См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 27 апреля 2001 г. N ВТ-6-04/350

О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ N 5 В ИНСТРУКЦИЮ
ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 08.06.95 N 33 "О ПОРЯДКЕ
ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА
НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ"

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет согласованные с Министерством финансов Российской Федерации Разъяснения по применению Изменений и дополнений N 5 в Инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее по тексту - Изменения и дополнения N 5).

Настоящие Разъяснения разработаны в целях обеспечения единого методологического подхода по применению положений Изменений и дополнений N 5 и устранения неправомерных и противоречивых (в том числе по разным регионам) толкований норм Инструкции N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

Прошу довести настоящие Разъяснения до нижестоящих налоговых органов для применения в практической работе.

Заместитель министра
Российской Федерации
по налогам и сборам -
государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.ТИХОМИРОВ

Согласовано
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
М.МОТОРИН

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ N 5
В ИНСТРУКЦИЮ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 08.06.95 N 33
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА
НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ"

1. О вступлении в силу Изменений и дополнений N 5

Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Приказ МНС России от 15.11.2000 N БГ-3-04/389 "О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2000 года (регистрационный номер 2494), опубликован 23 декабря 2000 года ("Российская газета" N 242) и вступил в силу с 3 января 2001 года.

Внесение изменений в указанную Инструкцию обусловлено введением в действие в 1999 году части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

Таким образом, Изменения N 5 уточняют отдельные положения инструкции N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", которые в соответствии с изменениями законодательных и нормативных актов, принятых в 1999 - 2000 годах, должны были применяться налогоплательщиками при исчислении налога на имущество предприятий в 2000 году, а также уточняют порядок исчисления налоговой базы.

2. О порядке включения в налоговую базу
затрат на капитальные вложения

В пункте 4 Инструкции уточнен порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество предприятий исходя из счетов бухгалтерского учета, на которых учитывается имущество налогоплательщика, подлежащее обложению налогом на имущество предприятий в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", которой, в частности, установлено, что налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

Налогообложение основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат организации производится вне зависимости от их отражения по счетам бухгалтерского учета. Использование в инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" счетов бухгалтерского учета необходимо для обеспечения единого методологического подхода по определению имущества организации, подлежащего налогообложению, находящегося на балансе налогоплательщика.

В связи с внесением в 1999 - 2000 годах ряда изменений в порядок отражения имущества организаций по счетам бухгалтерского учета, а также принятия отдельных положений по бухгалтерскому учету Изменениями и дополнениями N 5 в подпункт "а" пункта 4 Инструкции (в соответствии со статьей 2 Закона) включены затраты организации, отражаемые на бухгалтерском счете 08 "Капитальные вложения".

При этом установлено, что не учитываются при исчислении налоговой базы затраты на приобретение имущества, не являющегося объектом налогообложения, и отражаемые в бухгалтерском учете по субсчетам 08-1 "Приобретение земельных участков", 08-2 "Приобретение объектов природопользования", 08-5 "Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств", 08-7 "Перевод молодняка животных в основное стадо", 08-8 "Приобретение взрослых животных", 08-9 "Доставка животных, полученных безвозмездно".

Кроме того, учтено, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно - финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1 число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно - сметной документацией (проектом организации строительства).

Таким образом, затраты организации на строительство (монтаж оборудования) учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного срока строительства (монтажа оборудования), определяемого на основании строительных правил и нормативов, проектно - сметной документации и сроков на строительство (монтаж оборудования), установленных соответствующими договорами подряда. В аналогичном порядке подлежат включению в налоговую базу затраты на строительство объекта (монтаж оборудования), производимое собственными силами (хозяйственным способом). При этом нормативный срок строительства (монтажа оборудования) определяется в указанном порядке на основании строительных нормативов, проектно - сметной документации и установленного в соответствии с ней графика работ.

Если нормативный срок проведения строительства, работ по монтажу, установленный договором, не истек, капитальные затраты не подлежат включению в налоговую базу по налогу на имущество предприятий. Следует иметь в виду, что срок строительства (монтажа оборудования) может продлеваться в установленном порядке. В этом случае капитальные вложения (затраты) подлежат включению в налоговую базу по окончании установленного договором подряда на строительство (монтаж оборудования) уточненного срока строительства.

В том случае если объекты, не завершенные строительством, законсервированы по решениям федеральных органов государственной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, то стоимость указанных объектов (затраты на строительство) не включается в налоговую базу по налогу на имущество предприятий в соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

При приобретении объектов недвижимости до перевода их в состав основных средств затраты организаций, учитываемые в составе капитальных вложений, подлежат обложению налогом на имущество предприятий.

Подлежат налогообложению затраты организаций, учитываемые в составе капитальных вложений на счете 08 "Капитальные вложения" на приобретение объектов недвижимости, до перевода их в состав основных средств в следующих случаях:

- если нормативный срок строительства истек, но строительство объекта не завершено;

- если строительство завершено в срок, но объект не принят в эксплуатацию в установленном порядке;

- если строительство завершено и объект передан заказчику по акту приемки в эксплуатацию в срок, но права собственника на объект недвижимости не зарегистрированы в установленном порядке;

- если объект по договору купли - продажи передан на баланс покупателю, но права собственника на объект не зарегистрированы в установленном порядке,

и иных аналогичных случаях.

Если объекты, не законченные строительством в срок (не принятые в эксплуатацию и (или) права собственника на которые не зарегистрированы в установленном порядке), относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", например магистральные трубопроводы, объекты жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, также не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.

Следует иметь в виду, что остатки по счету 08 "Капитальные вложения", учтенные в балансе по состоянию на 1 января 2001 года, должны быть включены в расчет среднегодовой стоимости имущества организаций с 1 января 2001 года, т.е. начиная с расчетов по налогу за I квартал 2001 года, и отражены в расчете среднегодовой стоимости имущества предприятий приложения N 2 инструкции от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" по состоянию на 1 января 2001 года по вводимой отдельной строке после строки 00205.

В аналогичном порядке затраты на капитальные вложения включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий по банкам (в состав которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации включены кредитные учреждения) и страховым организациям.

3. О порядке исчисления налоговой базы по налогу
на имущество предприятий банками (включая
кредитными учреждениями)

Приказом Банка России от 18.06.97 N 02-263 утвержден План счетов бухгалтерского учета для банков (в том числе иных кредитных учреждений). Порядок определения банками налоговой базы по налогу на имущество предприятий в 1999 году (по состоянию на 1 октября 1999 года) и 2000 году был разъяснен письмом МНС России от 13.03.2000 N ВТ-6-04/183.

Подпунктом "б" пункта 4 Инструкции (в редакции Изменений и дополнений N 5) предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется банками исходя из среднегодовой стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемых в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета: 604 "Основные средства банков" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на балансовом счете 606 "Амортизация основных средств"); 605 "Основные средства, переданные в пользование организациям банков" (за минусом сумм амортизации, учитываемых на балансовом счете 606 "Амортизация основных средств"); 607 "Капитальные вложения" (за исключением расходов на приобретение земельных участков, объектов природопользования и расходов, не увеличивающих стоимость основных средств); 608 "Лизинговые операции" (за вычетом суммы амортизации, учитываемой на балансовом счете 60803 "Амортизация машин, оборудования, транспортных средств, передаваемых в лизинг"); 609 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации нематериальных активов, учитываемой на этом счете); 610 "Хозяйственные материалы"; 611 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа, учитываемого на этом счете); 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям".

При этом в примечании к этому пункту Инструкции установлено, что расходы банков, учитываемые на балансовом счете 607 "Капитальные вложения", по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно - финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества банков по состоянию на 1 число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно - сметной документацией (проектом организации строительства).

4. О порядке исключения из налоговой базы
отгруженных товаров по оборонному заказу,
не оплаченных из государственного бюджета

Изменениями и дополнениями N 5 для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, изменен порядок включения в налоговую базу товаров, учитываемых на бухгалтерском счете 45 "Товары отгруженные". В случае если товары по оборонному заказу отгружены, но денежные средства из государственного бюджета не поступили из-за отсутствия бюджетного финансирования, товары отгруженные не подлежат обложению налогом на имущество предприятий.

Указанный порядок подлежит применению с 2001 года, в том числе по товарам, отгруженным по состоянию на 1 января 2001 года.

5. О налогообложении основных средств, учитываемых
в бухгалтерском учете на счете 03 "Долгосрочно
арендуемые основные средства"

В примечании к пункту 4 Инструкции введены уточнения для налогоплательщиков, которым в соответствии с Приказом Минфина России от 17.02.97 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" разрешено использование счета 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства".

При определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий учитываются остатки по указанному счету. При этом следует иметь в виду, что основные средства, учитываемые на счете 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства", включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организаций с 1992 года в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" как имущество, находящееся на балансе налогоплательщика.

6. О порядке определения остаточной стоимости
основных средств для целей исчисления налога
на имущество предприятий

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" стоимость основных средств, находящихся на балансе налогоплательщика, включается в расчет при определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий по остаточной стоимости. Изменениями N 5 разъяснен порядок определения остаточной стоимости имущества для целей налогообложения.

В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета (ПБУ 6/97) организации могут исчислять амортизацию основных средств несколькими способами. Поэтому для исчисления налога на имущество предприятий сумма износа определяется налогоплательщиками исходя из суммы амортизации, начисленной налогоплательщиком в соответствии с принятым им порядком.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то сумму износа при определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий рекомендуется определять исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072.

7. О переоценке балансовой стоимости основных фондов

По ранее действующему порядку в расчетах налоговой базы по налогу на имущество предприятий остаточная стоимость основных фондов (средств) исчислялась налогоплательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденного Приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н, организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для целей исчисления налога на имущество предприятий результаты указанной переоценки балансовой стоимости основных фондов учитываются в расчетах по налогу на имущество предприятий за I квартал года (на начало года), следующего за годом проведения переоценки.

Учитывая, что порядок проведения переоценки основных фондов Правительством Российской Федерации в настоящее время не устанавливается, Изменениями N 5 разъяснено, что при определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий стоимость основных средств определяется налогоплательщиком с учетом переоценок, проводимых в установленном порядке, т.е. в соответствии с ПБУ 6/97.

Ранее разъяснения по данному вопросу были даны МНС России письмом от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288@, в соответствии с которым для целей исчисления налога на имущество предприятий результаты переоценки балансовой стоимости основных фондов, проведенной в вышеуказанном порядке, должны учитываться в расчетах по налогу на имущество предприятий.

8. О налоге на имущество предприятий при осуществлении
деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе
продукции (подпункт "т" пункта 5 Инструкции)

В соответствии с Федеральным законом от 10.02.99 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" налогом на имущество предприятий не облагается имущество, используемое исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции, в случае если такое имущество находится в собственности инвесторов в соответствии с указанными соглашениями, а также в случае, если в соответствии с условиями указанных соглашений такое имущество передано инвесторами в собственность государства при сохранении за ними исключительного права на пользование указанным имуществом.

Льгота по налогу на имущество предприятий согласно подпункту "т" пункта 5 Инструкции N 33 предоставляется налогоплательщикам со дня вступления в силу Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ, т.е. с 15 февраля 1999 г.

9. О порядке предоставления льготы по налогу
на имущество предприятий участникам реализации
программ оказания безвозмездной помощи (содействия)
Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" пункт 6 Инструкции дополнен подпунктом "к", согласно которому для целей налогообложения стоимость имущества организации уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.

Участникам реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) выдается по установленной форме удостоверение - документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Льгота по налогу на имущество предприятий в части имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия), предоставляется налогоплательщикам - получателям безвозмездной помощи (содействия) в течение первых двух лет с даты принятия на баланс указанного имущества, а для имущества, поступившего в виде технической помощи, - с даты его регистрации в территориальных органах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

При этом следует иметь в виду, что исчисление двухлетнего срока начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответственно имущество принято на баланс организации либо зарегистрировано в органах МНС России.

Льгота предоставляется налогоплательщикам, предоставляющим средства и товары Российской Федерации, либо их официальным представителям в Российской Федерации. В то же время льгота по налогу на имущество предприятий по имуществу, используемому для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), предоставляется в части имущества, используемого исключительно по целевому назначению.

В целях предоставления льготы по налогу на имущество предприятий участникам программ оказания безвозмездной помощи (содействия) налогоплательщиком должны быть предоставлены по требованию налогового органа все имеющиеся документы, подтверждающие наличие указанного имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия). Льгота предоставляется в части имущества, используемого исключительно по целевому назначению.

Льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется налогоплательщикам со дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ, т.е. с 12 мая 1999 года.

10. Об исчислении налога на имущество
предприятий организациями, переведенными на уплату
единого налога на вмененный доход при осуществлении
ими иных видов деятельности, не подлежащих
обложению единым налогом

Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определено, что организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, не являются плательщиками налога на имущество, используемое по видам деятельности, осуществляемой на основании свидетельства об уплате единого налога. На практике указанные категории налогоплательщиков занимаются и иными видами деятельности.

Подпунктом 10.2 пункта 4 Инструкции N 33 разъяснено, что с организаций, признанных налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на имущество предприятий не взимается в части имущества, полностью используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При этом установлено, что организации обязаны вести отдельный учет имущества, используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.

Имущество, используемое для ведения иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке. В случае если налогоплательщик, используя имущество в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, и иной деятельности, не может обеспечить раздельный учет имущества, то указанное имущество подлежит обложению налогом на имущество предприятий в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется без налога на добавленную стоимость. Выручка от реализации товаров при осуществлении торговой деятельности определяется как разность между ценой продажи и покупной стоимостью реализуемых товаров без НДС.

Если организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход, не осуществляет иные виды деятельности, но имеет на балансе имущество, которое не участвовало в расчете налога на вмененный доход и (или) которое опечатано (законсервировано), то такое имущество подлежит обложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.

При прекращении деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, до окончания соответствующего квартала налогоплательщики включают в расчет среднегодовой стоимости имущества за отчетный период стоимость имущества, использованного в указанной деятельности, в части, пропорциональной количеству полных месяцев после прекращения осуществления указанной деятельности в общем количестве месяцев квартала.

11. О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на имущество предприятий по обособленным
подразделениям, входящим в состав организации

Учитывая нормы статьи 9 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 155-ФЗ), в пункт 13 Инструкции внесены изменения, касающиеся уплаты налога на имущество предприятий организациями, в состав которых входят филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет в банке.

Таким образом, организации, в состав которых входят филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, должны исчислять налоговую базу и уплачивать налог на имущество предприятий по месту нахождения указанных подразделений в порядке, предусмотренном для уплаты налога на имущество предприятий по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета. Этот порядок применяется с 1 января 2000 года.

При этом налоговая база по налогу на имущество предприятий по месту нахождения указанных обособленных подразделений определяется исходя из стоимости основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов и товаров, фактически находящихся по месту нахождения этих обособленных подразделений.

Например, в состав организации входят филиал, имеющий отдельный баланс и расчетный счет в банке, и обособленное подразделение, не имеющее отдельный баланс и расчетный счет, которые находятся в других субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях). Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) составила 2000,0 тыс. руб., в том числе по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) - 1000,0 тыс. руб., филиалу - 800,0 тыс. руб., обособленному подразделению - 200,0 тыс. руб. Ставки налога на имущество предприятий установлены в следующих размерах: по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) - 1,5%, месту нахождения филиала - 2%, месту нахождения обособленного подразделения - 1%. Таким образом, сумма налога на имущество предприятий в целом по организации составит за отчетный период 33,0 тыс. руб., в том числе по месту нахождения организации - 15,0 тыс. руб. (1000 х 1,5%), филиалу - 16,0 тыс. руб. (800 х 2%), обособленному подразделению - 2,0 тыс. руб. (200 х 1%).

Следует также иметь в виду следующее.

Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочим местом признается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, в целях налогообложения признание подразделения организации зависит от срока, в течение которого рабочее место по месту нахождения подразделения организации служит таковым и не зависит от периодичности посещения работником указанного рабочего места и от времени пребывания на нем работника. При этом обособленное подразделение считается созданным у той организации, под контролем которой находится рабочее место, т.е. работник которой (с которой физическое лицо состоит в трудовых отношениях, гражданско - правовых отношениях, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) должен находиться (прибыть) на данном рабочем месте.

Если организация имеет в своем составе структурные подразделения, отвечающие признакам территориально обособленного подразделения, определенным пунктом 2 статьи 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (т.е. подразделение со стационарными рабочими местами более 1 месяца, находящимися под контролем работодателя), то налог на имущество предприятий со стоимости имущества этих обособленных подразделений подлежит уплате в бюджет в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" по месту нахождения указанных подразделений.

Например, скважины и буровые установки, обслуживаемые вахтовым методом, склады, строительные площадки, отделения, обменные пункты валют и другие объекты недвижимости, на которых оборудованы стационарные рабочие места (одно рабочее место) на срок более одного месяца, находящиеся под контролем работодателя, признаются обособленными подразделениями организации.

12. Расчет среднегодовой стоимости имущества
по филиалам и иным обособленным
подразделениям организации

При исчислении среднегодовой стоимости имущества по филиалам и иным обособленным подразделениям организации в расчет принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:

а) по организациям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (до перехода на новый План счетов):

01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства" (за минусом суммы износа);

10 "Материалы";

12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа);

40 "Готовая продукция";

41 "Товары";

45 "Товары отгруженные";

б) по банкам:

604 "Основные средства банков" (за минусом суммы износа);

605 "Основные средства, переданные в пользование организациям банков" (за минусом суммы износа);

610 "Хозяйственные материалы";

611 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом износа);

в) по страховым организациям:

01 Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства" (за минусом износа);

10 "Материалы";

12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа).

Если после 1 января 2000 года организацией применялся прежний порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий по филиалам, имеющим отдельный баланс и счета в банке, то налоговые органы вправе произвести перерасчет налога на имущество предприятий в ходе камеральной или документальной проверок. Налогоплательщики в соответствии со статьей 81 части первой Налогового кодекса Российской Федерации вправе представить уточненные декларации (расчеты) по налогу на имущество предприятий.

Налоговый кодекс не предусматривает возможность непринятия у налогоплательщика налоговой декларации (расчета) или уточненного расчета по налогам.

13. О порядке исчисления среднегодовой
стоимости имущества предприятий по организациям,
перешедшим на План счетов бухгалтерского учета
финансово - хозяйственной деятельности организаций,
утвержденный Приказом Минфина России
от 31.10.2000 N 94н

В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

При этом необходимо иметь в виду, что названное имущество подлежит обложению налогом на имущество предприятий вне зависимости от счетов бухгалтерского учета, на которых оно учитывается.

С 1 января 2001 года вводится План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н (далее в настоящих рекомендациях - новый План счетов). Переход к применению нового Плана счетов разрешается осуществить в течение 2001 года по мере готовности организаций. Таким образом, в 2001 году налогоплательщиками еще будет использоваться План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (далее в настоящих рекомендациях - старый План счетов).

Организациям, использующим старый План счетов, рекомендуется определять налоговую базу по налогу на имущество предприятий исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, запасов и затрат, отражаемых в активе баланса на счетах бухгалтерского учета, указанных в инструкции N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

По организациям, перешедшим на новый План счетов, определение налоговой базы по налогу производится исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, ранее подлежащих отражению по счетам бухгалтерского учета, указанным в Инструкции N 33 (вне зависимости от их отражения по новому Плану счетов).

В целях проведения камеральных и документальных проверок рекомендуется рассматривать следующие счета нового Плана счетов:

- 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы амортизации (износа));

- 04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");

- 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств", 08-6 "Приобретение нематериальных активов");

- 10 "Материалы";

- 11 "Животные на выращивании и откорме";

- 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";

- 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";

- 20 "Основное производство";

- 21 "Полуфабрикаты собственного производства";

- 23 "Вспомогательные производства";

- 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";

- 41 "Товары";

- 43 "Готовая продукция";

- 44 "Расходы на продажу";

- 45 "Товары отгруженные";

- 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам";

- 97 "Расходы будущих периодов".

Иные счета бухгалтерского учета прочих запасов и затрат, отражаемых в разделах 2 и 3 актива баланса.

По новому Плану счетов учет начисленных и уплаченных в бюджет сумм налога на имущество предприятий ведется налогоплательщиками на балансовом счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" (на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество предприятий").

Сумма налога на имущество предприятий, начисленная по налоговым декларациям (расчетам), отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Перечисление суммы налога на имущество предприятий в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 51 "Расчетные счета".

В аналогичном порядке по организациям, перешедшим на новый План счетов, при определении налоговой базы по филиалам и иным обособленным подразделениям рекомендуется рассматривать следующие счета актива баланса нового Плана счетов:

- 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы амортизации);

- 10 "Материалы";

- 43 "Готовая продукция";

- 41 "Товары";

- 45 "Товары отгруженные".

14. О порядке представления организациями
декларации (расчетов) по налогу на имущество
предприятий по месту нахождения организации (месту
государственной регистрации), а также месту нахождения
филиалов и иных обособленных подразделений

Налоговая декларация (расчеты) представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации (месту государственной регистрации), месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности.

Налоговая декларация (расчеты) может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте.

На организацию, имеющую в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, возлагается обязанность вести соответствующий учет и исчислять налоговую базу и налог на имущество предприятий применительно к каждому структурному подразделению в порядке, предусмотренном статьей 7 Закона "О налоге на имущество предприятий".

По требованию налогового органа должны быть представлены документы, подтверждающие правильность исчисления и уплату в бюджет налога на имущество предприятий по организации, в том числе по филиалам и иным обособленным подразделениям.

Следует иметь в виду, что статьи 26 - 29 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают возможность для налогоплательщика - организации участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

По месту нахождения организации (месту государственной регистрации) должны быть представлены:

- расчет налога на имущество предприятий (приложение N 1 к Инструкции Госналогслужбы России N 33 от 08.06.97);

- расчет среднегодовой стоимости имущества организации (приложение N 2 к Инструкции Госналогслужбы России N 33 от 08.06.97);

- иные документы по требованию налогового органа, подтверждающие право налогоплательщика на использование льгот по налогу на имущество предприятий в соответствии со статьями 4 и 5 Закона "О налоге на имущество предприятий".

По месту нахождения организации, имеющей в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения (месту государственной регистрации), должны быть представлены:

- расчет налога на имущество предприятий, исчисленного по подразделению организации по месту государственной регистрации (далее по тексту - головной организации) (приложение N 1 к Инструкции Госналогслужбы России N 33 от 08.06.97);

- расчет среднегодовой стоимости имущества, исчисленной по указанному подразделению организации (приложение N 2 к Инструкции Госналогслужбы России N 33 от 08.06.97);

- расчет среднегодовой стоимости имущества в целом по организации;

- расчет налога в целом по организации (как сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, ее филиалов и иных обособленных подразделений);

- по требованию налогового органа должны быть представлены расчеты налога и копии платежных поручений на перечисление налога на имущество предприятий по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений;

- иные документы по требованию налогового органа, подтверждающие право налогоплательщика на использование льгот по налогу на имущество предприятий.

По месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений организации должны быть представлены:

- расчет налога на имущество предприятий, исчисленного по филиалу или иному обособленному подразделению со штампом организации и подписанного руководителем организации и главным бухгалтером (или законным представителем организации, уполномоченным руководителем организации на основании доверенности или положения о структурном подразделении уплачивать и (или) представлять налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган по месту нахождения филиала и иного обособленного подразделения организации) (приложение N 1 к Инструкции Госналогслужбы России N 33 от 08.06.97);

- копия доверенности руководителя организации (положения о структурном подразделении) на уплату налога на имущество предприятий и (или) представление налоговой декларации (расчет) по месту нахождения филиала и иного обособленного подразделения организации по требованию налогового органа;

- расчет среднегодовой стоимости имущества филиала или иного обособленного подразделения организации (приложение N 2 к Инструкции Госналогслужбы России N 33 от 08.06.97);

- иные документы по требованию налогового органа, подтверждающие право налогоплательщика на использование льгот по налогу на имущество предприятий.

Заместитель министра
Российской Федерации
по налогам и сборам -
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.ФЕДОРОВ