См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 19 июня 2001 г. N СА-6-07/463@

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для руководства и использования в практической работе Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)".

Доведите указанные Разъяснения до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Государственный советник
налоговой службы III ранга
С.Х.АМИНЕВ

Приложение
к письму МНС России
от 19.06.2001 N СА-6-07/463@

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ (ВЗНОСЕ)

1. Вопрос. Являются ли организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, плательщиками единого социального налога (взноса)?

Как определить налоговую базу по единому социальному налогу (взносу) в случае, если организация или индивидуальный предприниматель наряду с деятельностью, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляют иные виды деятельности?

Ответ. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением перечисленных в статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ девяти налогов, сборов и пошлин.

Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" единый социальный налог (взнос) включен в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и не указан в числе девяти налогов, сборов и пошлин, подлежащих уплате организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Таким образом, указанные организации и индивидуальные предприниматели не являются плательщиками единого социального налога (взноса) ни со своего дохода, ни с выплат, производимых наемным работникам.

Если организация или индивидуальный предприниматель переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляют и иные виды деятельности, то они уплачивают единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а индивидуальные предприниматели - от доходов, полученных от таких видов деятельности.

При этом, если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления единого социального налога (взноса) расчет таких выплат целесообразно производить пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.

2. Вопрос. Кто относится к физическим лицам - работодателям, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве плательщиков единого социального налога (взноса)?

Ответ. В целях исчисления единого социального налога (взноса) к физическим лицам - работодателям относятся граждане, в том числе и иностранные, не зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, применяющие труд наемных работников.

Физические лица - работодатели могут применять труд других физических лиц при найме их по трудовому договору (контракту) и (или) договорам гражданско-правового характера, предметом которых может являться, например, выполнение работ по строительству личного гаража, дачного домика, работы по дому в качестве домработницы, няни, личного парикмахера, повара, преподавателя и т.п.

3. Вопрос. Какие договоры относятся к договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и чем они отличаются от трудовых договоров?

Ответ. К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и вознаграждения по которым являются объектом обложения единым социальным налогом (взносом) (за исключением части налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации), относятся договоры на выполнение работ (оказание услуг), заключаемые в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Такими договорами, в частности, являются договоры: подряда, аренды, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом, агентский договор.

Пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 3 вышеназванной статьи стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

По гражданско-правовому договору исполняется индивидуально-конкретное задание (поручение, заказ и др.). Предметом такого договора служит конечный результат труда (построенное или отремонтированное здание, доставленный груз, подготовленный бухгалтерский отчет и др.).

Так, например, по договору подряда в соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика обусловленную договором конкретную работу и сдать ее результат.

Работающие по гражданско-правовым договорам самостоятельно определяют приемы и способы выполнения заказа. Для них важен конечный результат труда - выполнение условий договора в надлежащем качестве и в согласованный срок.

По договорам гражданско-правового характера одна сторона выполняет определенные виды работ или услуг, обусловленные договором (вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности), для другой стороны.

Согласно статье 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Характерным признаком трудового договора служит установление для работающих четких правил внутреннего трудового распорядка и обеспечение работодателем предусмотренных законодательством условий труда.

4. Вопрос. Что понимается под вознаграждениями, выплачиваемыми по лицензионным договорам, и в каких случаях они облагаются единым социальным налогом (взносом)?

Ответ. Согласно статье 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом (взносом) являются, в том числе, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом СССР от 31.05.91 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР", Законом СССР от 10.07.91 N 2328-1 "О промышленных образцах", Законом Российской Федерации от 06.08.93 N 5605-1 "О селекционных достижениях", Законом Российской Федерации от 23.09.92 N 3517-1 "Патентный закон Российской Федерации") любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, фирменное наименование, товарный знак лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной или интеллектуальной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Следовательно, все выплачиваемые лицензиару, обусловленные договором, суммы будут являться для лицензиата выплатой вознаграждений в пользу лицензиара, а для самого лицензиара - доходами, полученными по лицензионным договорам.

Вознаграждения, выплачиваемые работодателем работникам по лицензионным договорам, облагаются единым социальным налогом (взносом) в общеустановленном порядке, за исключением части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Если лицензиаром является индивидуальный предприниматель, то на основании пункта 1 статьи 236 Кодекса вознаграждения, выплачиваемые ему по лицензионным договорам, у лицензиата не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом), т.к. индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность от своего имени и уплату единого социального налога (взноса) производят самостоятельно, в том числе и от вознаграждений, получаемых по лицензионным договорам, за минусом расходов, связанных с их выполнением.

5. Вопрос. Будут ли суммироваться выплаты в размере, не превышающем 1000 рублей на одного работника в течение налогового периода, произведенные в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товаров для детей, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса не облагаются единым социальным налогом (взносом)?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.

Учитывая положение вышеуказанной статьи, что объектом обложения единым социальным налогом (взносом) являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников по всем основаниям, выплаты в размере до 1000 рублей включительно на одного работника, произведенные в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товаров для детей, не облагаются единым социальным налогом (взносом) у работодателя в том месяце, в котором они были начислены. Суммирование этих выплат в налоговом периоде не производится.

6. Вопрос. Подлежат ли обложению единым социальным налогом (взносом) суммы дивидендов, выплаченные по акциям?

Ответ. В соответствии со статьей 236 Кодекса для работодателей-организаций, производящих выплаты наемным работникам, объектом налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников по всем основаниям.

При этом указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.

Учитывая, что согласно статье 43 Кодекса дивиденды по акциям выплачиваются за счет прибыли, остающейся после налогообложения, они не включаются в налоговую базу при исчислении единого социального налога (взноса).

7. Вопрос. Какой порядок уплаты единого социального налога (взноса) подразделениями вневедомственной охраны?

Ответ. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон) милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые в своей деятельности подчиняются Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности.

Статьей 17 Закона установлено, что сотрудниками милиции являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава органов милиции. Этой статьей также предусмотрено, что сотрудники милиции могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в следующих случаях:

а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;

б) нахождения за штатом;

в) прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Министерство внутренних дел Российской Федерации в 2001 году освобождается от уплаты единого социального налога (взноса) в части, исчисляемой и уплачиваемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, подразделения вневедомственной охраны не уплачивают единый социальный налог (взнос) с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выплаты, производимые подразделениями вневедомственной охраны в пользу лиц вольнонаемного состава, не относящихся к вышеперечисленным категориям военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, имеющих специальные звания, облагаются единым социальным налогом (взносом) в общеустановленном порядке.

8. Вопрос. Облагается ли единым социальным налогом (взносом) материальная выгода, получаемая работником банка от размещения средств в этом банке на льготных условиях?

Ответ. В соответствии с пунктом 4 статьи 237 Кодекса при расчете налоговой базы учитывается материальная выгода, получаемая работником от работодателя.

Если работник банка по вкладам в этом банке будет иметь материальную выгоду, получаемую от размещения средств на более выгодных условиях, например, под более высокие проценты, по сравнению с условиями, предоставляемыми банком другим клиентам, то такая материальная выгода облагается единым социальным налогом (взносом).

Полученная материальная выгода определяется как разница между доходами, полученными от размещения средств в банке на льготных условиях, и процентными доходами, получаемыми при размещении средств в банке на обычных условиях.

9. Вопрос. Какой порядок уплаты единого социального налога (взноса) участниками совместной деятельности.

Ответ. В соответствии со статьей 236 Кодекса плательщиками единого социального налога (взноса) признаются, в частности, организации-работодатели, производящие выплаты наемным работникам.

Согласно статье 83 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Под российской организацией в соответствии со статьей 11 Кодекса понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 1041 и 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Таким образом, объединение индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций - товарищей, осуществляющих совместную деятельность в рамках договора простого товарищества, не является юридическим лицом и плательщиком единого социального налога (взноса) и, соответственно, не подлежит постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии со статьей 1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 1043 ГК РФ ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участников простого товарищества.

В соответствии с пунктами 3, 13 Указаний по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утвержденных Приказом Минфина России от 24.12.98 N 68н, данные отдельного баланса в баланс организации - товарища, ведущего общие дела, не включаются.

Товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора простого товарищества информацию, необходимую им для формирования налоговой и иной документации, в порядке и сроки, оговоренные договором.

Учитывая изложенное, каждый участник совместной деятельности является плательщиком единого социального налога (взноса) с выплат, начисленных в пользу работников, занятых в совместной деятельности.

При этом выплаты и вознаграждения работникам начисляются пропорционально доходам, полученным каждым участником совместной деятельности.

10. Вопрос. Каким образом и кем производится начисление и уплата единого социального налога (взноса) в случае оплаты организацией страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования работников, если впоследствии выплаты застрахованным лицам были произведены?

Ответ. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам, не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом).

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании).

Законом о медицинском страховании не предусмотрена выплата страховых сумм застрахованному лицу.

Если же по договору добровольного медицинского страхования работников предусмотрены выплаты денежных средств застрахованным работникам, то на суммы страховых взносов (платежей), перечисленных организацией-работодателем в страховую медицинскую организацию, начисление единого социального налога (взноса) должно быть произведено в общеустановленном порядке организацией-работодателем, которая произвела перечисление средств в страховую компанию. При этом, согласно статье 242 Кодекса, датой получения дохода будет считаться день начисления выплат в пользу работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются выплаты).

11. Вопрос. Распространяется ли действие подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса на все организации, производящие выплаты работникам за счет членских взносов?

Ответ. Для товариществ собственников жилья и садоводческих некоммерческих товариществ данный подпункт применяется с учетом следующего.

1. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2003 N 19/03 в силу статьи 4 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", действие которого распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, товарищества собственников жилья отнесены к организациям, приведенным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса.

Таким образом, при решении вопроса об освобождении от уплаты единого социального налога товарищества собственников жилья в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса налоговые органы в каждом конкретном случае должны исследовать поступившие взносы на предмет их использования на цели и задачи товарищества, поступления от собственников жилья, а также расходования данных средств на выплаты в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для данного товарищества.

2. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон) общественные объединения граждан - садоводов могут быть представлены в виде садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических или дачных потребительских кооперативов либо садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств (юридические лица).

Таким образом, на организации, перечисленные в пункте 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ, норма подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса распространяется, и, следовательно, данные организации не уплачивают единый социальный налог с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

12. Вопрос. Могут ли налогоплательщики, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса, производить уплату единого социального налога (взноса) в Фонд социального страхования Российской Федерации в добровольном порядке?

Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 235 Кодекса налогоплательщики, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса, не уплачивают единый социальный налог (взнос) в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 241 Кодекса они уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 указанной статьи.

Производить уплату единого социального налога (взноса) в Фонд социального страхования Российской Федерации налогоплательщики, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса, могут после установления в законодательном порядке для них такой обязанности, а также порядка ее исполнения.

13. Вопрос. Если организация получила право на применение в 2001 году регрессивных ставок единого социального налога (взноса), обязана ли она ежемесячно соблюдать условия, предусмотренные абзацем вторым пункта второго статьи 241 Кодекса?

Ответ. В соответствии с пунктом 2 статьи 241 Кодекса налогоплательщики-работодатели, получившие право применять в текущем налоговом периоде регрессивные ставки налога, предусмотренные пунктом 1 статьи 241 Кодекса, должны еще ежемесячно осуществлять контроль за величиной налоговой базы, накопленной с начала года.

В случае если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, исчисленная в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 2 статьи 241 Кодекса, становится менее суммы, равной 4 200 рублям, умноженным на количество месяцев в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог за истекший месяц по ставкам, предусмотренным пунктом 1 вышеназванной статьи при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Таким образом, для того, чтобы ежемесячно расчет авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) производить по регрессивным ставкам, организации необходимо соблюдать также условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 241 Кодекса.

14. Вопрос. Обязаны ли плательщики единого социального налога (взноса) производить исчисление и уплату этого налога при каждом получении средств на оплату труда в банке в течение отчетного месяца?

Ответ. В соответствии со статьей 243 Кодекса исчисление авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) производится по окончании отчетного периода. Отчетным периодом по единому социальному налогу (взносу) является календарный месяц.

Уплата авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, Кодексом установлена однократная уплата авансовых платежей по налогу по окончании отчетного месяца и не предусмотрена их уплата при каждом получении налогоплательщиком в банке средств на оплату труда в течение отчетного месяца.

15. Порядок начисления пени за несвоевременную уплату налога по авансовым платежам.

В соответствии со статьей 240 Кодекса отчетным периодом по единому социальному налогу (взносу) признается календарный месяц.

Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса уплата авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Статьей 75 Кодекса установлено, что пеня начисляется за несвоевременную уплату налога. Начисление производится за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определил, что пени за просрочку уплаты авансовых платежей могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.

Налоговая база по налогу для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников (статья 237 Кодекса).

Учитывая изложенное, пени за несвоевременную уплату единого социального налога (взноса) должны начисляться начиная с 16-го числа месяца, следующего за отчетным.

16. Вопрос. Должны ли представлять ежемесячные расчеты по авансовым платежам, а также налоговые декларации по единому социальному налогу (взносу) организации, все выплаты которых в пользу работников не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом)?

Ответ. Статьей 243 Кодекса на налогоплательщиков возложена обязанность ежемесячного представления расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу).

В этой связи организации и физические лица, выступающие в качестве работодателей и производящие выплаты наемным работникам, обязаны представлять расчеты по авансовым платежам, а также декларации по единому социальному налогу (взносу), независимо от того, подлежат или не подлежат налогообложению производимые ими выплаты.

В указанных документах заполняются следующие показатели:

- объект налогообложения,

где отражаются все выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в соответствии со статьей 236 Кодекса;

- суммы, не подлежащие налогообложению,

где отражаются все выплаты, произведенные работникам и не подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 238 Кодекса;

- суммы налоговых льгот,

где отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, по которым в соответствии со статьей 239 Кодекса предоставлены льготы по уплате единого социального налога (взноса);

- налоговая база,

которая определяется как разность между объектом налогообложения, суммой, не подлежащей налогообложению, и суммой налоговых льгот.

Если налоговая база равна нулю, дальнейший расчет не производится.

17. Вопрос. Какие органы (Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или Фонда социального страхования Российской Федерации) в 2001 году будут осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

Ответ. На основании статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса), а уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" сбор указанных страховых взносов возложен на страховщика, т.е. на Фонд социального страхования Российской Федерации.

18. Вопрос. После введения единого социального налога (взноса) должны ли уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы в размере 1% выплат, начисленных в пользу граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг) и 14% выплат, начисленных в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг)?

Ответ. С введением в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации, взимание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1% выплат, начисленных в пользу граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, не производится.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.02.99 N 37-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" сверх предусмотренных ежегодно утверждаемых федеральными законами тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в размере 14 процентов от выплат, начисленных в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг.

С 1 января 2001 года взносы в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваются в составе единого социального налога (взноса).

Вместе с тем страховые взносы, начисляемые на выплаты в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), уплачиваются независимо от взимания единого социального налога (взноса).

Контроль за правильностью исчисления и уплатой этих страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.