См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 12 июля 2004 г. N 03-3-06/1538/32

О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Департамент косвенных налогов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.

В настоящее время в условиях отсутствия двухстороннего соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле обложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) между хозяйствующими субъектами России и Белоруссии осуществляется в соответствии с нормами национального законодательства сторон.

Учитывая специфику выполнения работ (оказания услуг) между резидентами и нерезидентами Российской Федерации, национальное законодательство Российской Федерации ставит порядок обложения налогом на добавленную стоимость указанных работ (услуг) в прямую зависимость от определения места реализации таких работ (услуг).

При рассмотрении вопросов, связанных с обложением налогом на добавленную стоимость работ, услуг, реализуемых хозяйствующими субъектами России хозяйствующим субъектам Белоруссии, следует руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении работ (оказании услуг):

по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

работ (услуг) по обслуживанию морских судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуг судов портового флота, ремонтных и других работ (услуг).

Таким образом, на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются работы и услуги (включая услуги по сбору, обобщению и систематизации информации), выполняемые (оказываемые) российскими налогоплательщиками для хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается.

Указом Президента Республики Белоруссия от 27.02.2004 N 121 "О применении налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) в торговых отношениях с Российской Федерацией" установлено, что во взаимной торговле Республики Белоруссия и Российской Федерации работы (услуги) облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательными актами Республики Белоруссия.

Согласно статье 1-2 Закона Республики Белоруссия от 19.12.1991 N 1319-ХII "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями от 01.01.2004 N 260-3) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Белоруссия иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Белоруссия, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога за счет средств этих организаций возлагается на состоящие на учете в налоговых органах республики Белоруссия организации, приобретающие данные товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Такие организации признаются налоговыми агентами.

Подпунктом 1.3.2 статьи 33 Налогового кодекса Республики Белоруссия установлено, что местом реализации информационных услуг признается место деятельности потребителя (пользователя) услуг, если потребитель (пользователь) этих услуг имеет место нахождения (место жительства) в одном государстве, а продавец - в другом.

Таким образом, поскольку услуги по сбору, обобщению и систематизации информации, оказанные резидентом Российской Федерации, признаются информационными услугами, а местом реализации таких услуг является территория Республики Белоруссия, то резидент республики Белоруссия является налоговым агентом и, соответственно, должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог за счет резидента Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что услуги по сбору, обобщению и систематизации информации, оказываемые российскими налогоплательщиками хозяйствующим субъектам Республики Беларусь, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, не подвергаются двойному налогообложению, а облагаются налогом на добавленную стоимость один раз на территории государства-потребителя, что соответствует международным нормам обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) в сфере внешнеэкономической деятельности.

Что касается возврата российским налогоплательщикам сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных и удержанных на территории Республики Беларусь из их дохода за услуги по сбору, обобщению и систематизации информации, оказанные хозяйствующим субъектам Республики Беларусь, то действующее на территории Российской Федерации законодательство не предусматривает возмещение российским налогоплательщикам указанных сумм.

Руководитель Департамента
косвенных налогов -
советник налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
Н.С.ЧАМКИНА