:
пунктом 6 статьи 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно;
статьей 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно;
пунктом "м" статьи 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;
пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок;
пунктом 19 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно;
статьей 20.3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 120-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН