См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 17 сентября 2004 г. N 09-1-03/3716@
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по вопросу ликвидации юридического лица сообщает следующее.
На основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) осуществление принудительной ликвидации юридического лица решением суда может быть возложено на его учредителей.
Поскольку место нахождения учредителей юридического лица установить невозможно (в случае, если учредителями и (или) должностными лицами организации являются лица, на момент регистрации умершие или признанные судом безвестно отсутствующими), осуществление процедуры ликвидации юридического лица, определенной ГК РФ, становится невозможным. Невозможным является и проведение регистрирующим (налоговым) органом государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по причине отсутствия документов, необходимых для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ч. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ).
Очевидно, что решения судов о ликвидации указанной категории юридических лиц, принятые на основании требований регистрирующих органов, остаются неисполненными.
Таким образом, направление регистрирующими (налоговыми) органами исковых заявлений о ликвидации юридических лиц перечисленных выше категорий в порядке статьи 61 ГК РФ не достигает целей ликвидации - удовлетворения требований кредиторов, исключения юридических лиц из государственного реестра, вследствие чего является неэффективным.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (пункт 3 статьи 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица.
При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ (аналогия закона).
Статьей 227 пункт 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" закреплено, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации. Однако постановления Правительства по данному вопросу на сегодняшний день не существует.
Таким образом, реализация регистрирующими (налоговыми) органами положений пункта 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ в отношении недействующих юридических лиц будет осуществлена только при условии наличия постановления Правительства по вопросу финансирования процедуры банкротства отсутствующих должников.
По вопросу ликвидации юридических лиц, зарегистрированных по утерянным паспортам, МНС России считает, что ликвидация такого юридического лица должна осуществляться лицом, чей паспорт был утерян и которое фактически является его учредителем. Ликвидация таких юридических лиц на основании пункта 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ считаем нецелесообразной.
Р.М.ДОСМУХАМЕДОВ