См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 12 мая 2003 г. N АС-6-29/536

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими запросами разъясняет.

1. В дополнение к письму МНС России 20.11.2002 N ОС-6-9/1796@ по вопросу включения сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль, ранее учитываемых в составе реструктурированных сумм задолженности по пеням и штрафам, в суммы реструктурированной задолженности по налоговым платежам сообщаем следующее.

В случае, если инспекциями МНС России ошибочно учтены в составе реструктурированной задолженности по пеням и штрафам суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, необходимо руководствоваться следующим.

Ранее составленные графики погашения реструктурированной задолженности по налоговым платежам, а также графики погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам должны быть скорректированы следующим образом.

Суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль необходимо исключить из графиков погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам и включить в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам с учетом равномерного распределения указанных сумм на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы, начиная с I квартала 2003 года.

В случае, если организации предоставлено право на реструктуризацию задолженности только по пеням и штрафам сроком на 10 лет, графики погашения задолженности необходимо скорректировать следующим образом.

Суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль необходимо равномерно распределить на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы с учетом 6-летнего срока реструктуризации задолженности по налогам и сборам. Оставшиеся суммы пеней и штрафов подлежат распределению соответственно на 4 года. При этом, в случае досрочного погашения указанных сумм, организация имеет право на списание задолженности по пеням и штрафам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам".

В связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам необходимо произвести перерасчет процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления организации права на реструктуризацию задолженности.

Соответствующие изменения должны быть зафиксированы в решении о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности. Решение о внесении изменений в решение о реструктуризации должно содержать следующую формулировку: "В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) изменить график погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам следующим образом:".

Суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, ошибочно включенные в реструктурированные суммы задолженности по пеням и штрафам, исключаются из сумм пеней и штрафов и не подлежат списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269.

Суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, ранее списанные организациям в составе задолженности по пеням и штрафам, при досрочном погашении задолженности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269, необходимо восстановить в карточках лицевого счета налогоплательщика с даты списания, с последующим направлением налогоплательщику письма, содержащего следующую формулировку: "в связи с тем, что инспекцией ошибочно списана в составе реструктурированной задолженности по пеням и штрафам сумма задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, с даты списания указанная сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль восстанавливается в карточке лицевого счета вашей организации. Предлагаем добровольно уплатить указанную сумму.".

В случае отказа налогоплательщика от уплаты указанной суммы налоговый орган руководствуется пунктом 8 Приказа МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159.

2. В дополнение к письму МНС России от 21.06.2002 N АС-6-29/867 по вопросу списания реструктурированных сумм пеней и штрафов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 сообщаем, что до утверждения порядка списания задолженности по пеням и штрафам, реструктурированной в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458, от 25.12.2001 N 890, от 06.11.2001 N 765, и определения в установленном порядке органа, уполномоченного осуществлять такое списание, списание сумм пеней и штрафов, реструктурированных в соответствии с этими Постановлениями, не производится.

Вопрос о порядке и сроках списания сумм задолженности по пеням и штрафам, реструктурированных в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, в настоящее время также не урегулирован. После утверждения порядка списания и органа, имеющего право списания указанных пеней и штрафов, МНС России будут даны дополнительные разъяснения.

В случае, если организация утратила право на реструктуризацию задолженности, а затем восстановила это право в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам", реструктурированные суммы задолженности по пеням и штрафам списываются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269.

3. По вопросам применения Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам" сообщаем следующее.

В соответствии с указанным Постановлением для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 г., по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.

Заявление о сохранении утраченного права на реструктуризацию задолженности подается организацией с приложением документа, подтверждающего соблюдение организацией предусмотренных выше условий по состоянию на первое число месяца подачи заявления.

Налоговым органом в месячный срок с момента принятия заявления о сохранении утраченного права на реструктуризацию задолженности выносится решение об отмене решения об отмене права на реструктуризацию задолженности.

На момент принятия указанного решения организацией должны быть уплачены текущие налоговые платежи, платежи в счет погашения реструктурируемой кредиторской задолженности, которые необходимо было погасить в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком, суммы пеней, начисленные за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации до момента принятия налоговым органом решения об отмене решения об отмене права на реструктуризацию задолженности, а также платежи в счет досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед, которые засчитываются в счет погашения реструктурированной задолженности с конца графика погашения задолженности.

В случае реорганизации юридического лица за его правопреемником (правопреемниками) сохраняется право на сохранение утраченного права на реструктуризацию задолженности. При этом особое внимание следует уделить подтверждению факта правопреемства.

4. В соответствии с пунктом 4 "Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, с сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами.

При этом указанным Порядком предусмотрено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей, установленных графиком погашения задолженности.

Таким образом, поскольку проценты за пользование бюджетными средствами не являются налоговыми платежами и не включены в графики погашения задолженности, неуплата налогоплательщиком указанных сумм процентов не является основанием для отмены права на реструктуризацию задолженности. При этом взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться в судебном порядке.

5. По вопросам применения Приказа МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 разъясняем, что уточненное требование об уплате налога и сбора направляется налогоплательщику в случаях изменения размера налоговой задолженности в силу вновь открывшихся обстоятельств, в том числе в силу принятых налоговым органом или судом решений, представления налогоплательщиком декларации (расчета) на уменьшение начисленных сумм по прошедшему сроку, а также в случаях изменения сроков уплаты налога в результате предоставления налогоплательщику отсрочки.

В случае представления налогоплательщиком документов на возмещение налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, проверка обоснованности которых не завершена налоговым органом, при одновременном наличии у налогоплательщика задолженности по налогу на добавленную стоимость по внутренним операциям, указанная задолженность подлежит взысканию.

В отношении сумм налогов, уплата которых осуществляется ежемесячными авансовыми платежами с последующей подачей налоговой декларации за налоговый период, при возникновении задолженности, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 15 дней после подачи налогоплательщиком налоговой декларации.

В отношении письма МНС России от 28.03.2003 N БК-6-07/365@ сообщаем, что под неуплатой задолженности в согласованные сроки подразумевается неуплата налога и сбора в срок, установленный требованием об уплате налога (сбора).

А.В.СМИРНОВ