См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 ноября 2009 г. N 18701-ИМ/Д23

О РАЗРЕШЕННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБРАЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

В Минэкономразвития России поступают обращения по вопросам о порядке внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельных участков, образуемых в результате выдела в счет земельных долей, в связи с чем Минэкономразвития России сообщает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

При этом в Законе отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков, образуемых в счет земельных долей. В связи с чем в данном случае применяются правила, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Так, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.

Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте. Вместе с тем, исходя из части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 13 Закона предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 Закона.

Между тем Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (статья 4) и Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (статья 11) предусмотрено использование для целей создания личного подсобного хозяйства либо крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков, имеющих различный правовой режим (земельных участков с правом возведения на них объектов капитального строительства и земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции).

Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, вид разрешенного использования земельного участка, образуемого в результате выдела в счет земельной доли, не может быть определен лицом, по инициативе которого осуществляется такой выдел. Возможные виды использования земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, определены пунктом 1 статьи 13, а также пунктом 1 статьи 4 Закона. Однако, учитывая положения части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования образуемого в счет земельной доли земельного участка должен определяться уполномоченным органом.

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35, сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Если указанный акт не принят в отношении образуемого в счет земельной доли земельного участка, в государственном кадастре недвижимости в отношении такого образуемого земельного участка необходимо указывать вид разрешенного использования преобразуемого (исходного) земельного участка.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выполняющих функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного кадастрового учета.

И.Е.МАНЫЛОВ