См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 21 января 2004 г. N 23-3-07/14-190-В388

О ПОРЯДКЕ ОБЛОЖЕНИЯ НДС МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо о порядке обложения налогом на добавленную стоимость международных организаций и сообщает следующее.

Объем освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, закрепленный в международных соглашениях с перечисленными в запросе международными организациями, различен. В этой связи необходимо учитывать следующее.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации Представительства ООН от 15.06.1993 (статья VI), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о бюро Международной организации труда в Москве от 05.09.1997 (статья 6), Соглашение об учреждении Международного научно-технического центра от 27.11.1992 (статья X) предусматривают освобождение на территории Российской Федерации от уплаты налога на добавленную стоимость, в частности, следующих международных организаций - Информационного центра ООН, Представительства ООН в России, Бюро ЮНЕСКО, Представительства Детского фонда ООН в России, Московского отделения Международного бюро труда и Международного научно-технического центра.

В отношении Международного банка экономического сотрудничества, Международного инвестиционного банка, Международной организации "Интерэлектро", Международной организации космической связи "Интерспутник" международными договорами предусмотрено их освобождение от всех прямых налогов. Однако, учитывая, что на указанные организации распространяется действие Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества от 05.12.1980 (далее - Конвенция), согласно статье VII которой организация и занимаемые ею помещения освобождаются от прямых налогов и других имеющих налоговый характер платежей и сборов, как общегосударственных, так и местных, следовательно, указанные организации по смыслу вышеназванного положения Конвенции освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем в соответствии с положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Положения вышеуказанных международных соглашений предусматривают освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость непосредственно указанных международных организаций, а не поставщиков, реализующих им товары (работы, услуги). Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг) указанным международным организациям поставщиками выставляются счета-фактуры с учетом сумм налога на добавленную стоимость.

При этом решение проблемы освобождения от налога на добавленную стоимость, уплачиваемого лицами, реализующими товары (работы, услуги) вышеуказанным международным организациям, возможно в случае, если международными договорами Российской Федерации будет установлено соответствующее освобождение или если законодательством Российской Федерации освобождение от налога на добавленную стоимость будет распространено на поставщиков международных организаций. Соответствующие предложения по изменению действующего на данный момент законодательства разработаны в МНС России и в настоящее время проходят процедуру внутриведомственного согласования.

В отношении Международного Комитета Красного Креста (МККК) необходимо учитывать следующее. В соответствии с учредительными документам МККК является швейцарской национальной организацией, в силу чего на территории Российской Федерации обладает статусом представительства иностранной организации. Вместе с тем, учитывая, что МККК осуществляет деятельность, которая направлена на защиту и предоставление помощи жертвам военных конфликтов и распространение знаний о международном гуманитарном праве в мирное время, его статус в соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным комитетом Красного Креста (МККК) о статусе МККК и его Делегации (Представительства) на территории Российской Федерации от 24.06.1992 (далее - Соглашение) аналогичен статусу межправительственных организаций, в силу чего правовой статус МККК для налоговых целей аналогичен таковому международных организаций. На основании изложенного налоговые льготы МККК предоставляются по самостоятельному основанию - Соглашению. Так, согласно статье 8 Соглашения МККК освобождается от всех прямых налогов, от всех косвенных налогов на закупку больших партий товаров.

Таким образом, льгота по налогу на добавленную стоимость при аренде помещений МККК не предоставляется.

Что касается Международной организации по миграции, то в соответствии с положением 5.4 Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции (МОМ) от 13.03.1992 МОМ освобождается от всех прямых налогов, в связи с чем льгота по налогу на добавленную стоимость при аренде помещений МОМ также не предоставляется.

В отношении освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость Секретариата парламентского собрания союза Беларуси и России необходимо лишь отметить, что положениями международных договоров такое освобождение не предусмотрено.

Что касается вопроса освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость Представительства Лиги арабских государств и Представительства Комиссии Европейских сообществ в Российской Федерации, то, учитывая действующие на территории Российской Федерации Пакт Лиги арабских государств от 22.05.1945 и Соглашение между Комиссией Европейских сообществ и Правительством СССР об учреждении, привилегиях и иммунитетах Представительства Комиссии Европейских сообществ в СССР от 08.02.1991 (статья 3), а также то, что Европейский Союз представляет собой скорее квазигосударственное образование, а не международную организацию (что было указано в письме МНС России в МИД России от 30.04.2003 N 23-3-07/4-655), при налогообложении реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования Представительством Комиссии Европейских Сообществ или для личного пользования персонала Представительства и членов Совета Лиги при выполнении своих обязанностей должен применяться порядок обложения налогом на добавленную стоимость, установленный подпунктом 7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в случае если Отдел безопасности Представительства Комиссии Европейских сообществ заключает договорные отношения от имени Представительства, то на него также будут распространяться положения Соглашения между Комиссией Европейских сообществ и Правительством СССР об учреждении, привилегиях и иммунитетах Представительства Комиссии Европейских сообществ в СССР от 08.02.1991.

Д.А.ЧУШКИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области