См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 мая 2010 г. N Д06-1416
О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел письмо об официальном истолковании законодательства о банкротстве и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным давать разъяснения нормативных правовых актов. В этой связи Минэкономразвития России вправе лишь высказать мнение по изложенному вопросу, не являющееся обязательным для правоприменителей.
Согласно статье 224 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Обращаем внимание, что нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224, согласно статье 226 Закона о банкротстве, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. Кроме того, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие указанные нарушения, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.
В соответствии с положениями статьи 30 Закона о банкротстве в случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 названного Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
При этом в процедуре ликвидации указанные действия осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор), поскольку в соответствии с положениями статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В целях предупреждения банкротства организации учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.
В соответствии со статьей 63 Кодекса после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно обращению у общества с ограниченной ответственностью имеются обязательства перед заявителем. При этом средств на их погашение недостаточно. Следовательно, у ликвидационной комиссии (ликвидатора) существует обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью банкротом. В этой связи отмечаем, что указанные обязательства могут быть прекращены по основаниям, установленным в Кодексе. В соответствии со статьей 407 Кодекса обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что законодательством не устанавливается каких-либо ограничений по проведению процедуры санации должника, находящегося в процессе ликвидации. В связи с чем, представляется, что после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредители (участники), собственник имущества должника - унитарного предприятия, кредиторы и иные лица вправе предоставить финансовую помощь ликвидируемому юридическому лицу в размере, достаточном для погашения всех заявленных в срок обязательств в соответствии со статьей 31 Закона о банкротстве.
Заместитель директора
Департамента корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ